В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мировые премьеры `Сибири` Назад
Мировые премьеры `Сибири`
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР ПОДТВЕРЖДАЕТ СВОЕ ЗВАНИЕ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ КРАЯ

Воистину триумфально завершил свой 15-й сезон Великорусский оркестр "Сибирь". Вместе с хором Новосибирского академического театра оперы и балета он исполнил симфоническую кантату немецкого композитора Карла Орфа "Кармина Бурана". Билетов на это представление невозможно было достать уже за неделю до концерта. Дело в том, что четыре года назад "Кармина Бурана" звучала в Барнауле два вечера кряду. И, конечно же, запомнилась нашим меломанам.

Впервые "Кармина Бурана", написанная для солистов, хора и большого симфонического оркестра, звучала в сопровождении оркестра русских народных инструментов, который с блеском доказал, что вполне может работать с мощным хором и не пропасть на его фоне.

И тогда, и сейчас оркестром управлял дирижер Олег Бураков -одновременно и автор сложнейшей аранжировки. В конце прошлого сезона он стал художественным руководителем и главным дирижером "Сибири".

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ

Нельзя не сказать, что задача перед Олегом Бураковым стояла непростая. Ведь он пришел на место создателя и бессменного худрука "Сибири" - ушедшего из жизни выдающегося алтайского маэстро Евгения Борисова.

Удастся ли завоевать творческое доверие музыкантов? Не потеряет ли какая-то часть публики интереса к оркестру без Борисова? Теперь, когда первый сезон работы Буракова -руководителя "Сибири" позади, можно сказать, что эти опасения были напрасны.

Евгения Борисова поклонники "Сибири" и музыканты никогда не забудут, но оркестр под управлением нового дирижера ни своих слушателей, ни творческого имиджа не потерял. Что, в общем-то, неудивительно: ведь за дирижерский пульт встал не какой-нибудь неоперившийся новичок, а высокопрофессиональный маэстро, имеющий в своем творческом багаже более тысячи двухсот концертов и трехсот пятидесяти оперных спектаклей. Дирижер, которому есть что сказать и музыкантам, и публике.

Уместно вспомнить и то, что незадолго до своей кончины Евгений Борисов выразил желание, чтобы его оркестром руководил именно Олег Бураков. И даже оставил творческое завещание: исполнить (тоже впервые в истории оркестра народных инструментов) "Весну священную" Игоря Стравинского. Переложение этой музыки для народных инструментов Евгений Иванович сам успел заказать одному из лучших российских аранжировщиков Борису Тарасову из Подмосковья.

ЧЕТЫРЕСТА ЧЕЛОВЕК НА ОДНОЙ СЦЕНЕ

- Так же, как и "Кармина Бурана", - рассказывает Олег Бураков, - это было сумасшедшее предложение! "Весну священную" не всякий и симфонический-то оркестр исполнит, потому что эта музыка - высший пилотаж! За двенадцать лет работы в нашем симфоническом оркестре мне не удалось ее исполнить.

- Почему?

- Да потому, что это произведение предполагает большой состав оркестра - у нас такого не было. Я регулярно ставил Стравинского в планы на сезон - в надежде на приглашенных музыкантов, но так ничего и не вышло.

Новую инструментальную версию "Весны священной" оркестр вдохновенно и мастерски (впервые в Барнауле и в мире) исполнил в самом начале сезона, а затем повез ее на традиционный новосибирский фестиваль "Покровская осень" и удостоился самых высоких оценок коллег и музыковедов.

Было в этом сезоне в жизни оркестра и еще одно выдающееся событие - участие в новосибирском музыкальном проекте "Ледовое побоище", посвященном юбилею Победы. Оркестр "Сибирь" исполнил кантату "Александр Невский" С.Прокофьева. Но не один, а вместе с симфоническим оркестром Новосибирской филармонии и сводными хорами из Новосибирска и Барнаула.

- Представьте себе, - рассказывает Олег Бураков, - на сцене было в общей сложности почти четыре сотни человек! Репетировали два раза по два часа. И это тоже был первый в истории эксперимент такого рода - соединение русского народного оркестра с симфоническим!

БУДУЩЕЕ - ЗА СИНТЕЗОМ?

- Олег Владимирович, вы с таким увлечением рассказываете о своем новом оркестре! Но ведь вы - дирижер симфонический. А если вам вдруг предложат хороший симфонический оркестр в каком-нибудь незаштатном городе?..

- Недавно в Москве у меня была возможность наблюдать коллегу в аналогичной ситуации. Это известный дирижер-симфонист Владимир Понькин, который недавно возглавил русский народный оркестр имени Осипова. Ему таких вопросов не задают. А, наоборот, там делают все, чтобы его на этом месте сохранить. Я побывал на его мастер-классе и увидел, какую пользу и удовольствие музыкантам приносит общение с симфоническим дирижером, который может показать оркестру его новые возможности.

- Вы имеете в виду переложение на язык народных инструментов все новых и новых классических сочинений?

- Не только. Есть мнение, что народные оркестры сейчас развиваются более бурно, чем, например, симфонические, в репертуаре которых (за немногими исключениями) - в основном произведения от венской классики до поздней романтики. То, что более всего востребовано публикой. А народные оркестры смело расширяют свой репертуар не только за счет переложений, но транскрипций и фантазий на темы.

Все это дает возможность музыкантам активно развиваться, вырастая до аранжировщиков и композиторов. То есть народный оркестр - организм гораздо более живой: и новые возможности у народных инструментов открываются, и новые - классические - инструменты в его состав все больше внедряются.

- Из чего можно предположить, что будущее музыки - за синтезированными оркестрами?

- Я бы не взял на себя смелость это утверждать. Но думаю, что попытка объединения на одной сцене двух разных оркестров, как это было в Новосибирске, была не последней.

ХОТИМ СЫГРАТЬ "МАВРУ"!

Шесть лет Олег Бураков состоял "в должности" разъездного дирижера. И потому о громадье планов коллектива на грядущий сезон рассуждать отвык. Тем более сейчас, когда "Сибирь" может лишиться концертного зала в Доме правосудия. Но кое в чем он все-таки признался:

- Во-первых, мы собираемся заказать Борису Тарасову сделать аранжировку одноактной оперы "Мавра" Стравинского. А в моих собственных планах - создание оркестровки произведения Астора Пьяццоллы "Четыре времени года в Буэнос-Айресе". Сочинения этого аргентинского композитора очень немногие оркестры интерпретировали адекватно авторскому замыслу...

А в еще более дальних планах Олега Буракова - выведение оркестра "Сибирь" на международный уровень. Это, считает он, необходимо не только для улучшения материального уровня музыкантов, но и для повышения их творческого самосознания, а также для усиления чувства гордости барнаульцев за свой оркестр.


www.ap.altairegion.ru

18.06.2005

Док. 594539
Перв. публик.: 18.06.05
Последн. ред.: 28.09.09
Число обращений: 0

  • Борисов Евгений Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``