В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Украина: имитация вместо новых образовательных технологий Назад
Украина: имитация вместо новых образовательных технологий
В гостях у "Нового региона" Сергей Саенко, директор Черкасской специализированной школы N17, ассоциированной школы ЮНЕСКО. Учитель французского языка, учитель-методист. Выпускник нескольких образовательных программ США, Франции. Закончил Горловский пединститут иностранных языков. 48 лет.

"Н.Р.": Сергей, возглавляемая вами Черкасская специализированная школа N17 считается одной из лучших на Украине, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы и награды. Но поговорим не об успехах, а о трудностях. Скажите, какие проблемы считаете самыми главными в системе среднего образования на Украине?

Сергей Саенко: Проблем, как всегда, много. Как правило, трудности и успехи системы образования неотделимы от развития общества на том или ином этапе. Так и сейчас.

Главная проблема, по моему мнению, это оторванность нашей системы образования от мировых тенденций и стратегических направлений развития.

Мы много говорим о новых образовательных инновационных технологиях, не делая почти ничего для их реального внедрения.

Педагогическая пресса страны пестрит сообщениями, разработками и достижениями в освоении проектных методов, интерактивных технологий, информатизации.

Но зачастую за словами реальных подвижек нет.

Есть бурная имитация инновационной деятельности...

Хотя есть и крайне редкие успешные примеры.

Возьмем компьютеризацию. Однозначно нужное и современное дело. Но. Почти все городские школы и многие сельские обеспечены хорошими ПК. А результаты - все хуже. Подумав о "железе", никто не думает об учителе информатики. Их или просто нет, или есть откровенно слабые, которые и сами не сильны в предмете.

Ведь лучших запросто берут в бизнес, где уровень зарплат не сопоставим с 490 гривнами молодого специалиста.

Так, в Черкассах из 34 школ на приличном уровне преподается предмет в 4-5 школах. Что тогда говорить о сельськой школе? Мне всегда было жалко народных денег, когда в сельские школы Министерство поставляет супердорогие компьютерные классы, а учителя там зачастую просто нет, или есть переученный учитель труда или физвоспитания...

Вот если бы с кучей дорого железа удалось и знающего учителя туда направить.

Очень больной является тема кадров. Многие школы держатся на пенсионерах и учителях выше среднего возраста.

Молодые специалисты приходят с крайне отрицательной мотивацией к работе в образовании и при первом удобном случае уходят на любую работу, не связанную с их специальностью.

А если учесть,что в каждой школе есть 20-30% профнепригодных учителей, которым давно нужно предложить другую работу?

Ситуация складывается крайне печальная.

О современной материально-технической базе школ и говорить не приходится. Основная масса заведений имеет материально-техническую базу 80-х годов прошлого века.

Ведь, закладывая последние 15 лет в бюджете 80-90% зарплаты, иного ждать не приходится.

Редким исключением являются школы крупных городов, где или "продвинутый" директор умеет хозяйствовать, или в школе учатся дети богатых родителей.

Меня крайне беспокоит тема перехода на 12-летнее образование в части издания новых учебников. Смею утверждать, что новые учебники и программы являются непосильными для большинства учеников Украины и их использование приведет как к новым имитациям учительськой работы, так и ухудшению здоровья молодежи.

Пример. Пятый класс класс, природоведение. В кои-то века пятиклашка был обязан знать и ПОНИМАТЬ смысл понятий - метаморфические породы, конвекция, гномон, ультразвук, агрегатные превращения?

Не отстает и "Введение в историю Украины" - сфрагистика, геральдика, этнонимика, топонимика.

В зарубежной литературе 10-летний ребенок должен знать стихи хоку, или попросту... хайку. Ну как?

Практически освоить новую программу без родителей или репетитора НЕВОЗМОЖНО.

Ну разве что 5-10% учеников могут ее осилить.

Кстати, проведенный мониторинг знаний в 5-х классах показал самые низкие знания в стране именно по истории и природоведению.

Я с ужасом думаю,какая программа и учебники появятся в этом году для 7-х классов.

В 11-м классе, наверное, обязательным требованием станет защита кандидатской диссертации.

Правда,полиграфическое качество учебника часто превосходное, но содержание...

Ко всему, в государстве нет учебника, который бы полностью соответствовал государственной программе. Их нужно иметь несколько.

"Н.Р.": В чем же причина?

С.С.: Причина? Школьное книгоиздание в Украине - бизнес. Суперприбыльный. Никто не заинтересован в стабильном учебнике.

Недавно у нас в школе были польские учителя. Мы им показали наши лучшие классы.

Они посоветовали поскорее стать Украине членом ЕС, чтобы наше образование подпало под щадящие европейские образовательные требования и чтобы государство не издевалось над детьми.

"Н.Р.": Реально ли решить эти проблемы в обозримом будущем, что для этого нужно?

С.С.: Без реального финансирования образования - все намерения останутся на бумаге и чиновничьих рапортах.

Понимаю, что государство не скоро повернется лицом к образованию, особенно сейчас.

