В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Межевич: `В бизнесе главный принцип - порядочность` Назад
Анатолий Межевич: `В бизнесе главный принцип - порядочность`
Продукция НПП "Буревестник" хорошо известна в нашей стране: изготовленные здесь приборы используются в лабораториях предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности, НИИ и ВУЗов, академических учреждений и строительных организаций, органов санэпидемнадзора, больниц и поликлиник
ОАО "Научно-производственное предприятие "Буревестник" (правопреемник Ленинградского НПО "Буревестник") - это крупнейшее в России предприятие, где ведутся исследования, разрабатывается и производится рентгеновская аппаратура для научных и промышленных целей, а также другие типы аналитических и медицинских приборов. История предприятия насчитывает более 40 лет, из которых не менее 30 оно работает на мировом рынке. Предприятие является лидером в разработке и производстве рентгенолюминисцентных сепараторов для обогащения алмазосодержащих руд и россыпей. 23 февраля прошлого года НПП "Буревестник" выпустило тысячный сепаратор для алмазодобывающей промышленности, который был поставлен акционерной компании "АЛРОСА" - отечественной компании, одному из крупнейших в мире производителей сырых алмазов А сегодня в НПП "Буревестник" разрабатываются новые модели сепараторов как для добычи алмазов, так и для обогащения других видов минерального сырья (руд черных и цветных металлов, нефелиновых и пр.) и вторичного сырья (шлаков, лома черных и цветных металлов), а также новые типы приборов: для рентгеноструктурного и рентгеноспектрального анализа, медицинского назначения, в том числе для массовых лабораторных анализов и другие типы аналитических приборов.
Нынешнему устойчивому положению предприятия предшествовали более десяти тяжелых лет: обвал отечественной науки, ликвидация СЭВ, распад Советского Союза, кризис в промышленности - все это фактически полностью разрушило рынок... Распались многие НПО, часть из них перестала существовать. НПП "Буревестник" выстояло.

- Что, по мнению генерального директора НПП "Буревестник", позволило предприятию устоять, не потеряв прежнего имиджа?
- Наверное, прежде всего то, что мы рассчитывали на свои силы, на взаимодействие со своим стратегическим партнером ("АЛРОСА"), на качество своей продукции, квалификацию своих специалистов. За годы перестройки и так называемых экономических реформ нам пришлось закрыть ряд субнаправлений нашей деятельности, существенно сократить численность. В самые тяжелые годы (1989-1995) нас "вытянуло" одно из более чем двадцати субнаправлений - рентгенолюминесцентные сепараторы для алмазодобывающей промышленности. Однако нам удалось сохранить научно-производственный потенциал и в тех субнаправлениях приборостроения, которые мы считали потенциально необходимыми для нашей промышленности. В этих направлениях мы не стояли на месте: вели новые разработки, совершенствовали и модернизировали перспективные модели, улучшали технологию на производстве, внедряли автоматизацию проектирования (САПР), кроме того, совершенствовали структуру предприятия, перестраивая ее в соответствии с конъюнктурой рынка и пр. И когда после известных событий августа 1998 г. началось некоторое оживление в промышленности и, соответственно, рост заказов на нашу аналитическую аппаратуру, нам было, что предложить потребителю из новых разработок. Например, в текущем году мы произведем и поставим потребителю пять партий новых изделий. Приятно отметить, что много заказов поступило от потребителей, с которыми мы сотрудничали ранее, при советской власти. Например, в прошлом году мы получили заказ, а в нынешнем его выполнили, от ОАО "Норильский никель" на поставку автоматизированной системы аналитического контроля (АСАК) Талнахской обогатительной фабрике Норильского горно-металлургического комбината. Эта система построена на базе 4-х многоканальных рентгеновских спектрометров для анализа пульпы в потоке типа АР-31Н, полностью компьютеризирована, обеспечивает ежечасный количественный анализ всех технологических продуктов обогащения и передачу полученных данных на верхний уровень управления технологическим процессом. В рассматриваемый период, если бы мы ожидали помощи от государства, мы бы погибли. Этот период характеризовался полным отсутствием промышленной политики в государстве. В последний визит президента РФ Б. Ельцина в 1997 г. в Петербург, на встрече с директорами ряда промышленных предприятий ему было заявлено еще раз, что в стране отсутствует промышленная политика. При нас, в очередной раз, было дано указание (А.Чубайсу) разработать ее в короткий срок. Но воз и ныне там...
Промышленники города (Ассоциация промышленных предприятий СПб, Союз промышленников и предпринимателей) не раз обращались к заезжим в Петербург высоким чинам (начиная с г-на В. Черномырдина) с конкретными предложениями по выходу из кризиса в экономике. В первую очередь всегда мы указывали на необходимость установления "правил игры" на достаточно длительный период (2-3 и более года), открытого обсуждения намечаемых конкретных шагов в экономике и, пожалуй, самое главное - результатов того или иного шага с целью своевременной корректировки следующих шагов. Скажите, разве можно построить производственные планы, подписать контракты на 2-3 года, если налоги, цены на услуги естественных монополистов меняют, когда вздумается? Или рубль неустойчив? Ответ понятен.
Вернемся к делам предприятия. В 80-е годы ЛНПО "Буревестник" в "усиленном составе" работал по проекту "Энергия-Буран". Последние 10 лет НПП "Буревестник" госзаказа не имел. Свою продукцию мы можем поставлять по госзаказу, мы закреплены за определенным военным представительством. Все необходимое для работы с ВП у нас сохранено. Качеством продукции, отработкой системы подготовки производства, контролем за ходом производства, тщательным контролем на финишной стадии изделий мы занимались все рассматриваемые годы, занимаемся и будем заниматься всегда, и чем дальше, тем все серьезней.

