С 25 марта на канале "Россия" начинается показ пятого сезона популярного сериала
Наталья Кочеткова, 24 марта 2009 г.
В новую "Каменскую", экранизацию цикла знаменитых детективных романов Александры Марининой, вошли романы: "Реквием", "Имя потерпевшего - никто", "Посмертный образ", "Воющие псы одиночества", "Соавторы", "Закон трех отрицаний". Режиссером стал Антон Сиверс, а главную героиню сыграла неизменная Елена Яковлева. О дальнейших перспективах сериала Александра Маринина рассказала обозревателю "Недели" Наталье Кочетковой.
вопрос: Пятый сезон "Каменской" - последний или могут быть еще?
ответ: Есть еще 4 книги, которые должны будут войти в шестую "Каменскую".
в: И уже она будет финальной?
о: Этого я не знаю. Там тоже хотят сделать 12 серий. Для этого нужно 6 историй по 2 серии на историю. Книг только 4, поэтому 2 истории я должна буду придумать. Если мне удастся их придумать, если они устроят канал, вполне возможно, если им захочется еще продолжать "Каменскую" - мы можем пойти по такому пути. Не экранизации написанных книг, а придумывание новых историй-синопсисов.
В V сезоне Каменской предстоят дела посложнее предыдущихв: А я думала, что вы устали от героини...
о: То, что давно не выходило новых книг про Настю, не значит, что я не буду про нее писать дальше. Просто возник период в жизни, когда мне стало интересно писать про другое. Возможно, что завтра мне опять станет интересно писать про Каменскую.
в: А вам, как писателю, не интересней было бы написать новый роман про Каменскую и только потом его экранизировать? И с финансовой точки зрения это выгодней.
о: Зато сценарий писать проще и быстрее. Конечно, мне интересней писать книги, потому что в этом случае я пишу так, как мне пишется, совершенно не думая о том, как это будет выглядеть на экране. По своему складу я, конечно, не сценарист, а романист. Сценарий - это в основном действие, а роман - больше размышление, воспоминание и внутренние побудительные мотивы. Я и буду продолжать писать книги, но если кому-то захочется, чтобы я написала отдельную историю, то я об этом подумаю.
в: А если бы вы сейчас сели писать книгу о Насте Каменской, какой бы она была?
о: Учитывая, что ей в этом году 49 лет, то надо думать о том, что карьера на Петровке должна подойти к концу и либо она уйдет на преподавательскую работу и будет просто помогать коллегам советом, либо может уйти в частный сыск. Либо она может вообще выйти на пенсию и зарабатывать себе на жизнь переводами, сидеть дома и в частном порядке участвовать в мозговых штурмах.
Когда я перестала писать про Каменскую - это было следованием собственным желаниям. Я ничего не могу делать из-под палки. Мне надоело за 20 лет службы, что у меня есть начальники, которые мне указывают, что мне нужно делать. Я не для того ушла со службы, чтобы мне кто-то что-то указывал. Не хочу я писать про Каменскую - я пишу романы про любовь, про жизнь, про семью, про что-то еще. А захочу снова про Каменскую - буду писать про Каменскую.
Только так может получиться книжка, которую пишешь с удовольствием. Если писать, потому что надо, то при чтении это будет заметно: книга, написанная по принуждению, резко отличается от книги, написанной с удовольствием.
Каменская прочно ассоциируется с Еленой Яковлевойв: Вы вроде поставили на вид сценаристам, что характер Насти в пятой части изменен: она стала более активной и спортивной...
о: Я просто обратила на это внимание, но это и правильно. Она стала не более активной, а более властной. Из той девочки, которая появилась в первой "Каменской", робкой, которую все могли ткнуть носом, она превратилась в матерую оперативницу, которая может себе позволить повысить голос на коллегу, сказать ему что-то более жесткое, и это правильно. Нельзя столько лет работать и продолжать оставаться забитой девочкой, которая никому не может сделать замечание, - это было бы глупо. В этом смысле сценаристы правы.
