В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правила просты! Назад
Правила просты!
Готовя к печати материал "Иван Аблязов: "Хочу понять правила игры", мы даже не предполагали, насколько болезненной темы коснулись.

Вправе ли государство требовать от сельского предпринимателя обеспечения продовольственной безопасности региона, страны? Должны ли инвесторы, получив землю, заниматься социальной под-держкой своих работников? На что надо обращать внимание при выборе инвестора: на толщину кошелька или на наличие совести?..

Всю пятницу телефон в редакции разрывался. Одни руководители сельхозпредприятий возмущались, другие соглашались...

Самыми эмоциональными, аргументированными и настойчивыми оказались двое: Иван Фирюлин и Василий Чернышов. Наши корреспонденты встретились с каждым.

Проблем у сельского хозяйства страны, которая сорок лет назад была лидером мировой аграрной индустрии, сегодня предостаточно. Прежде всего это непомерные тарифы на энергоносители, которые убивают село и обваливают цены на молоко.

Это не лечится

Но я категорически не согласен с Иваном Николаевичем Аблязовым, который утверждает, что нужно уничтожить непродуктивное стадо и закупить чистопородный скот. Мол, только так можно решить проблему повышения эффективности животноводства. Мы уже это проходили! Этой
болезнью периодически все болеют аж с 80-х годов.

Прекрасно помню, как на бюро райкома многие директора колхозов и совхозов с пеной у рта доказывали, что нужно порезать "плохой" скот и получать от оставшихся коров "большое" молоко - мол, зальем им всю страну.

Порезали! Да еще как! Почти наполовину... И что? Стали "большое" молоко доить? Нет! Если раньше от каждой буренки получали по 3 тысячи, то в середине 90-х - по 900, максимум по 1500 литров...

Вы посмотрите, что происходит... В 1993 году в стране насчитывалось 52 миллиона голов крупнорогатого скота, нынче - всего 21 миллион. Для справки: в СССР было
250 миллионов КРС!

Чего мы добились, отправив половину коров под нож? Более 50 процентов мясных и молочных продуктов завозим из-за рубежа. Это катастрофа! Дальше падать некуда.

А когда все рухнет, когда ни одной коровенки не останется, когда цены подскочат, кто вспомнит Ивана Аблязова и других любителей порезать? Никто! Ругать будут только одного человека по фамилии Бочкарев. Он это понимает. Поэтому так жестко проводит свою линию, требуя развивать животноводство. Знает, чем это может обернуться для народа - трагедиями, безденежьем, безработицей...

Конечно, многим бы хотелось, не прикладывая особых усилий, в одночасье увеличить надои молочка, а потом тихо и спокойно стричь купоны. Но чудес не бывает. И если кто-то считает, что достаточно завезти высокопродуктивный скот, который в Европе дает по
12 тысяч килограммов молока в год, то он заблуждается. Это не гарантирует таких же удоев в России. Кстати, Европа, как бы ей ни хотелось, уже не может поставлять в Россию миллионы коров. Нет там лишних.

Дорога в никуда

Мы в своем хозяйстве не угробили животноводство. Даже в самые смутные времена не порезали ни одной коровы - как было 500 голов, так и осталось. Мало того, животноводство у нас процветает. На протяжении 8 лет занимаемся искусственным осеменением, обновляем стадо и за это время при минимальных затратах получили чистопородный высоко-продуктивный скот.

Да, дело это кропотливое, но оно того стоит. Достаточно сказать, что когда я возглавил хозяйство, от каждой буренки надаивали меньше 2 тысяч кг молока, а сегодня - 5400. И это далеко не предел. Рентабельность производства молока за прошлый год составила 24 процента. И это лучше всего доказывает, что молочное животноводство становится все более привлекательным для бизнеса.

Насколько я знаю, Иван Аблязов более 10 лет работает в хозяйстве. Ну кто, спрашивается, мешал ему обновлять стадо, которое, как он сам же признается, давно не обновлялось, улучшать рацион кормления и повышать надои? И строить животноводческий комплекс никто не запрещает. Наоборот. Все возможности для этого имеются. Областной бюджет субсидирует 30 процентов затрат на покупку технологического оборудования для ферм и готов принять финансовое участие в строительстве животноводческих комплексов.

