В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Балет N 1 [149] Январь-февраль 2008 Назад
Балет N 1 [149] Январь-февраль 2008
В номере журнала "Балет", открывающем год, первой по традиции представлена рубрика "Балетная тема". Она продолжает обсуждение актуальных проблем, связанных с современной деятельностью балетных коллективов. Разговор, который вела Татьяна Кузовлева с заведующим кафедрой хореографии Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, профессором Николаем Боярчиковым, шел о профессии хореографа. Специалистов-хореографов учат и выпускают, как минимум, четыре ведущих вуза в Москве и Петербурге, но профессию хореографа в наши дни необходимо спасать. Среди причин такого положения: и незаинтересованность в помощи молодым хореографам, и появление во главе трупп худруков, в деятельности которых по преимуществу преобладают задачи не художественные, а коммерческие, и тенденция ставить коллажи, а не оригинальные полнометражные спектакли на современную музыку. "Сегодня мы теряем больше, чем приобретаем, потом будем каяться, но будет поздно. Теряем репертуарный стационарный общедоступный театр", - таково печальное резюме мэтра. В интервью Боярчиков также рассказывает о том, как складываются профессиональные судьбы выпускников-молодых хореографов и рассуждает о роли балетмейстерских конкурсов в возрождении престижа профессии.
--Майя Плисецкая в балете Р.Щедрина Дама с собачкой Блок материалов представляет лауреатов приза "Душа танца". Открывает рубрику статья Екатерины Власовой о Родионе Щедрине. Прошло практически полвека со времени первой балетной премьеры Щедрина - спектакля "Конек-Горбунок". В истории отечественного музыкального театра с именем Родиона Щедрина связан беспрецедентный факт: семь мировых премьер, оперных и балетных, на сцене Большого! На первой сцене страны обрели жизнь все пять созданных им балетов. "Сейчас, когда искусство композитора вошло в общественное сознание с определением "классического", трудно представить, что еще несколько десятков лет назад именно балетный театр композитора был крайне болезненной точкой сцепления разнонаправленных художественных сил и жизненных амбиций". Вниманию читателей предлагаются отголоски давних эстетических споров, которые сохранили пожелтевшие страницы прессы, публикуются высказывания Шостаковича о балетной музыке Щедрина и блистательное эссе о композиторе Беллы Ахмадулиной.
-- "Кажется, это было совсем недавно: юная Нина Семизорова дебютировала на кремлевской сцене в спектакле Большого театра "Лебединое озеро". Но время летит - и сегодня педагог-репетитор Нина Львовна Семизорова сама с волнением следит за тем, как танцуют на той же сцене ее подопечные - молодые солистки театра "Кремлевский балет"". Творческому пути балерины, который начался в Киевском театре имени Шевченко, затем - продолжился в Большом под руководством Галины Улановой, с которой балерина подготовила все партии, а ныне - деятельности в балете Кремля - посвятили свой очерк Роман Володченков и Галина Иноземцева. "Под занавес" публикации о наставнице говорят ее сегодняшние ученицы: Кристина Кретова, Наталья Огнева, Инесса Бикбулатова.
-- "Валерий Шадрин - личность незаурядная во всех отношениях, - пишет Татьяна Касаткина, - Его, чиновника, двадцать лет тому назад деятели театра выбрали секретарем Правления Союза театральных деятелей СССР по организационно-творческим вопросам... Это, наверное, единственный случай, когда творцы готовы были видеть среди своих руководителей человека, много лет возглавлявшего департамент культуры Москвы. В Шадрине удивительно соединились лучшие качества, которые, как принято считать, присущи русскому человеку, но встречаются сегодня все реже. ...Он очень любит театр и людей театра, не декларируя это и не выставляя напоказ". Шадрин стал одним из идеологов и организаторов фестивального движения в России, а Чеховский фестиваль, программы которого включали спектакли разных стран и лучшие спектакли России, люди театра давно уже называют "шадринским". Правда, деятельность Шадрина выходит далеко за пределы Чеховского фестиваля: он продюсирует спектакли, проводит в других странах "сезоны русского театра", театральные программы Национальных дней России на Всемирных выставках.
