В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инструкцию на смерть не дописали Назад
Инструкцию на смерть не дописали
Криминал ищет черные дыры в медицинских законах

Жизнью движут страхи. Одно из "достижений" последних лет - страх болеть. Страшно быть близким человека, попавшего на операционный стол, страшно быть лечащим врачом, не защищенным от подозрений пациента и его родных.

С завидной регулярностью в нашей стране вспыхивают и гаснут жутковатые на подробности скандалы вокруг трансплантации органов. Леденящие душу разоблачения подозреваемых во всех смертных грехах врачей-убийц сменяются не менее громкими опровержениями, подписанными светилами медицины мирового класса. В подозрениях на криминальные моменты в работе людей, причастных к медицине мертвых, и в яростной борьбе врачей за белизну медицинского халата есть своя безусловная правда.

Но почему-то эта правда выходит за рамки шумных разоблачений. На самом деле весь корень гипотетического зла лежит в очевидном выводе - в медицинском мире сложился сверхдорогой рынок врачебных услуг. А наша действительность показывает, что там, где есть рынок, да еще с астрономическими суммами, там всегда можно разглядеть криминал. И ситуация выглядит следующим образом - если не расписать правовые правила игры на этом поле, то само собой ничего не образуется. А основанные на законе правила игры пока весьма туманны и дают большие допуски.

Мне приходилось участвовать в разработке так и не ставшего совершенным Закона о трансплантации, еще и не родившегося закона "О защите прав пациента", был инициатором и других законопроектов, главное в которых - обеспечение безопасной жизни и здоровья наших людей. Мне как врачу и создателю законов совершенно четко видны, какие в них существуют прорехи для проникновения криминала. Пока эти черные дыры не будут ликвидированы, мы обречены пожинать печальный итог - патологический страх тяжелобольных и их родственников перед порогом реанимации и точно такой же страх честных врачей попасть под подозрение.

Покойник высокого качества

В России практически налажено производство лекарственных средств из органов и тканей человеческого тела. Добывается клеточный материал от пятимесячных живых плодов человека для производства всяких "чудодейственных" омолаживающих средств и усиления потенции богатых пациентов.

Получение такого "материала" было легализовано правительственным постановлением от 8 мая 1996 года. Этот документ разрешил прерывание беременности "по социальным показаниям" в поздние сроки. В 1999 году Госдума предприняла попытку закрепить эту норму принятым в первом чтении законопроектом "О здравоохранении в РФ". Прерывание беременности "по социальным показаниям" допускалось уже при сроке до 22 недель (это 5, 5 месяца). Введение такой нормы позволило бы привлекать к уголовной ответственности акушеров по статье 105 УК (убийство), потому что при сроке в 5 месяцев и весе 500 граммов ребенок считается полноценным гражданином и Конституцией ему гарантировано право на жизнь.

Еще в 1992 году академик РАМН Юрий Лопухин писал: "Предприниматели с юга предлагают поставлять свежие сердца по 50 тысяч рублей за штуку из мест национальных конфликтов". А еще он же озвучил страшные цифры: "В Москве есть кооператив, торгующий биологическим материалом по баснословным ценам". Пересадка почки, как писал академик, стоила 200 тысяч рублей, а сердца - в два раза больше. Он же предупреждал о создании "элитарной" медицины.

Сейчас спустя больше десяти лет цены человеческих органов на "черном" рынке возросли: за сердце - до 160 тысяч долларов, за печень - до 150 тысяч, за поджелудочную железу - до 50 тысяч, за почку - до 30 тысяч.

В начале 90-х годов в органы представительской и исполнительной власти, МВД и прокуратуру стали поступать материалы о намерениях поставки и пересадки иностранцам человеческих органов. При отсутствии нужной правовой базы мы реально могли стать центром заготовки и пересадки органов. Уже были договоры о намерениях, контракты, проекты уже подписанных договоров, рекламные объявления. Все это говорило о том, что новый бизнес стал набирать обороты.

На продажу предлагалось все, что содержит человеческое тело, - от жировой клетчатки подошвы стоп до глазных яблок и гипофиза. Правоохранительные органы располагали сведениями, что только один столичный кооператив по оказанию ритуальных услуг в 1990 году изъял 32 332 биологических компонента человеческого тела, внутренних органов и кожи. Там были сердце, почки, легкие, мозг, аорта, клапаны сердца - всего больше 700 единиц.

