В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наутилус Помпилиус - статья в Рок-Глобус Назад
Наутилус Помпилиус - статья в Рок-Глобус
В последнее время много говорят об успехе свердловской группы <Наутилус Помпилиус>. Этот коллектив неизменно становился лауреатом практически всех последних фестивалей рок-музыки. Сегодня мы публикуем беседу нашего корреспондента с руководителем группы, певцом и гитаристом Вячеславом Бутусовым.

- Слава, с чего начался <Наутилус Помпилиус>?

- Я думаю, что точкой отсчета можно считать время учебы в Свердловском архитектурном институте, где я познакомился с Димой Умецким - бас-гитаристом группы. А интерес к музыке и желание играть возникло намного раньше.

- Вы по образованию архитектор?

- Да, мой дед хотел, чтобы его сын стал инженером, а внук - на ступеньку выше. Поскольку я окончил в свое время художественную школу, отец решил создать из меня некий конгломерат: художник-инженер. В итоге получился промышленный архитектор.

- Как восприняли родители, что вы в конце концов оставили работу по специальности и стали музыкантом?

- Они очень тяжело переживали. Особенно мама, ведь она когда-то работала в филармонии и знает, что такое труд музыкантов. Она расстроилась еще больше, когда я сказал, что мы работаем даже и не в филармонии.

- У вашей группы довольно оригинальное звучание, во всяком случае, отличное от многих. Что вы думаете о стиле группы?

- Когда мы собрались вместе, то решили, что у нас должен быть четкий ориентир в музыке. Тогда нам всем нравился, да и продолжает нравиться <Лед Зеппелин>, лекции буквально слушались под записи этой группы. Мы и играли <под Зеппелин>, пытаясь копировать, но вскоре поняли, что придерживаться каких-то строго определенных рамок, тем более играть <под кого-то> не имеет смысла. Для меня, например, сегодня представляет большой интерес группа <Токинг Хэдз>. Эта группа <новой волны>, но она использует в своих композициях множество элементов различных музыкальных стилей.

- Часто говорят, что рок - религия современной молодежи. Что вы об этом думаете?

- Для меня ясно одно: определенный момент веры рок в молодежь все-таки вселяет. Року многие верят сейчас больше, чем, допустим, некоторым лозунгам.

- Вы и многие самодеятельные группы сейчас становитесь официально признанными, то есть это уже не <подполье>...

- Рок-н-ролл никогда не может быть официальным, потому что это уже не рок-н-ролл. Подполье, <андеграунд> - его вотчина. Но в <андеграунде> существует некий потолок, у него ограниченные возможности. А у каждого нормального человека есть желание шагнуть вперед, сделать что-то еще. И то, что мы выходим на какие-то новые рубежи, вполне закономерно. Хотя многие наши друзья этого не понимают и считают нас кто предателями, кто дураками и т. п.

- По-вашему получается, что самодеятельность несовершенна. А работа в филармонии - есть ли там возможность творить, развиваться?

- Филармония - прокатная контора, где берут уже готовое и эксплуатируют. Ведь там можно гонять одну программу лет пять и жить при этом совершенно спокойно. Пока что у нас нет такой организации, в которой для музыкантов возможно настоящее творчество, настоящий поиск. Но получается так: человек собрался, грубо говоря, писать песню - подошло настроение, нашло вдохновение - все-таки это творческий процесс, очень сложный и тонкий. А к нему врываются люди и говорят: парень, у тебя с сегодняшнего дня по Камчатке гастроли на месяц, собирайся! И руководят этим люди совершенно далекие от музыки. Коллектив же сам должен планировать такие вещи и в зависимости от необходимости выбирать то, что нужнее - гастроли, записи или отдых. Мы давно пришли к мысли о том, что, пока группа не станет самостоятельной юридической единицей, все будет оставаться по-прежнему. И еще. Существует цензура, это, по сути, закон, запрещающий пропаганду войны, насилия... Но есть еще и масса худсоветов, каждый из которых считает своим делом пере

делать что-то в произведении так, как считает нужным. А я считаю, что худсовет, который внутри нас,- самый главный худсовет. И никто не заставит человека молчать о том, о чем он хочет говорить.

- Какая публика вам нравится?