-- Статья о Яне Годовском написана в редком жанре: эссе учителя об ученике. Педагог Борис Акимов признается: "В среднем поколении танцовщиков Большого театра Ян Годовский относится к числу тех, кто в наибольшей степени пользуется моим уважением и симпатией. Уважением - как профессионал высокого класса, симпатией - как чрезвычайно разносторонняя и цельная личность". О том, как тринадцать лет назад произошла счастливая встреча учителя и вчерашнего выпускника Московского хореографического училища, об отношении артиста к профессии, об исполненных танцовщиком партиях и о многом другом - записки педагога. "От природы Ян наделен великолепной графикой, и это врожденное качество доводится до совершенства каждодневным трудом. По сути, абсолютное владение телом, умение им "рисовать" в пространстве в гармонии с музыкой и рождает на сцене Художника".
-- "Утро для танцовщиков Театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева начинается с класса Татьяны Попко", - такими словами начинается портрет педагога, написанный Юлией Лидовой-Большаковой. Татьяна Попко - одна из последних могикан легендарного русского балета ХХ века. После учебы в Московском хореографическом училище, она без малого четверть века танцевала в Большом театре, в спектаклях "золотой эпохи" которого создала ряд волшебных образов в балетах самых разных хореографов: Конек-Горбунок, Пастушка в "Щелкунчике", Перо в "Подпоручике Киже", Красная шапочка и Золушка в "Спящей красавице". В Большом театре, будучи еще молодой солисткой, Татьяна Николаевна начала давать классы, а с 1981 года она работает балетмейстером-репетитором в Театре классического балета.
-- Биография Шамиля Терегулова трогает не меньше, чем сама его незаурядная личность. О замечательном артисте, педагоге, руководители рассказывает Александр Максов. Выпускник 1964 года балетной студии при Башкирском театре оперы и балета Терегулов продолжил обучение в знаменитом Пермском училище, где его взял под свое крыло известный педагог Юлий Плахт. Самостоятельный путь начался для танцовщика в Свердловском театре оперы и балета, но судьба быстро привела Терегулова в родную Уфу, в местный оперный театр. Его талант был оценен по заслугам: он танцевал романтических принцев и игровые партии, а сам легендарный Леонид Якобсон предлагал Шамилю перейти в его труппу. Но он остался в родном коллективе, танцевал, давал классы, репетировал с кордебалетом и солистами, выступал в роли хореографа. Многие годы Терегулов руководит балетной труппой Башкирского театра. Благодаря его деятельности афиша театра обогатилась новыми балетами, ежегодно в Уфе проходят Международные балетные фестивали имени Нуреева. "Башкирский балет завоевал признание в отечестве и за его пределами, сам Шамиль Терегулов отмечен как "лучший педагог" на различных международных конкурсах, его ученики завоевали многие призы и лауреатские звания".
-- Великий Игорь Моисеев не только создал прославленный во всем мире ансамбль, не только сформировал творческие принципы новаторского театра народного танца, он постоянно шлифовал и развивал его исполнительские традиции, не давая им раствориться в общем потоке избитых танцевальных формул. В 1943 году при коллективе открылась школа-студия, которой сегодня руководит Гюзель Апанаева. "...Многие театры приглашали Гюзель работать, но всех победил Моисеев, который в ту пору создавал труппу "Молодой балет", где в 1967-1972 годах Апанаева была ведущей солисткой, а также первой партнершей Александра Годунова. Затем - Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева. Здесь в репертуар танцовщицы вошли более тридцати сольных номеров, некоторые были поставлены "на нее". Но ведущую солистку, активно занятую в репертуаре Ансамбля, Гюзель Апанаеву влечет педагогика, и она проходит школу Государственного института театрального искусства. "Преподавая в школе классический и народно-сценический танцы, репетируя текущий репертуар, она старается продолжать и развивать традиции моисеевской школы исполнительства", - пишет Нина Дементьева.