Что касается непомерных расходов на содержание непродуктивного скота, от половины которого на выходе только навоз получается. Если телочка не устраивает, сначала осемени ее, получи приплод и только потом продай. То есть обеспечь замену выбывшей скотинке. Никакого убытка от ее содержания не будет. Наоборот, еще и прибыль солидную получишь. В нынешнем году цены на мясо говядины как никогда высоки.

Если же мы бездумно уничтожаем скот, то уничтожаем и деревню. Проиграем последствия такой ситуации. Жена - доярка, муж - механизатор. Коров порезали, ее сократили, она осталась без работы. Как говорят в народе, ночная кукушка всегда перекукует дневную. Она обязательно утащит мужа из села в город. В итоге такой "мудрый" руководитель потеряет механизатора. Значит, погибнет растениеводство, а животноводство он уже угробил. Это дорога в никуда...

Бизнес делают не африканцы

Теперь о дураках и дорогах. Да, дороги на селе плохие. Но кто по ним ездит и кто их такими делает? Мы же. Чтобы дороги были хорошими, о них надо заботиться. Государство в поле асфальт укладывать не станет. Это обязанность каждого хозяина. Хочешь иметь хорошую дорогу, будь добр, сделай. Или хотя бы отгрейдеруй, осыпь. Мы тоже ездим не по асфальту, а по грунтовым полевым дорогам. Но я за ними постоянно слежу.

Никто не спорит с тем, что муниципальная власть обязана заниматься развитием социальной сферы, чтобы молодежь оставалась жить и работать на селе. А если у нее на решение всех проблем просто не хватает средств? Не секрет, что собственные доходы многих сельсоветов не покрывают и половины их расходов.

У нас в селе в свое время также, как говорится, от клуба остались рожки да ножки. Но мы не сидели сложа руки и не дожидались, когда у сельсовета появятся деньги. За счет собственных средств привели в порядок разбитое здание бывшего магазина, приспособили его под клуб. Содержали завклубом, оплачивали отопление и освещение.

И детский сад держу на балансе хозяйства, снабжаю ребятню продуктами и игрушками. Ежегодно хозяйство тратит на эти цели 250 тысяч рублей. Ну и что? Я это и за убытки не считаю. Потому что гораздо важнее, чтобы родители не беспокоились о своем малыше, который всегда накормлен, ухожен, находится под присмотром воспитателей.

Бизнес должен осознавать важность собственного участия в решении социальных проблем, а не воспринимать это как повинность или же исключительное благодеяние. Это не только залог политической и экономической стабильности, но также залог его собственного процветания.

Наше хозяйство и ООО "Приоритет-Агро", которое возглавляет Иван Аблязов, практически одинаковы по количеству работающих, посевным площадям, поголовью КРС. Мы тоже платим солидные налоги, но и власть идет нам навстречу. Насколько знаю, ООО "Приоритет-Агро" за 3 года получило из бюджета в виде дотаций и субсидий
21 млн. 424 тыс. рублей.

Не только власть, но в первую очередь руководитель хозяйства должен быть заинтересован в том, чтобы люди не покидали свою малую родину. Ведь бизнес ему делают не африканцы, а односельчане. Так помоги создать им приличные условия для жизни! Иначе завтра просто некого будет посадить на трактор и некому доить корову.

Только так, совместными усилиями бизнеса и власти, можно возродить нашу деревню. Так что правила игры понятны и просты.



Более 50% мясных и молочных продуктов завозим из-за рубежа. Это катастрофа!
Дальше падать некуда.

В 1993 году в стране насчитывалось 52 миллиона голов крупнорогатого скота,
нынче - всего 21 миллион. Для справки: в СССР было 250 миллионов КРС!


www.penzenskaya-pravda.ru

15.10.2008

Василий Чернышов, директор ООО "Кургановское"

Док. 594914
Перв. публик.: 15.10.08
Последн. ред.: 28.09.09
Число обращений: 0

  • Чернышов Василий Егорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``