В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Кот `Знамя Юности` Назад
Анатолий Кот `Знамя Юности`
Встретиться с Анатолием Котом я хотела с тех самых пор, как увидела его на экране в картине "На безымянной высоте". Потрясающий фильм, потрясающе сыгранная роль, потрясающий актер... Но в жизни наши пути не пересекались: Анатолий живет в Москве и в Минск приезжает очень редко. Время от времени набирая раздобытый когда-то его "белорусский" телефонный номер, я каждый раз слышала о недоступности абонента. И вот однажды Кот пришел ко мне сам...

...Вернее, я увидела его в одном из столичных кафе. Он куда-то явно торопился, и времени на раздумья у меня не было совсем.

- Анатолий, спасите редакцию "Знамени юности"! Читатели завалили нас письмами с просьбами напечатать интервью с вами, - начала я с откровенной лести, нарушая все правила элементарной этики.

- Я бы с удовольствием, но очень спешу, - ответил Кот, надевая пальто. - Приехал в Минск только на пару дней, график расписан по минутам. Позвоните мне завтра, может быть, мы успеем встретиться до моего отъезда.

И ушел.

Он вернулся буквально через минуту:

- Встреча отменилась, и если вы готовы поговорить прямо сейчас, у нас есть около получаса.

- Конечно! - ответила я, еще не догадываясь, сколько могут длиться тридцать минут.

В кафе

- Вы здесь один, без охраны- пробую шутить и одновременно настроиться на нужную волну. - Мне кажется, белорусы проявляют большой интерес к известным людям.
- В Минске внимание не такое назойливое, как в Москве. Здесь вообще всегда приятно находиться. И жить, и работать. Мне очень нравится сниматься в белорусских фильмах - они отличаются духовностью...

(В это время в другом конце зала начинается грубая перепалка официантки с малолетними посетителями.)

- Кстати, о духовности. В Москве такое встречается чаще и в более грубой форме... Я несколько лет работал в Германии, и мне было нелегко: другой менталитет, другая культура, люди разговаривают на чужом для меня языке. Но я это понимал и принимал: заграница как-никак. А потом я переехал в Москву и думал, что там все будет проще - это же почти родина: те же люди, язык, природа. Но оказалось - нет. У меня был период в жизни, когда я репетировал в Берлине, а снимался в Москве. Контраст просто нереальный! Берлин - столица европейского государства, в которой я передвигаюсь на велосипеде, - и Москва, где в аэропорт Шереметьево нужно выезжать минимум за три часа до регистрации. Чтобы перестать обращать внимание на российские пробки и бесконечные толпы, понадобилось полгода - в конечном счете человек привыкает ко всему... Берлин больше похож на Минск, чем Москва.

- Как вы попали в Германию?

- Институт Гете проводит в этой стране ежегодные театральные встречи, а по сути - мастер-классы. Там меня заметил немецкий режиссер и предложил участвовать в постановке. А потом пошли контракт за контрактом... (Анатолий Кот играл в муниципальном театре города Меммингена - спектакль "Семейные истории. Белград", в берлинском театре "Тахелес" - моноспектакль "Записки сумасшедшего" и участвовал в музыкальном проекте "Орфей и Эвридика". - Прим. автора).

- Вы в совершенстве знаете немецкий язык?

- Уже нет, - улыбнулся Анатолий.

- В Германии вы были востребованным, но все-таки решили вернуться в Беларусь...

- Во-первых, я жутко скучал по родине. Почувствовал, что такое ностальгия во всей ее красе. А во-вторых, я понимал, что мне будет очень трудно выйти за пределы ролей ауслэндеров, то есть иностранцев: как бы хорошо ты ни знал иностранный язык, акцент остается акцентом, а для немцев это очень важно. Впрочем, в Германии можно закрепиться - было бы желание. У меня желания не было. Но и в Минске я надолго не задержался. Жить без постоянной работы, от роли к роли - для меня нет ничего хуже. А в Москве, как известно, намного больше возможностей себя реализовать. Сейчас я играю в театре Армена Джигарханяна и снимаюсь в сериалах.
Наш разговор прервал телефонный звонок, после которого стало ясно, что Анатолию нужно срочно ехать в студию озвучивать рекламный ролик.