Бесправное право больного

Прошли годы полного беспредела, но опасность этих страшных тенденций не прошла и сохраняется по-прежнему, а где-то даже и усугубляется уже принятыми законами и некоторыми проектами законов.

Например, Закон "О лекарственных средствах" допускает использовать как сырье органы и ткани человека. А ведь такое производство требует гарантированной поставки "сырья".

Проект закона "О правах пациентов" в первом варианте предусматривал возможность удовлетворить просьбу пациента "о добровольном нарушении своей физической целостности". В случае принятия этого закона какой-нибудь доведенный до отчаяния бедный человек вполне мог попросить врача изъять у него один из парных органов, костный фрагмент, сустав или еще что-то. Вмешательство общественности не позволило вынести в таком виде законопроект на рассмотрение Думы. Измененный поправками и изъятием нескольких похожих норм, этот проект больше у депутатов не появился, хотя он очень нужен.

Закон о трансплантации, принятый в 1992 году, давно нуждается в дополнениях и некоторой переработке. Кстати, именно правовые изъяны закона служат в том числе поводом для уголовного преследования врачей. Этот закон, к слову, должен считаться с мнением родных при вынесении решения о заборе органов умирающего человека. Если больница на момент изъятия органов не была осведомлена о том, что человек не заявлял о своем несогласии на изъятие органов, то их можно забирать, не считаясь с родными пациента. Ненормальность этого положения уже доказана примерами из жизни.

Некоторые наши ведущие хирурги убеждены, что если спрашивать согласие родных, то трансплантология умрет. Сличим два разноречивых по этому вопросу закона. По закону о трансплантологии разрешение родственников на изъятие органов не требуется, если умерший накануне кончины это не запретил. А по Закону "О погребении и похоронном деле", который действует с 1996 года, есть норма права, обязывающая медиков получать согласие на изъятие органов у родных покойного. Но орган от умершего пересадке не подлежит. Сроки хранения органов считают на часы: сердце может сохраняться 4-6 часов, печень - 12-14 часов, легкие - 4-6 часов, почка - 48-72 часа. Изымать органы нужно у живого, но после диагноза - смерть головного мозга. Противоречия этих двух законов дают следователю возможность выбирать одну из двух норм, которая его больше устраивает.

Почка от зверя

Наши специалисты трансплантологи сетуют на катастрофическую нехватку человеческих органов и говорят о необходимости срочных исследований в области пересадок органов от животных. Но компетентные специалисты - члены Ассамблеи Совета Европы - предупреждают о том, что такие органы, ткани и клетки животных могут быть носителями неизвестных человечеству вирусов, против которых нет естественных механизмов защиты. Трансплантация от животных может стать причиной созданных самими людьми пандемий. Вирусы не признают границ, поэтому обсуждать этот вопрос надо на международном уровне.

Как пример хочу напомнить, что обезьяньи вирусы Эбола и Мармурга стали причиной вспышки практически неизлечимого заболевания человека. Доказательством тому может служить и то, что ВИЧ - это инфекция обезьяньих ретровирусов. Сейчас идут очень дорогие исследования, чтобы выяснить, могут ли свиньи, которые используются для трансплантации, быть причиной болезней человека.

Ассамблея Совета Европы рекомендует, чтобы, пока все эти вопросы не разрешены, на пересадку органов от животных наложить вето. А сейчас очередная напасть - нетипичная пневмония и куриный грипп.

Донору платить пожизненно

Никто не оспаривает право на существование трансплантации. Добровольное донорство - вещь благородная, и ее надо популяризировать, надо работать с людьми. А еще надо законодательно расширить права добровольного донора и предоставлять ему серьезные льготы, если надо, то и до конца жизни.

Но с законодательной базой медицины не очень торопятся. Проекты таких законов, как "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения", "О правах пациентов", "Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников", пока не востребованы.

4 апреля 1997 года была принята Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существования в связи с использованием достижений биологии и медицины. Через год был принят "Дополнительный протокол Конвенции". Это очень важные международные документы, подписаны большинством европейских стран. Мы же пока еще не готовы подписать их. Ведь подписание и ратификация Конвенции обяжут нашу страну отчитаться, каким образом внутреннее право обеспечивает эффективное применение любого положения Конвенции.

Без этого документа считаться цивилизованной страной можно с очень большими оговорками.


www.rg.ru

15.06.2004

Анатолий Мироненко, врач, Наталья Козлова

Док. 595086
Перв. публик.: 15.06.04
Последн. ред.: 29.09.09
Число обращений: 0

  • Лопухин Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``