В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нефтяные пятна на экологической репутации Назад
Нефтяные пятна на экологической репутации
Российская экономика, как это ни банально звучит, все еще весьма зависима от экспорта углеводородов. Цены на нефть на мировых рынках остаются на высоком уровне и имеют тенденцию к дальнейшему росту. Рост доходов от российского экспорта в значительной степени сдерживается возможностями транспортировки "черного золота". Пока предлагаются различные проекты строительства трубопроводов в южных и восточных направлениях, в Ленинградской области активно развиваются нефтеналивные порты. Порт Приморск, по мнению многих, является эталоном развития экспорта через Балтийское море. Развивается порт Высоцк, строится порт в Усть-Луге, с нефтепродуктами работают порты Санкт-Петербург и Выборг, планируется строительство новых терминалов. В СЗФО развиваются и порты в Мурманской и Архангельской областях.

Транспортировка нефти выгодна не только стране в целом, но и непосредственно региону. Однако увеличение транспортировки нефтеналивных продуктов и открытие новых портовых мощностей на Балтике требуют общественного контроля, контроля со стороны природоохранных организаций и четкого понимания на уровне ведомств, регулирующих данный вопрос, необходимости пересмотра ныне существующей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ЧП в Тверской области, где произошло крушение поезда с мазутом и загрязнение реки Вазузы, которое специалисты оценивают как катастрофическое, - лишнее тому подтверждение. Положительная оценка экспертами экологической обстановки в Финском заливе не должна восприниматься как нечто постоянное. О путях взаимодействия местных и федеральных властей, профильных служб и коммерческих структур в условиях ЧП, вероятность которых возрастет при наращивании перевалки нефти через Балтику, рассуждали участники круглого стола "Экология Ленинградской области и развитие нефтеналивных портов: проблемы и решения", который прошел в петербургском пресс-центре "Росбалта".

Представим, что нефтеразлив произошел в акватории, не относящейся ни к фарватеру, за который несут ответственность федеральные службы, ни к порту, где ликвидацией должны заниматься уже портовые службы. Вода - субстанция подвижная. Где окажется нефтяное пятно через несколько часов, предсказать зачастую невозможно. Велика вероятность того, что разлив нефти приведет к загрязнению суши - и тогда заниматься проблемой будут вынуждены региональные структуры и МЧС.

Поиск виноватых для определения источника финансирования расходов на природоохранные мероприятия чаще всего обречен на провал - течения и ветры делают практически нереальным определение истинного источника загрязнения, да и времени на поиски в подобных ситуациях не бывает. В отличие от зарубежных стран, у нас не существует постоянного контроля водной поверхности с воздуха, что могло бы помочь в определении судна - виновника загрязнения. Мониторинг же ситуации с судов, по мнению специалистов, неэффективен. Нельзя полагаться и на данные, передаваемые со спутников, так как вести наблюдение в постоянном режиме они не могут. Оптимальным вариантом решения проблемы был бы контроль с вертолетов, но в настоящий момент на это нет средств.

Единственный выход - договориться и определить заранее степень ответственности и участия представителей всех заинтересованных структур для четкой координации действий в случае возникновения экологической опасности. Ни у кого из участников круглого стола не возникло возражений по поводу необходимости создания подобного координационного центра.

"Нет достаточной законодательной базы, есть разрозненность сил и средств, нет пути урегулирования споров, взаимопомощи и координации", - заявляет начальник аварийно-спасательной службы ЗАО "Морской портовый сервис" (порт Приморск) Дмитрий Костин. Это подтверждает и Виктор Соловьев, главный специалист отдела навигации и экологической безопасности Администрации морского порта Санкт-Петербург: "Администрация морского порта должна организовывать и руководить мероприятиями по ликвидации разливов нефти. К сожалению, это декларируемо Администрацией морского порта, но законодательством не предусмотрено, на какой основе. У Администрации морского порта нет техники и сил для этой работы, и не прописано, на какой основе мы должны взаимодействовать с Балтийским бассейновым аварийно-спасательным управлением и прочими службами".