- Если хотите, мы можем продолжить интервью в такси, - сказал Кот.

В такси

- Вы рекламные ролики только озвучиваете или еще в них и снимаетесь?

- Я снялся в белорусской рекламе пива. Видели ролик?

- Честно говоря, нет.

- Жаль, он был хороший.

(Рекламу с участием Анатолия Кота я так и не увидела, зато узнала, что изначально он наотрез отказался сниматься и его пришлось уговаривать полгода. А решающим аргументом стали отнюдь не деньги, а роль - необычная и непростая - эдакого белорусского Ван Хельсинга.)

В коридоре

В звукозаписывающую студию меня не пустили, но Кот сам вышел в коридор повторять текст.

- Мне очень нравится озвучивать - работать голосом, - сказал он, сделав небольшую паузу. - Я работал на радио, участвовал в радиопостановках, озвучивал в кино других актеров. У меня есть и "мультипликационный" опыт: моим голосом в мульт-фильме "Реактивный поросенок" говорит волчонок Андрюшка. Между прочим, я получил эту работу благодаря "Лiстападу", на котором познакомился с режиссером. Я мечтал о мультфильме, и вот моя мечта сбылась. "Озвучка" доставила мне массу удовольствия еще и потому, что я очень многому научился у коллег: всегда приятно работать с профессиональной и талантливой группой...

А потом мы снова отправились в кафе, где у Кота была назначена еще одна встреча.
В такси

- Ваши герои могут быть совершенно разными, но вы всегда узнаваемы. Неужели вам практически никогда не предлагают поменять внешность? Хотя бы бороду, к примеру, нацепить.
- В "Анастасии Слуцкой" я с бородой!
- Ну какая там борода - так, бородка. Кстати, три года назад на фестивале "Лiстапад" этот фильм занял третье место. Получил "бронзу" зрительских симпатий.
- Правда? Никогда за этим не следил. Неужели "бронза"? Супер!.. А о кардинальной смене образа мечтают все актеры. Но проблема в том, что режиссеры обычно приглашают на роли как раз исходя из твоего амплуа - того образа, в котором ты проявился наиболее ярко, по которому тебя узнают зрители...
- А какие роли вам наиболее интересны?
- Те, в которых есть развитие. Существует миф, что все актеры мужского пола хотят сыграть Гамлета. За всех сказать не могу, но я бы хотел. Потому что этот образ представлен Шекспиром наиболее развернуто. Меня интересуют роли с динамикой, с переломными моментами судьбы, а если к тому же найден общий язык со съемочной группой и режиссером - это самое приятное.
В кафе
- Почему в России снимается так много хорошего кино, а у нас - нет? Дело не только в деньгах?

- У этой проблемы много причин. Вот одна из них: сейчас большинство "киношных" педагогов - это люди моего возраста, они выросли после распада Союза, когда все кинематографические связи были потеряны, и поэтому большинство из них варятся в собственном соку. И получается болото, которое засасывает. Раньше проводились семинары, курсы повышения квалификации, встречались люди с разными возможностями и способностями, обменивались опытом и идеями. Это же всегда обогащает творческих людей! Еще одна причина - это невостребованность молодых и талантливых режиссеров: не все могут сидеть и ждать, когда на них обратят внимание. Многие ищут возможность самореализации за границей.
...Когда наше интервью закончилось и я выключила диктофон, Кот спросил:
- А зачем вы при встрече рассказали мне о читателях, которые завалили "Знаменку" письмами с просьбами об интервью?

- Я не очень сильно соврала. Пускай такими письмами редакцию и не заваливают, но у вас очень много поклонниц и поклонников, которые не пропускают ни одного фильма с вашим участием и очень вас любят.
- Ну спасибо. Я смущен, честное слово...
И мне кажется, он был абсолютно искренен.

Алена ЗАНКОВЕЦ, "ЗН"

"Знамя Юности"

Док. 593312
Перв. публик.: 23.09.07
Последн. ред.: 23.09.09
Число обращений: 0

  • Джигарханян Армен Борисович
  • Кот Анатолий Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``