В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Старик Альмандар из деревни Альдермеш Назад
Старик Альмандар из деревни Альдермеш
Чем полюбился татарам образ старика Альмандара, созданный на сцене казанского Камаловского театра тремя выдающимися художниками - драматургом Туфаном Миннуллиным, режиссёром Марселем Салимжановым и народным артистом СССР Шаукатом Биктемировым?

В репертуаре Татарского академического театра имени Галиаскара Камала уже более двадцати лет идёт комедия живого классика нашей национальной драматургии Туфана Миннуллина "Альмандар из Альдермеш". Камаловцы возят этот спектакль по российским городам и весям как своего рода визитную карточку и театра, и всей татарской культуры. Старика Альмандара, перехитрившего даже Смерть, хорошо знают татары - и не только татары! - и в Тюмени, и в Донбассе, и в Финляндии, и в Турции. Многие ходят на спектакль по несколько раз...
Секрет феноменального успеха, думается, не только в замечательной режиссуре ныне покойного Марселя Салимжанова, поставившего комедию. И не только в удивительно точном попадании Салимжанова в выборе актёров, исполняющих главные роли: Альмандара играет без дублёров один из старейших артистов камаловского театра, народный артист СССР Шаукат Биктемиров, Смерть - признанный татарский комик Равиль Шарафиев. Не играют, а живут на сцене!
И всё-таки главный секрет успеха, видимо, заключается в удивительной узнаваемости образа старика Альмандара, хитроумного и смешливого, сомневающегося и не перестающего радоваться жизни даже в свои преклонные лета. С таким татарином каждый из нас или жил по соседству, или когда-нибудь встречался. Какие-то его черты знакомы нам по сказкам о доблестном и умном Камыр батыре, о загадочной Водяной...
Драматург Туфан Миннуллин говорит, что старик Альмандар - образ собирательный, что-то вроде Василия Тёркина Твардовского, и что цель он ставил перед собой немалую: воплотить суть национального татарского характера. И это удалось.
Учёные утверждают, что понятие "национальный характер" - условно, это своего рода метафора, а потому относиться к этому понятию следует с осторожностью. Но к таким рекомендациям не часто прислушиваются. И потому чуть ли не все мы пытаемся так или иначе "разгадать" характер своего народа, по случаю перемыть косточки другим народам.
Профессор Казанского университета Карл Фукс тоже более полутораста лет назад "препарировал" татарский характер: "Татары горды, честолюбивы, гостеприимны, сребролюбивы, чистоплотны, по их состоянию довольно просвещены, почти несуеверны, рождены для торговли, хвастливы, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого свойства, во всём умеренны и довольно трудолюбивы... Довольно злопамятны и мстительны, но охотно подают милостыню и часто помогают в случае несчастья своим товарищам... Татары хитры, плутоваты и удивительно наклонны к воровству..."
С положительными характеристиками Карла Фукса едва ли не каждый прочитавший его суждения татарин охотно согласится, об отрицательных не только татары, но и многие из долго живущих среди татар иноплеменников непременно и сразу же заспорят: с чего это взял немец - хвастливы, злопамятны, а уж о наклонности к воровству совсем зря говорит.
Но вот не частные наблюдения, а обобщения, которые всегда свойственны народным пословицам. Татары говорят: "Если татарин станет чиновником, лапти свои повесит в красном углу", "У татарина на коне нет отца родного", "Ум татарина пробуждается задним числом", "Татарин нажрётся и уйдёт, да и спасибо не скажет"... Однако и у русских, и у немцев, и у китайцев немало пословиц, в которых народ сам к себе строг и даже чересчур привередлив. К тому же пословицы - это память далёких веков.
Так где же искать сегодня "человеческий материал", сохранивший черты "настоящего татарина", если и литературные наблюдения, и даже фольклор - не истина в последней инстанции? На селе, где ещё жив незасоренный татарский язык, где, как и много лет назад, в семьях трепетно относятся к старшим, где, роняя слёзы от переполняющих чувств, поют и пляшут под гармонь "Аллюки"? "Есть аул вблизи Казани по названию Кырлай..." Или, быть может, в мечети, куда, надевая блестящие калоши и белоснежную шаль с кистями, спешит прекрасная в свои 90, удивительно ухоженная, чистенькая абыстай - какая-нибудь Сария аби? А может, на Сабантуе - там, где мужчины, обливаясь потом, напрягаясь так, что жилы проступают на лбу, бьются за право называться главным батыром праздника? Или лучше пройтись с томиком Тукая по торговым рядам базара, пусть и не Сенного? Как там у поэта:

Эти покупают, те вон продают
Кто-то надувает, кто-то сам надут.
На Сенном базаре вечно, братцы, так:
О своей поживе тут печётся всяк".
Ведь какие торговцы из татар и сегодня!..

В разные времена учёные, поэты, мыслители старались и ныне стремятся понять истоки и суть татарского характера, обращая взор к многовековому прошлому своего народа - народа, который испокон веков не хотел второстепенных ролей в этом мире, а лез в самую гущу событий. То ли в отместку за это, то ли испытывая на прочность и долготерпение, его величество Время бросало этот народ в самое пекло истории. Не отсюда ли произрастает то, что Лев Гумилёв, если бы жил он сегодня и видел усилия нынешних татар по сохранению своей культурной самобытности, назвал бы "волей к сохранению исторической судьбы"?
Узкоглазые, широкоскулые, низкорослые - упрямые дети Великой степи. Такими представляют себе своих предков одни из нас. Для других, вспоминающих о корнях булгарских, они - голубоглазые и статные волгари. И те, и другие, и прочие ищут истоки татарского характера в событиях далекой старины, полагая, что именно там характер сформировался и закалился, стал таким, каков он есть сегодня. Старик Альмандар - одно из множества проявлений этого характера. И не из прошлого он, этот старик, а сегодняшний, живёт среди нас. Только лучше многих из нас.



www.tatmir.ru

20.07.2003

Док. 595670
Перв. публик.: 20.07.03
Последн. ред.: 30.09.09
Число обращений: 0

  • Биктемиров Шаукат Хасанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``