- Та, что нас понимает. Кто это? В основном люди от 25 до 40 лет,- для нас интересна аудитория, которая может еще и конструктивно критиковать, не оголтело, а по существу. И получается, что это уже не просто публика, а круг общения. Ведь самая большая польза из всего, что мы делаем.- это то, что мы сегодня имеем возможность общаться с людьми.

- Что вы думаете о сегодняшнем положении советской рок-музыки?

- Положение, я считаю, стабилизировалось. Даже если сейчас начнут что-то запрещать, рок не исчезнет. Начнут зажимать - появится <андеграунд>, <подполье>. А многие у нас, между прочим, любят подпольную деятельность. И некоторым группам именно в такой ситуации стало бы намного легче.

- Кто из самодеятельных музыкантов вам нравится?

- Я в основном отдаю предпочтение Ленинграду. Не потому, что в других местах ничего интересного нет, просто я считаю уровень ленинградских групп достаточно высоким. Мне нравится <Кино>, <Алиса>, <Аквариум>, <Телевизор>, <Игры>. В Москве я выделил бы <Бригаду С> с их манерой мыслить. Но этот набор не говорит о том, что раз мне это нравится, то остальное я не слушаю и слушать не стану. С удовольствием бы познакомился с работами других музыкантов, но мы не обладаем исчерпывающей информацией о том, что творится в других городах. И плохо, ведь необходимо слушать разную музыку - это обогащает.

- А кто нравится из профессионалов?

- Среди формальных? Дело в том, что я считаю профессионалом не того, кто имеет <корку>, а того, кто делает свое дело с душой, полностью выкладываясь. Например, Алла Пугачева меня убеждает. То, что она делает, делает убедительно. Я не могу сказать, что получаю от ее песен максимальное удовлетворение, но тем не менее.

- То есть <андеграунд> все-таки интереснее?

- Вот именно, интереснее. Там как-то веселее, там живее мыслят. Плохо ли ребята играют, хорошо ли, но ни в коем случае не скучно. Я говорю это не для того, чтобы все сразу полюбили рок-н-ролл, нет. Не надо всем его любить, надо научиться относиться к нему нормально.

- Что такое, по-вашему, фольклор и лжефольклор?

- Подлинным фольклором у нас называются попытки сделать <один в один> то, что люди когда-то делали не напрягаясь. А лжефольклор - это <Песняры>, <Ариэль> с их обработками народных песен. Но что такое фольклор? Народная песня. А каких времен? Ведь с появлением городов в них пели уже не те песни, что в деревнях.

- Что, по-вашему, означает быть хорошим человеком?

- Хороший человек - это человек без предвзятости, снобизма. Интересный собеседник. И вообще, хороший человек - это и настроение и поддержка в жизни.

- Некоторое время назад рок-музыканты были едва ли не единственными, кто выступал со сцены с критикой различных сторон действительности, сегодня газеты заполнены весьма острыми критическими статьями. Что же остается делать рок-музыке в таком случае?

- Социальной критики действительно по объему стало больше. Но я не считаю это тупиковой ситуацией для рок-н-ролла потому, что существует масса проблем общечеловеческого характера. Да и всегда найдется что критиковать. Весь вопрос в том, как это делать, какими средствами? К тому же, мне не кажется зазорным петь о любви, хотя сейчас нас многие за это ругают, говорят, что мы стали <эстрадниками>. Но ведь нельзя отвергать произведение только из-за того, что оно о любви или дружбе. Петь можно обо всем - лишь бы было интересно. Вся мировая литература, все искусство построено, в принципе, на одной теме - любви. Разница лишь в том, насколько талантливо раскрыта эта тема мастером. Вот, скажем, чем Гребенщиков противопоставил себя <андеграунду>? Тем, что вместо того, чтобы критиковать, скалить зубы, звать народ на битву, он поет вроде бы непонятно о чем. Куда бежать? Кого бить? Никаких конкретных адресов. А по-моему, его творчество ближе к общему понятию культуры и искусства.

Есть и другая позиция, и я ее не осуждаю. В жизни хватает и грязного и отвратительного. И не будь конкретных панков с их взглядами, песнями, мыслями, кто, кроме них, стал бы руки пачкать?