в: А когда ваш взгляд на сценарий расходился с взглядами сценаристов?
о: Такое было на четвертой "Каменской", но все мои стенания уперлись в глухую стену. Сценаристы и режиссер сделали по-своему, поэтому к четвертому сезону у меня отношение крайне отрицательное. Там от меня не осталось ничего. Поэтому мы попросили производителей фильма написать не "по произведениям Александры Марининой", а "по мотивам".
в: Обычно писатели ненавидят экранизации своих книг - вы тоже?
о: В "Каменской" есть удачи, и их много. Я всегда говорю: ложишься спать с собакой - готовься проснуться с блохами. Трепетно относишься к текстам - не продавай их для экранизаций. Любой здравомыслящий автор понимает, что книжный жанр - одна песня, киношный - другая. У него есть свои законы и требования, и перенести книгу дословно в видеоряд нельзя.
в: Как вам сотрудничество с новым режиссером Антоном Сиверсом?
о: Я бы не назвала это сотрудничеством, мы один раз встретились, познакомились, он подарил мне свой фильм. Как режиссер, он мне очень нравится - я с огромным удовольствием посмотрела его "Поцелуй бабочки", "Качели" и сериал "Сестры". Кроме того, я видела черновую сборку пятой "Каменской" - те фильмы, которые сняты по книгам небольшого объема, достаточно близки к тексту. Фильмы, которые сделаны по большим романам, конечно, здорово перекорежены, но это и понятно.
Генеральный продюсер "Каменской" Илья Неретин:
"Изнанка узнаваемости - усталость от бренда"
Игорь Неретинвопрос: Александра Маринина была не очень довольна тем, как обошлись с ее текстами в четвертом сезоне. Непросто было потом восстанавливать отношения?
ответ: Ну, если вы проснулись и у вас ничего не болит - значит, вы мертвы. Где-то хочется поэкспериментировать с одним, где-то с другим - скучно одно и то же делать. В четвертом сезоне по взаимной договоренности поставили формулировку "по мотивам произведений Александры Марининой". Это не конфликтная ситуация. С пятым сезоном, мне кажется, наши представления о фильме совпали.
в: Когда вы выпускаете уже пятый сезон сериала, то, с одной стороны, вроде все прекрасно: героиня известна, зритель ждет продолжения. А какие существуют опасности?
о: Узнаваемость имеет две стороны медали. Оборотная сторона - то, что в рекламном бизнесе называют "усталость от бренда". Опасность в том, что образ может надоесть, а проверить это можно исключительно опытным путем. Кстати, на четвертом сезоне рейтинги не только не упали, а даже подросли.
Кроме того, если все время снимать в одном и том же ключе, то артисты уже не знают что делать, и это хорошо видно на экране. Поэтому каждый раз нужно экспериментировать: тут дать больше серьезу, там шутки, детектива, триллера, как было, например, в третьей "Каменской", когда режиссеру Морозу стало скучно снимать детектив и он немного добавил триллера.
в: Как работалось с Антоном Сиверсом после Юрия Мороза и Александра Аравина?
о: Прекрасно. Я помню, что на четвертой "Каменской" у всех журналистов округлились глаза: "Как? Снимает не Мороз?". Это нормальная ситуация - режиссеры первыми устают от многосезонности...
в: А кто будет снимать последнюю, шестую "Каменскую"?
о: Это пока вопрос открытый. И потом, почему последнюю?
в: Так ведь книжек больше нет!
о: Книжек нет, а Каменская-то есть, так что это будет зависеть от ситуации, о которой мы с вами говорили выше.
24,03,2009
www.inedelya.ru
Док. 595241 Перв. публик.: 24.03.09 Последн. ред.: 29.09.09 Число обращений: 0
Алексеева Марина Анатольевна (Александра Маринина)
|