В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Руководители муниципалитетов Пермского края пока не готовы объединяться Назад
Руководители муниципалитетов Пермского края пока не готовы объединяться
Мэрские сомнения

К заявлению губернатора Пермского края Олега Чиркунова об объединении муниципалитетов мэры относятся с опаской, однако, скорее всего, им придется объединяться - эксперты предрекают неизбежность процесса. Мнения по поводу возможного объединения территорий Пермского края разделились. Как выяснилось, представители крупных муниципальных образований края относятся к инициативе губернатора довольно осторожно: они не видят в этом экономической выгоды. А преференции инициаторам объединения, обещанные губернатором, на сегодня слишком туманны - как они будут выглядеть, пока никто не знает. Территориям более мелким перспектива объединиться с крупным и состоявшимся соседом, напротив, очень даже улыбается. Их выгода очевидна и без всяких преференций. Подробности - в материале "УралПолит.Ru".

Игорь Штэник, глава Кизеловского муниципального района, считает, что "муниципалитету с населением менее 60 тыс. человек сегодня существовать очень сложно". "К сожалению, на этом совещании не было нашего коллеги из Александровска, - говорит Штэник, - но с Виктором Цеовым, главой Губахи, мы предварительно этот вопрос обговорили". Но и глава Кизеловского района осторожен в своих суждениях по поводу возможного объединения: "сейчас нужно считать, насколько это экономически выгодно, и есть ли в этом смысл".

Глава администрации Губахи, Виктор Цеов, считает, что настроения глав муниципалитетов на этот счет - "очень осторожные". "Конкретного закона, положения об объединении еще и в помине нет, говорит Виктор Цеов. - Такие территориальные изменения должны решаться референдумом. И как на них среагирует народ - это еще вопрос. Есть, конечно, города, которые явно не могут сами выжить. Например, Гремячинск. Кизел еще как-то пытается, честь им и хвала".

В целом Виктор Цеов считает, что "все это еще в очень отдаленной перспективе". Кроме того, он не уверен, что объединение может быть выгодно всем: "Если инициатива по объединению должна исходить снизу - тогда где стимулы?". Он добавил, что этот вопрос будет обсуждаться на заседании ассоциации "Союз", которое пройдет 13-14 июня. "Но тоже в первоначальном и ознакомительном варианте", - добавил глава Губахи.

"Кроме того, - добавил Виктор Цеов, - я думаю, что в условиях объединения муниципальная власть понизит свой статус и утратит часть своего влияния".

Мэр Гремячинска Александр Лиллепеа отметил: "Всерьез пока никто не рассматривает эту перспективу. Когда будет на бумаге экономически доказана выгода объединения, тогда и будет разговор". Кроме того, он добавил, что "люди пока опасаются, что за каждой справкой придется ездить в два раза дальше, а это дополнительные транспортные расходы. Ведь все бюрократические инстанции наверняка перейдут в новый административный центр". Также он согласен со своим Губахинским коллегой насчет проведения референдума: "С юридической точки зрения - для изменения границ необходим референдум, а это опять же деньги".

Есть у Александра Лиллепеа и свое мнение о том, по каким критериям стоит объединять муниципалитеты: "К этому вопросу нужно подходить взвешено. Нужно смотреть, кто к кому тяготеет - исторически и экономически. Кроме того, если объединять, то слабого с сильным; а если слабого с таким же слабым - ничего хорошего из этого не выйдет".

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко заявил корреспонденту экспертного канала "УралПолит.Ru": "Такие вещи происходят регулярно. В Москве недавно прошло по этому поводу несколько референдумов". По мнению эксперта, в России очень запутанная система самоуправления, и есть очень много мелких муниципальных образований, которые тоже требуют какой-то бюрократии и своего чиновничьего аппарата. "Так что, - резюмирует Минченко, - в этом есть своя логика". Политолог привел пример в подтверждение своей точки зрения: "Есть в связи с этим и просто вопиющие примеры. В условиях отсутствия ограничения по явке, кандидат в депутаты в одном мелком муниципалитете был избран одним или двумя голосами. Этого не должно быть. Так что бывают случаи, когда объединение территорий выглядит вполне логично".

