В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реформа судостроения уже началась Назад
Реформа судостроения уже началась
30 октября ФГУП "Адмиралтейские верфи" передали ОАО "Совкомфлот" крупнотоннажный танкер-продуктовоз "Таврический мост", в рамках контракта - шестой по счету. В ближайшее время Минпромэнерго и Минэкономразвития представят в правительство РФ предложения о структурных преобразованиях в судостроительной отрасли, а также о примерном составе создаваемых интегрированных структур в рамках стратегии развития отечественного судостроения до 2030 года. Церемонию передачи ФГУП "Адмиралтейские верфи" танкера ОАО "Совкомфлот" можно считать шагом в направлении этих преобразований.

Наведение "мостов"

Как сообщил на церемонии подписания акта передачи танкера первый заместитель гендиректора ОАО "Совкомфлот" Игорь Борисенко, общий дедвейт флота компании в настоящее время уже превысил отметку 4 млн тонн. "Таврический мост" - шестое судно в серии танкеров-продуктовозов, построенных для ОАО "Совкомфлот" на "Адмиралтейских верфях". Дедвейт танкера - 47 400 тонн, длина - 182,28 м., ширина - 32,25 м., дальность плавания - свыше 15 тыс. миль.

Танкер предназначен для перевозки в 10 грузовых танках до 5-ти различных видов груза одновременно, включая сырую нефть и нефтепродукты, и будет работать по контракту с одним из крупнейших в мире ойл-мэйджоров - компанией "Тоталь". За один рейс с полной загрузкой танкер способен перевезти количество бензина, достаточное для заправки свыше 1 млн. автомобилей-среднелитражек.

При этом Борисенко заявил, что его компания приняла решение увеличить серию танкеров этого типа, строящихся на "Адмиралтейских верфях", еще на 3 судна. И со своей стороны генеральный директор ФГУП "Адмиралтейские верфи" Владимир Александров не стал скрывать удовлетворения таким решением партнеров: "Мы рады, что "Совкомфлот" поручил нам выполнение этого заказа, и что было принято решение продолжить эту серию строительством еще трех танкеров", -подчеркнул он на церемонии.

Более того, там же были названы сроки реализации следующего контракта между судовладельцами и судостроителями. Напомним, 17 мая ОАО "Совкомфлот" и ФГУП "Адмиралтейские верфи" подписали контракт на строительство двух арктических танкеров-челноков усиленного ледового класса дедвейтом по 70 тыс тонн. Как стало известно, в настоящее время верфи работают над проектированием данного танкера и производят закупку стали. Технический проект разрабатывает компания Aker. Все проблемы и согласования техпроекта завершены, и все работы ведутся в соответствии с графиком. По словам Александрова, передать заказчику первый танкер ФГУП "Адмиралтейские верфи" планирует в мае 2009 года, а второй в октябре 2009 года.

В итоге ОАО "Совкомфлот" имеет полное право позиционировать себя как единственную российскую судоходную компанию, осуществляющую серийные заказы на строительство крупнотоннажных судов в России. "Сегодняшнее событие - это характерный пример сотрудничества российских компаний по реализации взаимовыгодного сотрудничества. Эта связка между экспортером, судостроителем и судовладельцем является залогом взаимовыгодного сотрудничества", - сказал Борисенко.

Магическая логика

Борисенко не случайно вспомнил о связке между экспортером, судостроителем и судовладельцем. Более четко на церемонии этот вопрос прояснил заместитель министра промышленного развития и энергетики Андрей Дементьев: "Один из вариантов стратегического развития мы видим в развитии так называемого треугольника: российский грузоотправитель - российский перевозчик - российский судостроитель. От такого сотрудничества мы рассчитываем получить результат".

Дело в том, что рассмотрение подготовленной Минпромэнерго долгосрочной стратегии развития отечественного судостроения предполагается на одном из ближайших правительственных заседаний. И, предваряя это рассмотрение, глава Минпромэнрго выступил с докладом в газете "Ведомости", где заявил: "Никакой господдержкой не исправить кризисной ситуации, если в этой сфере не сложился своего рода магический треугольник: грузовладельцы (грузоотправители), грузоперевозчики-судовладельцы и судостроители".

Иначе говоря, лейтмотив концепции развития отрасли - создание такого триумвирата, а сотрудничество "Совкомфлота" и "Адмиралтейских верфей" - серьезный шаг в данном направлении.

Более того, вполне логично напрашивается вывод, что при разработке будущих стратегий министерство как раз и опиралось на опыт сотрудничества двух отечественных компаний. Не зря на официальном сайте Минпромэнерго в тезисах выступления Виктора Христенко на форуме "Эксперт 400" 20 октября есть следующий эпизод: "Хорошим примером взаимодействия государственных ведомств и предприятий может служить взаимодействие ЗАО "Севморнефтегаз" (дочернее предприятие "Газпрома"), ОАО "Совкомфлот" с ФГУП "Адмиралтейские верфи" и с ФГУП "ПО "Севмаш" по созданию техники для освоения месторождения континентального шельфа "Приразломная". Мы расцениваем этот проект как пилотный и перспективный, и прикладываем, и будем прикладывать серьезные усилия по организации данного сотрудничества. Поскольку в результате реализуются достаточно крупные контракты на строительство двух уникальных танкеров и крупнейшей в отечественной практике буровой платформы".

Щепетильный вопрос

Впрочем, у данного процесса можно было бы поискать оборотную сторону. Если, например, в гражданской авиации авиакомпании не считают даже нужным скрывать, что покупают самолеты отечественного производства только под правительственным нажимом, то можно было бы предположить, что и здесь мы имеем дело с чем-то подобным.

Однако Борисенко на церемонии заявил, что "Совкомфлот" при выборе судостроительного предприятия для размещения заказа его компания не испытывала никакого административного давления: "Мы опираемся на определенный коммерческий расчет. Мы, конечно, ожидаем, что на своей верфи получим условия не хуже, чем заграницей, а иногда нам даже предоставляют и более лучшие условия, чем зарубежные судостроительные верфи".

Поэтому уже сегодня можно предположить, что государство определилось с общей направленностью будущих реформ и фактически начало продвигать уже отработанную на практике схему - "груз-судовладелец- верфь", причем все свое, родное.

Игорь Чубаха

Росбалт, 31/10/2006

Док. 590147
Перв. публик.: 31.10.06
Последн. ред.: 14.09.09
Число обращений: 0

  • Александров Владимир Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``