В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алтайская охота не дошла до кровавого Банных Назад
Алтайская охота не дошла до кровавого Банных
Анатолий Банных вновь демонстрирует таланты выживаемости в труднодоступной горнотаежной местностиОхота за горными козлами убила федерального чиновника, едва задев регионального олигарха

Интрига последних посленовогодних выходных с пропавшим в Республике Алтай вертолетом получила ожидаемый финал. Полуразрушенный летательный аппарат был найден в районе горы Черная, недалеко от границы с Монголией. Однако беспрецедентные масштабы поисково-спасательной операции не привели к спасению высокопоставленного федерального чиновника, хотя и сумели предотвратить "вакуум власти" в Алтайском крае. Подробности читайте в материале "ФедералПресс".

"Сорок тысяч одних только курьеров" - эта цитата из "Ревизора" могла бы стать девизом поисково-спасательной операции, развернутой после исчезновения вертолета томского филиала "Газпромвиа", который следовал 9 января по маршруту Бийск - Кош-Агач и не вышел на связь в 14.00 местного времени. Хотя сам полуразрушенный вертолет был обнаружен во второй половине 11 января, такого количества людей и техники к поискам раньше не привлекалось. Только по официальным сообщениям пресс-службы ГУ МЧС по Республике Алтай, в поисках принимало участие около 100 человек, включая бойцов ОМОН, кош-агачских чиновников и даже отряд из Центроспаса, а по некоторым данным, количество задействованных людей составляло и 200, и даже 300. Территорию предполагаемого места аварии обследовало 3 вертолета и 2 самолета, по сообщениям СМИ, всего в операции участвовало 13 бортов.

Утром 11 января даже появился (хотя и был опровергнут) слух о приезде на Алтай главы МЧС Сергея Шойгу, несмотря на то что ранее министр вылетал на место происшествия только после масштабных стихийных бедствий - наводнений или землетрясения - для предотвращения гуманитарной катастрофы. Однако сам министр чуть было не выслал для поисков специальный спасательный самолет Бе-200 с тепловизорами.

Конечно, можно было бы поразмышлять на тему смягчения отношения чиновников к людям в условиях кризиса, но более актуальна старая шутка: "У нас все делается для блага человека... И мы знаем, как зовут этого человека". Действительно, среди пассажиров оказался полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин, человек на технической должности, но с очень уж высоким статусом - впрочем, иные люди должность начальника управления по внутренней политике администрации президента по три года и не занимают.

В любом случае формальных признаков катастрофы не было: вертолет просто не вышел на связь - могло произойти все что угодно: внештатная посадка или частная вечеринка в труднодоступном районе. Ведь люди (кроме Александра Косопкина среди пассажиров был вице-премьер Республики Алтай, глава ФПГ "Сибма" Анатолий Банных, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин и т. д.) летели на охоту на горных баранов и волков в Кош-Агачский район, расположенный на границе с Монголией. Как сообщили корреспонденту "ФедералПресс" в МЧС, спутниковые телефоны и некоторые другие коммуникационные устройства, по которым спасатели сначала хотели связаться с пропавшими охотниками, участники поездки оставили после промежуточной посадки на турбазе в райцентре Чемал. Не зря же они это сделали?

Кроме этого, уже когда все выяснилось, замглавы МЧС Павел Попов подтвердил, что люди, отправившиеся в экспедицию, располагали теплыми вещами и достаточным запасом продуктов. Ранее некоторые московские СМИ муссировали тему возможного голода после окончания якобы трехдневного запаса продуктов, хотя сибиряки относились к этой истерике довольно иронично. Действительно, сбор серьезного запаса продуктов и теплых вещей перед поездкой в горную тайгу трудно назвать дальновидным решением - скорее банальностью. Впрочем, московским коллегам можно многое простить в условиях посленовогоднего информационного голода.