Напомним, как писал ранее "УралПолит.Ru", вчера, 7 июня, губернатор Олег Чиркунов заявил на Совете глав муниципалитетов края, что "мы будем приветствовать и поощрять инициативу объединения территорий. Более того, мы готовы предоставить существенные преференции территориям, проявившим инициативу объединения".

На сегодня в Пермском крае 47 муниципальных образований. В администрации края считают, что для эффективного управления регионом их должно быть как минимум в два раза меньше. Объединение позволило бы снизить расходы на содержание управленческого аппарата, увеличить доходную базу территорий, повысить управляемость всеми процессами.

Однако инициатива укрупнения районов, по мнению краевой власти, должна исходить от самих районов, которые в свою очередь должны иметь достаточные стимулы для этого.

На данный момент в крае только 7 муниципальных округов, численность населения в которых превышает или приближается к планке, обозначенной Игорем Штэником, - 60 тысяч человек. Березниковский, Краснокамский, Кунгурский, Лысьвенский, Пермский, Соликамский, Чайковский и Чусовской районы поддерживают численность населения и его относительное благосостояние за счет крупных промышленных предприятий, расположенных на их территории. Причем многие из этих предприятий являются градообразующими, а некоторые можно назвать и районообразующими. Каждый из этих округов можно назвать самодостаточным, однако сложно сказать, будет ли объединение происходить вокруг них. Эти округа и без того достаточно крупные. Однако укрупнение возможно, правда, незначительное, за счет присоединения соседей-малюток.

Есть в крае и несколько совсем мелких муниципалитетов, всего пять таких, где численность населения не достигает и 10 тысяч. Это Еловский, Уинский, Косинский, Кочевский и Юрлинский муниципальные районы. По всей видимости, эти районы и нуждаются в укрупнении, а точнее, в присоединении к более крупным соседям, больше всего. Однако их присоединение не приведет к достижению губернаторской планки - уменьшению количества муниципальных образований в два раза.

Поэтому весьма вероятно объединение экономически сильных районов с районами, которые, может, и не являются малочисленными, но сами справиться со своими проблемами не могут. Как пример, наблюдатели приводят Кизеловский район. Город и сам район в советские времена жил и развивался за счет Кизеловского угольного бассейна. Почти все население работало на шахтах. Но из-за кризиса угольной промышленности район остался практически без средств к существованию. За исключением отдельных видов сырья (лес и пиломатериалы, отделочный камень) экспортный потенциал у района фактически отсутствует. В процессе реструктуризации Кизеловского угольного бассейна было создано три новых предприятия: ЗАО "Карбон-Кизел", которое довольно быстро обанкротилось; ЗАО "Кизел-Композит", которое тоже не оправдывает свое существование; и ЗАО "Кизел-Кровля", на котором уже давно планируется производство кровельных материалов.

Соседствует Кизел с Губахинским районом, меккой любителей горных лыж со всего края. Кроме туризма, активно развивается в районе химическая промышленность, которая представлена такими гигантами, как "Метафракс" и "Губахинский кокс". В целом, в районе экономическое положение на порядок лучше, чем в Кизеловском. Поэтому это слияние выглядело бы вполне логичным. И, тем не менее, возможность его остается под вопросом. В Губахинском районе также множество проблем, и поможет ли объединение решить их в тройном объеме, по мнению экспертов, остается под вопросом.

"УралПолит.Ru" будет следить за развитием событий.

© Экспертный канал "УралПолит.Ru" Алексей Бурков

08.06.2007
www.stratagema.org

Док. 592519
Перв. публик.: 08.06.07
Последн. ред.: 22.09.09
Число обращений: 0

  • Лиллепеа Александр Эрихович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``