Сольная карьера этого музыканта началась в конце 1997 года после роспуска популярной группы Наутилус Помпилиус. Первый его альбом "Овалы", записанный при участии бывшего гитариста группы Кино Ю. Каспаряна, и ещё содержащий в себе отголоски творчества НП "гитарного" периода, пользовался весьма скромным успехом (в хит-парады и на радио попала лишь песня "Берег"). Последующие сольные работы Бутусова были как правило, попытками уйти от наследия некогда возглавляемой им группы, либо кардинально это наследие переосмыслить. В их числе - "саундтрек несуществующего фильма" "Доктор Фауст, пернатый змей" (вновь записанный при участии Юрия Каспаряна) и концертная программа "Новое Лицо", в которой хиты "НП" подвергались "критическому переосмыслению" (а по мнению некоторых - просто надругательству) при участии оркестра народной музыки и комик-труппы. Все остальные концертные программы Бутусова представляют, как правило, "камерные" выступления под акустическую гитару.
В 2000 году Бутусов принял участие в сборном проекте Бориса Гребенщикова и Анатолия Гуницкого "Пятиугольный Грех", исполнив песенку "Лабрадор / Гибралтар" (впоследствии вошедшую на саундтрек к боевику "Брат-2", где также прозвучала новая, "хоровая" версия "Гудбай, Америка!"), а также записал при участии группы Аквариум (фигурировавшей на диске "Пятиугольный Грех" как Террариум) ещё один вариант старого хита НП "Титаник", и выпустил в сотрудничестве с экспериментально-электронным коллективом Deadушки (известным, в частности, по работам с тем же Гребенщиковым) программу "Элизобарра-Торр". Последний альбом именно благодаря своей "электронности" напоминает старый-добрый "НП" периода "Князя Тишины".
В начале 2001 года распространилась информация о том, что "Князь Тишины" собирает новую группу.