--Светлана Захарова и Артем Шпилевский в балете Корсар Рубрика "Новый балет" подробно рецензирует три московские премьеры прошлого года. "В поисках аутентичности" - название статьи, анализирующей балет "Корсар" Большого театра. Андрей Вадимов рассказывает о том, почему балет на протяжении всей своей истории стремился быть коммерчески успешным искусством, и интересы кассы во многом предопределяют репертуарную политику балетных театров, в чем причина того, что Петипа возвел Балерину на пьедестал. Автор доказывает, что от "аутентичного" Петипа в этом балете сохранилось всего несколько достоверных фрагментов и создать из них целостный спектакль, который может счесть за авторскую версию самого Петипа, невозможно. Возможным же представляются два пути воссоздания "Корсара". Можно поставить балет "по Петипа", как это делал Константин Сергеев. Алексей Ратманский выбрал другой путь: он не стал прикрываться именем Петипа, выдавая за подлинную не существующую в оригинале хореографию, а смело решил разделить хореографические лавры с Петипа. Получилась, конечно, "не реконструкция оригинала, но попытка воссоздать те фрагменты, которые сохранились с большой степенью достоверности. С этой целью театр привлек исследователя старинной хореографии Юрия Бурлаку, чьи увлеченность и знания во многом определили достоинства спектакля". Для автора вывод очевиден: "аутентичность балетного спектакля окончательно принесена в жертву художественной целесообразности".
-- Анастасия Волочкова и и Сергей Сидорский в балете КорсарВторая премьера - тоже "Корсар", но в другом прочтении. В труппе "Кремлевский балет" спектакль осуществил Юрий Григорович. Галина Иноземцева начинает рецензию с экскурса в историю балета, занимательно повествуя о хореографе Жозефе Мазилье, авторе первого "Корсара" 1856 года, созданного по мотивам одноименной поэмы Байрона. Автор доказывает, что этот спектакль продолжает привлекать деятелей балета и зрителей благодаря точно и крепко "выверенному" музыкально-драматическому стержню, на который за полтора века хореографы, возобновляя балет на разных сценах, "нанизывали" различные фрагменты - и сценарные, и музыкальные, и танцевальные. Юрий Григорович оказался верен своему принципу - каждый раз, возобновляя спектакль, делать его по-разному. В данном случае учитывал возможности труппы, особенности ее творческой манеры. "Хореограф не стремится скрупулезно реставрировать классику - он смотрит на произведение глазами современного художника. ...Спектакль ценен высоким уровнем ансамблевого исполнительства, что ощущается, прежде всего, в массовых сценах. ...Центральные партии на премьере исполнили приглашенные солисты - Анастасия Волочкова и Сергей Сидорский".
-- У балета "Течет речка" биография не совсем обычная: за пару лет спектакль выдержал уже две премьеры. Первая, связанная с "Годом России в Китае", состоялась в конце 2006 года в зале пекинского Национального собрания. Двенадцать месяцев спустя "Речка" достигла сцены Московского театра оперетты, ознаменовав "Год Китая в России" и пятидесятилетие Общества Российско-Китайской дружбы. Основа спектакля на музыку китайского композитора - популярная в Китае лирическая песня о любви, верности и жертвенности. Поставил балет Вячеслав Гордеев в своем театре "Русский балет". Трогательную историю о китайских Ромео и Джульетте он рассказал языком классического танца, приправленного восточным пластическим фольклором и элементами современных направлений китайского танца.
-- Рубрику "Балет-парад" открывает обзор Ольги Гончаровой Международного фестиваля актуального искусства "Территория". Цель этого молодого проекта - вовлечь театральную молодежь России в мировой культурный контекст. Исходя из этого, в единую программу собрали актуальные события из разных областей искусства - музыки, кино, театра, танца, поэзии, организовали для студентов мастер-классы известных мастеров. При составлении программы фестиваля организаторов интересовали спектакли, созданные на перекрестке жанров, потому что именно на их стыке, как они считают, рождаются новые формы. Темой "Территории 2007" стало "Тело в городе", стремление человека не только философски, но и физически осознать себя частью постиндустриальной цивилизации.