- Как Анатолий Межевич прокомментирует довольно обширный список специалистов, требующихся на работу в НПП "Буревестник", о чем гласит объявление у проходной? Это объясняется расширением производства, текучкой кадров?
- То, чем мы занимаемся - аналитическая техника, в первую очередь, использующая рентгеновское излучение, - это вообще самое сложное в приборостроении. Здесь необходим совместный труд людей многих специальностей: нужны разработчики - физики, химики, электронщики, специалисты по высоковольтной технике, вакуумной технологии, конструктора-механики высокой квалификации. Сохранив за годы реформ основной костяк специалистов, часть из них все же мы потеряли. Более 10 лет не было притока молодежи.
Теперь о производстве, о рабочем классе. В конце 80-х годов, при тогдашней эйфории, высказывались предположения, что параллельно с большими и средними предприятиями будут существовать многочисленные мелкие фирмочки (кооперативы, малые предприятия и пр.), которые хорошо умеют делать что-либо не самое сложное, определенные технологические операции. Например, одна фирмочка хорошо делает метизы, другая - печатные платы. Хорошо - это значит быстро, дешево, качественно. Но всего этого не получилось и нам, по-прежнему, приходится сохранять все многообразие технологий, которые необходимы при производстве разрабатываемой нами же аналитической техники. А это почти все специальности рабочих-станочников, а также сборочно-монтажных, регулировочных участков, гальваники, служб главного механика и энергетика. А люди стареют, уходят по возрасту, их надо заменять, поддерживать производство на необходимой мощности.
После августа 1998 г. у российских предприятий денег стало чуть больше. Осенью того же года появился рост заказов, который сохраняется до сих пор. Правда, надо сказать, что мы и до этого не простаивали без заказов. А в последний период стало больше заказов на аналитическую технику. Это потребовало интенсификации производства, что сказалось как на оборудовании, так и на персонале. Конечно, есть какой-то процент текучести кадров. Она меньше, чем при советской власти, но есть, прежде всего, среди рабочих. Связана она с тем, в основном, что они уходят на предприятия, где больше платят.
Итак, причины столь широкого приема на работу - смена поколений, некоторое оживление с заказами на аналитическую технику, плюс необходимость повысить эффективность производства (требуются специалисты более высокой квалификации). Мы нацелены на пополнение из ВУЗов. Нашим научным отделам особенно нужно молодеть. При интенсивной работе, такой как у нас сейчас, молодым специалистам нужно будет "расти" не менее трех-четырех лет.
С набором рабочих ситуация очень тревожная: их крайне мало. Сегодня вопрос подготовки рабочих основных профессий является для нашего города крайне острым, архиважным. Город не занимался им более 10 лет. Хотя профтехучилища, принятые городом на баланс, сохранились, но готовят они кого угодно, только не рабочих для промышленных предприятий. Численность рабочих за эти 10 лет упала резко. И когда появился некоторый рост заказов, рабочей силы стало не хватать. Тогда предприятия начали использовать самый простой прием - переманивать кадры друг у друга, привлекая их более высокой оплатой труда. Но это не выход из положения. Необходимо вернуться, и как можно быстрее, к централизованной подготовке рабочих основных профессий. Безусловно, при технической помощи и финансовом участии промышленных предприятий. Соответствующие предложения промышленниками города (Союз промышленников и предпринимателей) внесены и рассмотрены администрацией города. Но... пока не более. Другой важный момент нормализации отношений в цепочке работодатель - наемный рабочий - это появление в городе межотраслевого тарифного соглашения. До полноценного, наверное, доберемся не скоро. На первом этапе вполне достаточно определить (и законодательно закрепить) "вилки" тарифов основных специалистов по отраслям. Полезно также установить минимальную оплату труда в городе (помните, при советской власти было такое: 60, 80 рублей), независимо от форм собственности. К примеру, установить ее на уровне прожиточного минимума. Во-первых, части работающих стало бы легче жить, во-вторых, часть "черного нала" была бы легализована. Кроме того, от этого же уровня могли бы отталкиваться тарифы. Такие предложения Ассоциация промышленных предприятий уже внесла городским властям. Возможно, они не лучшие, но надо принимать меры, искать оптимальное решение. Только не бездействовать.