- В одной из ваших песен есть строчка: <Мне страшнее Рэмбо из Тамбова, чем Рэмбо из Айовы>. Это о <люберах>?

- Не только. Ведь сейчас они только получили такое название, а по сути, они были всегда - попросту хулиганы, которые таким образом показывают непонятно что: то ли свою тупость, то ли смелость, то ли силу. Больше ее проявить им вроде бы негде - в космос не посылают, вот и совершают свои <подвиги>, ищут, где бы избить кого-нибудь или самому получить, чтобы потом было о чем вспомнить. Что же касается песни, то, конечно, опаснее не заморский киногерой, а сосед, который может быть и <покруче> его.

- В песне <Ален Делон> описана довольно безрадостная жизнь девушки. Я слышал такое мнение: всего этого нет в жизни, ситуация в песне надуманная.

- Такое в жизни, к сожалению, есть. Выдумывать это? Есть вещи, которые трудно выдумать. Но я не считаю, что нужно конкретизировать: указывать год рождения героини, адрес и т. д. уже потому, что есть основания думать: это - не единственный случай. По большому же счету, основная идея не в трагизме положения конкретного человека, а в восприятии этого положения. Ведь бывают же в жизни ситуации, когда люди в силу определенных обстоятельств готовы покончить жизнь самоубийством. Один отмахнется: а, ерунда, проживем, а другой не может, срывается. Нужно об этом петь или нет? Отвечу так - мне нужно, и я пою.

- Я разговаривал с очень многими людьми, и все признают песню <Скованные одной цепью> одной из ваших лучших композиций. Что вы думаете об этой песне?

- Она замышлялась как программа к действию, где очень много всего сказано и недосказано. Сейчас же для себя мы решили, что <Скованные одной цепью> - словно точка в подведении итогов. По аналогии с комсомольским отчетом: вот тут плохо, тут и тут. Надо исправлять ошибки

- Что такое, по-вашему, ощущать себя свободным?

- Свобода в определенном смысле ко многому обязывает. Внутренние обязанности появляются у человека, когда он абсолютно свободен от всяческих наблюдений, наставлений и приказов. Грубо говоря, когда моя жена уезжает в командировку, я получаю определенную свободу. Но она обязывает меня кормить ребенка, следить за собой, убирать квартиру. Поэтому я считаю, что свобода - это способность каждого человека относиться к определенным обязанностям ответственно.

- Конфликт поколений. Можно ли и как его избежать?

- Конечно, можно. В этом я убедился на примере своих родителей. Они успокоились, когда увидели, что от меня - музыканта - общественной пользы больше, чем от рядового архитектора. Также нужно убедить старшее поколение в том, что мы тоже что-то можем. Они-то ведь считают, что именно их поколение все сделало. Говорят: вот мы раньше с кайлом что вытворяли, а вы с компьютерами ничего сделать не можете. Умные стали! Начитанные! И денег вам больше давай! Конечно, переубедить таких трудно. Но ведь необходимо учитывать и ситуацию. И наше поколение может свою кровь проливать, если нужно.

- Что вам нравится и не нравится в современной молодежи?

- У меня нет возможности общаться с очень молодыми. Но впечатление, которое они производят, в общей массе такое: какие-то флегматичные. Может быть, чисто внешне. Но, с другой стороны, они более раскованные, более независимые в суждениях, чем были мы.

- В одной из статей я прочел следующее: рок - это музыка, отражающая спазмы индивидуализма, издержанной и закомплексованной жизни, пустоту. Вы с этим согласны?

- Конечно. И закомплексованность, и пустоту. Но дело в том, что однозначно относиться к чему-либо - это неправильный подход. Так можно очернить все, что угодно. Это не искусствоведческий подход. Получился лозунг, под который можно встать и начать вырубать то, что не нравится. Я никогда не кричал и не размахивал знаменем, что рок-н-ролл - это самая лучшая музыка, которая когда-либо существовала в мире. Нет, в роке есть хорошее, есть и плохое. Но почему бы не научиться отбирать только хорошее, кому нужно плохое? Никому.

Н. Арефьев

18.09.2004

Док. 591772
Перв. публик.: 18.09.04
Последн. ред.: 18.09.09
Число обращений: 0

  • Бутусов Вячеслав Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``