-- Роджер Смит делится своими впечатлениями о фестивале "Терпсихора в Тавриде", называя его "экспериментом, организованным с легким сердцем, но с серьезными намерениями: соединить традиции музыкального движения и пластического танца, развивавшиеся в Петербурге и Москве, с античным миром, откуда, как мы думаем, пришла к нам сама пляска". Национальный музей-заповедник "Херсонес Таврический" предоставил сцену, Севастопольский театр русской драмы помог с освещением, а местное управление культуры - со звуком. Увлекли танцевальный мир античными образами великая босоножка Айседоры Дункан и ее последователи. Автор представляет всех участников и считает, это не профессиональное искусство было бы ошибкой назвать только любительским.
-- В Кремлевском дворце в тринадцатый раз прошел турнир по латиноамериканским танцам среди профессионалов - "Кубок Мира - 2007", организованный Российским танцевальным союзом во главе с его президентом Станиславом Поповым. Тринадцатый турнир выдался интересным и интригующим. О том, как проходил турнир, ставший одним из самых престижных событий в жизни бальной хореографии и собравший на этот раз танцевальные пары из шестнадцати стран, - репортаж Анны Чернецовой.
-- "Библиотека балета" знакомит с двумя новинками. Виктор Ванслов представляет книгу известного балетоведа и критика Аркадия Соколова-Каминского "Горизонты балета". Она - о петербургском балете, его истории, мастерах и о его современных проблемах. Автор обобщил свой богатый опыт по участию в художественной жизни родного города и обрисовал крупнейшие явления и этапы развития петербургского балета. Ольга Шкарпеткина анонсирует книгу Нины Жиленко "Гран-па Башкирского балета". Страницы этого уникального издания приоткрывают нам всю историю жизни башкирского балета - от его рождения в 1934 году, когда молодой танцовщик и балетмейстер Файзи Гаскаров организует при Ленинградском хореографическом училище башкирское отделение - и до наших дней.
-- "Информ-балет" знакомит читателей с тем, как старейший театр Эстонии "Ванемуйне" отметил 40-летие со дня открытия своего здания и 50-летие петербургского хореографа Василия Медведева, которого связывают прочные творческие связи с эстонским балетом. Медведев представил зрителям свой любимый балет - "Онегин", мировая премьера которого состоялась в Праге. О том, каким получился спектакль в прочтении интернациональной труппы театра "Ванемуйне", - статья тартуского корреспондента Эве Арулаане.
Алла Осипенко и Никита Долгушин
-- 75-лет отметила Алла Осипенко - одна из выдающихся балерин Мариинского (Кировского) театра. Вечер состоялся не на сцене, на которой балерина танцевала двадцать один год, а в Александринском театре. Его придумал и срежиссировал хореограф Алексей Кононов, и его режиссура оказалась не самой удачной. В причинах разбиралась Нина Аловерт. Она же поделилась впечатлениями от вечера и информацией о том, как праздновался юбилей балерины: работники Театрального музея открыли в залах Шереметьевского дворца замечательную выставку, Благотворительный фонд "Терпсихора" выпустил сборник статей; а по телевидению передавали интервью и беседы с Аллой Осипенко. "Таков парадокс этого торжества: неудачный концерт не смог испортить яркого праздника в честь легендарной балерины".
-- Финальные статьи номера журнала наполнены скорбным содержанием: мир простился с двумя гениальными хореографами: Игорем Моисеевым и Морисом Бежаром. Уходит эпоха великих, покидают мир люди, влиявшие на развитие искусства. Остаются - их спектакли и наша память.
-- Post Scriptum главного редактора журнала Валерии Уральской начинается и заканчивается теплыми поздравлениями с Новым Годом, а между двух поздравительных мелодий - письмо читателя и не совсем новогодний разговор о профессионализме.


www.russianballet.ru
02,01,2008

Док. 592593
Перв. публик.: 02.01.08
Последн. ред.: 22.09.09
Число обращений: 0

  • Семизорова Нина Львовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``