В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Масленников: `В России свобода порождает жуликов` Назад
Игорь Масленников: `В России свобода порождает жуликов`
В Петербурге состоялась премьера фильма "Взятки гладки" знаменитого режиссера Игоря Масленникова, автора "Шерлока Холмса" и "Зимней вишни". Новая картина - это вторая часть задуманной режиссером трилогии об истории русского капитализма, причем в основе - пьесы Островского.

"Рашен-калабашен"

- К сожалению, нынешний русский капитализм не имеет "певцов", которые могли бы отразить весь ужас, который происходит в стране. Но отечественный капитализм существовал уже 150 лет назад, и великий драматург Александр Николаевич Островский отразил этот поразительный процесс. Я и задался целью сделать трилогию. Первая картина по "Волкам и овцам" называлась "Русские деньги" - про всякие закладные, подложные письма, продажу имений, земли... Вторая - "Взятки гладки" по пьесе "Доходное место" - про петербургское столичное взяточничество. А сейчас мы снимаем, - дай Бог, если хватит денег, - по пьесе "Свои люди - сочтемся". Это история с ложным банкротством: то, что вы наблюдаете, открыв газету, где в разделе "Сведения о банкротстве" мельчайшим шрифтом напечатаны тысячи названий фирм.

Когда мы в советские времена смотрели пьесы Островского и слышали про акции, закладные, расписки, векселя, - ничего не понимали, теперь мы в этом разбираемся. Дело не в названиях, а в людях, в этих, с позволения сказать, рожах. Потому что те же самые "рашен-калабашен" - они какие были, такие и есть.

- Так за 150 лет ничего не изменились?

- Получается да. Применительно к нашей жизни первое, что порождает экономическая свобода, - не энергию и честное предпринимательство, а жулье. Это обнаружил Островский. Не хочу, конечно, сказать, что все жулики... Но народ смышленый не любит работать, а любит получать. Это мы видим и сейчас: все хотят денег, находят любые способы - от рэкета до рейдерства. А вкалывают пусть гастарбайтеры.
Кто формирует рейтинг

- Так ваша история русского капитализма абсолютно пессимистична?

- Оптимизм есть. Я хочу ткнуть в нос нашему народу эти фильмы, из которых ясно: дорогие друзья, мы это все уже проходили. И гениальный драматург вам рассказал, кто вы такие на самом деле. Кстати, современные сериалы "о бизнесе" - тот же самый Островский, но более грубый, жесткий и со стрельбой. А у Островского - без стрельбы, и это одна из причин, почему ни один канал не клюнул, когда я предлагал из трех пьес сделать большую телевизионную историю. Мне сказали: "Старик, ну что это такое - ни пальбы, ни взрывов. Какой же это капитализм?"

- Быть просветителем телевидение решительно отказывается?

- Оно давно уже хочет быть "развлекателем". Это пришло из Америки. Почти все голливудские компании имеют в своем названии слово entertainment - "развлечение". Американские фильмы завладели нашим прокатом, через него влияют на вкусы зрителей, особенно молодых. В кинотеатре сидят, положив ноги на переднее сиденье, едят попкорн, пьют пиво. Люди пришли развлекаться, какое уж тут киноискусство. Туда же устремилось и телевидение. Потому что тогда у него есть рейтинги. Каналы якобы отражают то, что хочет смотреть народ. На самом деле рейтинги формируют те, кто дает рекламу, среди них много бывших бандитов, у них другие вкусы. Только когда в ночи они разъедутся по клубам и ресторанам, трусливое "интеллигентное" телевизионное начальство начинает показывать хорошее кино. Раньше - боятся, чтобы не вызвать гнева рекламодателей.

- Откуда вы знаете, что хочет смотреть народ?

- Народ живет параллельно телевидению. Я очень часто бываю в театрах, особенно в Москве, где сейчас живу, так залы битком набиты, хотя билеты недешевые. Кинотеатры полупустые, потому что там сидят парни и гогочут под попкорн. Единственное место, где люди еще общаются с искусством - театр. Хотя и на ТВ есть пара-тройка каналов, выстраивающих "культурное вещание".
Ватсон интереснее Холмса?

- Зато телевидение по всем каналам крутит вашего "Холмса", и зрителям он не надоедает. Вы сами можете объяснить феномен?

- О, Господи! Про Холмса я уже не в силах говорить... В современных сериалах главное - сюжет. А тут сюжеты известны, интересно наблюдать за людьми, характерами, взаимоотношениями. Главная наша удача в том, что присутствует доктор Ватсон, потому что один Холмс - статуарен, везде одинаков. Счастье, что Ватсона сыграл Виталий Соломин, в нем успех.

Как и в "Зимней вишне". Мы тогда с Соломиным договорились, что ему надо сыграть человеческое, мужское ничтожество. Он это сделал замечательно, именно поэтому женская аудитория до сих пор на нашей стороне.

- Можно ждать от вас еще одной лирической киноистории?

- Хватит, мне уже 77 лет! Пока занимаюсь трилогией, а что будет дальше - не загадываю и никому не советую, потому что планы рушатся, и человек чувствует себя несчастным. Единственное, что нам оставляет судьба - это выбор: по какой дорожке пойти.

- А кто "герой нашего времени"?

- Зачем специально выковывать героя? Есть просто люди, хорошие и плохие. Сейчас, правда, началась мода по созданию фильмов по госзаказу. Может появиться и такой: снять про современного героя. Тогда и узнаем, кто это.

- Вы навсегда уехали в Москву?

- Я москвич только в той степени, в какой я преподаю во ВГИКе. Правда, перебрался в столицу довольно давно, когда на пять лет был избран первым секретарем Союза кинематографистов России. Ну и семью перетащил... А потом во мне проснулся педагог, мои выпускники уже снимают интересные картины. Хотя, должен признаться, за годы работы я столько видел фильмов, что объелся: я не люблю смотреть кино!

- А снимать?

- Да я ничего другого не умею!


spb.aif.ru
18 марта 09

Док. 594650
Перв. публик.: 18.03.09
Последн. ред.: 28.09.09
Число обращений: 0

  • Масленников Игорь Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``