- В чем заключается секрет качества подготовки молодых людей, пришедших в приборостроение?
- Главное, с молодежью надо заниматься. Старшие коллеги должны не просто время от времени курировать их, а вести по всему делу, которое поручено новичкам. Давать им достаточно серьезные работы, чуть выше, чем их возможности, наблюдать за получаемыми результатами: не получается - должен помочь старший. Если молодой специалист будет брошен, предоставлен самому себе - он быстро "затухнет". Необходимо не только помочь разъяснить ошибку, но вместе с ним решить хорошую задачу, и сразу - вторую, третью... Тогда молодой специалист довольно быстро сможет опериться. Поэтому, главное - заниматься со специалистом по-настоящему, а не формально опекать его.
Помню, у нас в Университете был великолепный преподавательский состав. В то время мы, студенты, начинали специализацию. Так педагоги возились с нами, буквально, как с собственными детьми. Разве что в научном плане. Все результаты обязательно обсуждались. Не получалось - отправлялись за установку сами. Считали, затем, показывали, как извлечь единственно правильный результат или вывод из массы полученных нами данных.
К сожалению, сегодня мало руководителей должным образом занимаются с молодыми специалистами. Говоря "руководитель", я подразумеваю не ранг, а старшего коллегу.
И, когда специалист, пришедший после ВУЗа на предприятие, видит, что он никому не нужен в данном деле, что нет результатов, ему становится неинтересно, он мечется и, в конце концов, неудовлетворенный, уходит...
Этого допускать нельзя.
Хорошо, когда закончена работа и потребитель приветствует результат. Это и вдохновляет, и окрыляет молодого специалиста. Если же потребитель выдвигает дополнительные требования, показывает, что не все в приборе достигнуто (предположим, какой-либо параметр) - это как раз воспитывает в молодом работнике чувство ответственности за свой труд.
В нынешние времена нам нужно быть жесткими прагматиками, понимающими, что если договор подписан и взяты обязательства - надо спокойно, используя весь накопленный опыт, работать, не делая ни технических, ни организационных ошибок. Уже нет возврата в прежнюю атмосферу: творить, ошибаться, снова творить...
Опыт плюс здоровый прагматизм в сочетании (обязательном) с молодым энтузиазмом - самое лучшее, что нужно нашему предприятию, да и не только нашему.

- У нынешней молодежи несколько иной взгляд на отечественную промышленность, чем у старшего поколения...
- Что посеешь - то и пожнешь. Если долгое время мы, говоря об отечественной промышленности, ругали ее результаты, то чего ждать от молодежи? Это сказалось, прежде всего, на том, что технические ВУЗы многие годы были без конкурса. Теперь и мы, и потребитель, в основном, понимаем, что далеко не все импортное хорошего качества и возвращаемся к отечественному. Импортное красиво, да. Но, зачастую, дороже российского и ломается чаще.
Пока мы снова поднимем престиж своего технического специалиста, а в государстве доведем уровень оплаты труда до такого, чтобы человек мог жить достойно, пройдет немало лет, можно развалить высокотехнологическую промышленность, лишиться многих высоких технологий.
Говоря высоким слогом, экономическая безопасность страны давно под угрозой.

- Что Анатолий Межевич считает главным в характере делового и просто человека?
- Деловой человек - это, прежде всего, порядочность в делах. Абсолютно честное отношение к труду, делу, партнерам. Это означает - ты должен держать и слово, и качество продукции. Если договорился - выполни безукоризненно, на максимуме сил. И вообще в человеке превыше всего честность и порядочность. Во что верит, чем увлекается - вопрос второй. Ведь понятие порядочность включает в себя много составляющих. Те же десять заповедей. Сегодня, к сожалению, бывает так: когда вступаешь в деловые отношения с людьми, относишься к ним очень настороженно. Не выполняют обещаний, срывают сроки и так далее. Приходится, что называется наводить мосты: что, откуда, когда создана, где производят?..
Раньше в промышленности, в науке было проще: и кадры подбирались, и контроль был. А сейчас, видно, и другой мундир, и другая честь, к сожалению. Возможно, это явление общее, но принять я его не могу...

25.10.2007
www.bourevestnik.ru

Док. 592557
Перв. публик.: 25.10.07
Последн. ред.: 22.09.09
Число обращений: 0

  • Межевич Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``