По признанию начальника отдела предупреждения и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах Северо-Западного регионального центра МЧС РФ Евгения Дюкова, спасатели имеют мало опыта в ликвидации нефтяных разливов на море. Например, при разработке планов по ликвидации подобных экологических катастроф специалисты МЧС не учитывали того, что в отличие от нефти и бензина мазут тонет в воде, а отработанной технологии очистки дна в России пока что нет.

Активное участие государства нужно не только для создания четких "правил игры", которых ждут порты, МЧС и местные власти. Необходимо также введение в обязательном порядке систем постоянного мониторинга водной поверхности, оснащение ответственных ведомств современной техникой, способной справляться с большими объемами нефтеразливов, введение обязательного сопровождения для танкеров.

Все это уже используют в портах России и Ленинградской области. Современные локационные системы, способные отслеживать ситуацию и позволяющие оперативно реагировать на возможные ЧП, существуют, но только в зоне ответственности коммерческих структур, занимающихся транспортировкой нефтеналивных продуктов и озабоченных собственной репутацией. Так, по словам Дмитрия Костина, порт Приморск оснащен всеми современными средствами для ликвидации возможных разливов, производится обязательное окружение бонами каждого швартующегося танкера. Это средство профилактики разливов используют и другие порты СЗФО, например, порт Витино (Мурманская область). Данные меры предосторожности обоснованы - в непосредственной близости и от порта Приморск и от порта Витино, и от продолжающего вводить новые мощности порта Высоцк располагаются заказники и заповедники. "Мы обеспечены бонами, скиммерами и судами, но у нас, в отличие от Скандинавских стран (Норвегия, Швеция, Прибалтийские страны) хуже налажен мониторинг загрязнения, будь то сбросы каких-то судов, идущих по фарватеру. Имеется в виду аэромониторинг и космический - то, что сейчас уже реально существует", - отмечает Владимир Кованько, главный эколог ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II". .

Как показывает опыт Витино, соседство нефтеналивной базы в случае соблюдения рекомендаций экологов не оказывает негативного воздействия на заповедник Кандалакшского залива. "Прежде всего, при создании нашего порта мы пришли к выводу, что необходим постоянный контакт с научной общественностью, занимающейся акваторией Кандалакшского залива, что нам необходимо знать и понимать, что происходит в этом районе", - подчеркнул в ходе круглого стола председатель комплекса "Белое море" (порт Витино) Александр Митрофанов. "Любое техногенное общество загрязняет окружающую среду постоянно и некоторые изменения отследить, к примеру, со спутника, нельзя. Однако если ведется постоянный экологический мониторинг, как в Витино, можно отследить постепенные изменения в сообществе и принять решения по изменению, к примеру, технологий предприятия", - отмечает заместитель заведующего Беломорской биологической станции Евгений Козминский.

В Витино взаимодействие бизнеса и биологической станции является собственной инициативой администрации порта. Директор Центра независимой экологической экспертизы РАН Вениамин Худолей считает, что научное сопровождение подобных проектов должно быть введено повсеместно. Дело это затратное и трудоемкое - как на стадии наблюдения, так и на стадии ликвидации последствий. Например, стоимость реабилитации одной пострадавшей от разлива нефти птицы составляет $10 тыс. (!), а для осуществления этой процедуры необходимо специальное оборудование.

Без соблюдения, в том числе, и таких условий прервать поток жалоб отечественных экологов и успокоить их зарубежных коллег не удастся. К слову, интерес иностранных общественных экологических организаций можно оценивать двояко. Помимо бескорыстного беспокойства об экологии России стоит учитывать, что зачастую зарубежные коммерческие структуры склонны разыгрывать экологическую карту в конкурентной борьбе. Заглушить гул недовольных голосов экологических активистов вполне возможно, тем более, что, к примеру, при строительстве порта Высоцк, проект прошел Международную экологическую экспертизу, и это не единичный случай в российской практике. "Обществу нужно договориться, какой риск считается допустимым при нефтеперевозках. И здесь я готов противопоставить интересы общества интересам государства. Окружающую среду надо сохранить не только для себя, но и для будущих поколений", - подвел резюме дискуссии заместитель директора по науке Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН Михаил Бегак.

Мария Уралова, ИА "Росбалт"

18/07/2005

www.rosbalt.ru

Док. 589666
Перв. публик.: 18.07.05
Последн. ред.: 11.09.09
Число обращений: 0

  • Худолей Вениамин Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``