И все же опыт некоторых стран, где введен налог на граждан на образование, был бы уместен. Практически везде родители несут деньги в школу. Где-то их учитывают, где растаскивают. Но все делают вид, что все хорошо.

Конституция выполняется в части якобы бесплатного образования.

Если это сделать, появятся деньги и на учителя, и международные семинары, и новые технологии.

Нужно воссоздавать чисто УЧИТЕЛЬСЬКИЕ ИНСТИТУТЫ.

Нынешние университеты, недавно ставшими таковыми, реально не готовят учителя для системы образования. Так было раньше, так стало сегодня.

"Н.Р.": Насколько полно на Украине реализуется сегодня конституционное право на бесплатное образование? Можно ли сказать, что все дети имеют равные возможности?

С.С.: Думаю, что полностью бесплатного образования у нас давно уже нет. Бесплатным осталось лишь урочная деятельность да некоторые социальные возможности.

Нет и равного доступа к образованию, но подобное состояние имеет место даже в развитых и богатых странах.

В последние годы школы резко стали "расслаиваться".

Школы нового типа дают лучшее образование, но в этих школах имеют место сверхперегрузки учебным материалом.

В этих школах много детей имеют проблемы со здоровьем, в том числе психическим. В обычных же школах дают действительно "среднее", а часто посредственно среднее образование.

В катастрофическом состоянии сельская школа. Развал колхозов, отток рабочей силы, безработица отнюдь не вдохновляют родителей заниматься образованием детей.

Им выжить бы за счет скудного земельного сертификата и домашнего хозяйства.

А ведь нужно купить очень красивый учебник за 25-35 гривен - и не один.

Кое-что делается государством. Так, программа "Школьный автобус", проект "Равный доступ к качественному образованию" и другие несколько сглаживают проблемы, но говорить о тотальных подвижках оснований нет.

"Н.Р.": Ладно, а все ли школы имеют равные возможности?

С.С.: И да и нет. Появился Интернет, мир новых телекоммуникационных технологий, появились возможности доступа к ранее недоступным ресурсам. Нужно лишь желание и настырность школьного руководства.

Имею примеры, когда в небольшой школе есть один компьютер, но школа является участником самых престижных международных и всеукраинских проектов, конкурсов, соревнований.

Потому что в коллективе есть суперучитель и понимающая, или не мешающая ему администрация.

А есть школы, где 50 единиц техники и весьма сомнительные результаты.

Даже в Черкассах есть школы, где создан приличный компьютерный парк и при этом нет электронной почты и Интернет.

Эти тенденции глобализации системы образования будут углубляться.

Нужен новый учитель, новый руководитель, ведь возможности сами не придут в школу.

"Н.Р.": У Вас в школе, насколько знаем, развито самоуправление, есть даже свой школьный парламент. Расскажите об этом подробнее.

С.С.: Да, с 2002 года школе реально работает школьное самоуправление. Президента школы выбирают все ученики 7-11-х классов один раз в год.

Нынешний президент Нарек Казарян избран повторно. Он избран главой Лиги старшеклассников области, является членом республиканского ученического парламента.

Президент и школьный парламент имеют большие полномочия. Их предложения обязательно выслушиваются и реализуются общими усилиями учащихся и учителей.

В совете школы, ученическая секция во главе с президентом, самая активная.

Президент является обязательным членом недавно созданного школьного Третейского суда.

Работа школьного самоуправления широко описывается в школьной газете "Альтаир", на школьном сайте.

Увы, школьное самоуправление зачастую умирает по окончанию активистом школы.

Многие активные ребята жалуются, что в ВУЗах их активность не нужна.

"Н.Р.": В октябре этого года школа отметит юбилей - 50 лет. Какие моменты в истории школы были самыми трудными?

С.С.: Когда в школе обучались 2750 учеников. Тройная перегруженность зданий, неимоверные шумовые нагрузки, проведение минимум трех линеек ко Дню Знаний, наличие в классах по 40 учеников, 200 учителей.

Сейчас это уже история. Выдержали.

Нынешние 1968 учащихся воспринимается как норма.

"Н.Р.": Если бы Вы стали министром образования на один день, то что бы сделали?

С.С.: 1.Сделал бы директора школы госслужащим. Тогда в школу приходили бы новые, инициативные люди. А директора не "цеплялись" за работу до 70 лет.

2.Поднял бы зарплату молодым учителям в первые 3 года. Учитель со стажем имеет доплаты за стаж до 30%, молодые не имеют ничего.

3.Немедленно подписал бы НОВОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ школ.

Нынешнему - временному - уже 15 лет.

4.Дал бы учителю право выбора, в каком институте последипломного образования осовременить свои знания один раз в 5 лет.

5.Заставил бы работников Министерства поучиться хотя бы день по учебникам 12-летней школы со сдачей экзамена.


pda.nr2.ru

30.01.2007

Док. 594192
Перв. публик.: 30.01.07
Последн. ред.: 25.09.09
Число обращений: 0

  • Саенко Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``