Поиски, однако, были развернуты, но не давали результатов, и через полтора дня как за последнюю соломинку (по выражению людей, близких к правительству Республики Алтай) спасатели ухватились за какие-то огни, замеченные на севере Кош-Агачского района, в районе перевала Неожиданный. Территорию над участком обследовало сразу несколько воздушных судов, в район перевала спасатели пытались прорваться на снегоходах. Вечером 11 января вертолет был обнаружен в совсем другой части Кош-Агачского района, около горы Черной, расположенной в 50 км к югу от райцентра и в 15 км от Сайлюгемского хребта на российско-монгольской границе.

Хотя кампания шла в первую очередь ради Александра Косопкина, он оказался в числе погибших. Впрочем, по некоторым данным, представитель президента в Думе выжил после катастрофы и скончался только во время транспортировки в больницу в поселке Акташ, расположенном в 125 км от места происшествия. Любопытно, что выжил горно-алтайский чиновник и барнаульский "олигарх" Анатолий Банных, второй пилот Максим Колбин и два фотохудожника: Николай Капранов и Борис Белинский.

"По словам очевидцев, двигатели вертолета остановились прямо в воздухе, причина пока неизвестна", - заявила корреспонденту "ФедералПресс" пресс-секретарь правительства Республики Алтай Елена Кобзева. Как сообщила корреспонденту "ФедералПресс" пресс-секретарь ГУ МЧС по Республике Алтай Светлана Ляшко, двое из пострадавших - Банных и Колбин - находятся в хорошем состоянии.

Убедительная версия именно такого списка погибших и пострадавших выглядит следующим образом: после падения вертолета двигатель падает вниз, проламывая крышу, и убивает пассажиров, а Анатолий Банных, владелец собственного парка малых воздушных судов, вполне мог сидеть в кабине пилотов, возможно даже немного поуправляв вертолетом. Фотохудожники в условиях идеальной видимости тоже, скорее всего, находились в кабине, чтобы фотографировать пейзажи Горного Алтая. Второй пилот оставался в качестве ответственного члена экипажа. Сам вертолет, скорее всего, сумел относительно безопасно приземлиться благодаря режиму авторотации, когда после отказа двигателей энергия для движения винта отбирается от воздушного потока, создавая подъемную силу и обеспечивая достаточно мягкую посадку.

Благодаря тому, что вице-премьер Республики Алтай и глава "Сибмы" выжил, осталась нереализованной и целая политическая линия, связывающая РА и Алтайский край, ведь Анатолий Банных не только работает в правительства РА, но и владеет целом рядом активов в Алтайском крае. Именно с его именем связывают контроль над Барнаульской городской Думой, наблюдатели довольно открыто говорят о влиянии Банных на мэра Барнаула Владимира Колганова и о его конфронтации с губернатором Алтайского края Александром Карлиным. В случае гибели такого человека в крае вполне мог возникнуть политический и даже экономический вакуум: глава группы "Сибма", например, влияет на большую часть ключевых алтайских СМИ. По какому сценарию развивалась бы ситуация в регионе, даже трудно предположить. Но понятно, что 2009 год стал бы годом жаркого политического торга и острой борьбы за "наследство Банных".

Отдельное любопытство вызывает еще одна линия, связанная с главой "Сибмы". Владелец целого ряда самолетов и вертолетов Анатолий Банных, увлекающийся высокогорными полетами, уже оказывался в нештатной ситуации, связанной с авиацией, когда он в 2005 году провел несколько дней в тайге после поломки своего вертолета с красноречивым названием Robinson. Так что неясно, что же это было на сей раз: поединок Анатолия Банных со своей кармой или звезда, которая спасла его и еще трех человек по принципу "снаряд два раза в одну воронку не падает".

Док. 591246
Перв. публик.: 07.09.09
Последн. ред.: 17.09.09
Число обращений: 0

  • Карлин Александр Богданович
  • Шойгу Сергей Кужугетович
  • Колганов Владимир Николаевич
  • Банных Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``