В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Культура молчания Назад
Культура молчания
Уникальные расшифровки древнерусской музыки составили программу концерта "Великая культура молчания". Средневековые песнопения петербургский камерный хор Lege Artis под управлением Бориса Абальяна исполнит 12 ноября в Большой церкви Зимнего дворца.

Великой культурой молчания исследователи называют музыку русского средневековья. Знаменные, путевые распевы, образцы строчного пения, раннего многоголосия появились в репертуаре хора не так давно.

- Просто я считаю, что древнерусская музыка - это такой очень важный и художественно ценный пласт российской культуры, который обязательно нужно внедрять в нашу жизнь. Сначала, после заказа дирекции Пасхального фестиваля, у нас появилась программа "Поющие фрески", где главным было соединение зримого и слышимого ряда. Мы попытались соединить два вида искусства: изобразительное в виде фресок и соответствующие времени их создания и сюжету древнерусские распевы - их расшифровали сотрудники кафедры древнерусского певческого искусства Консерватории Альбина Кручинина и Екатерина Смирнова, - объясняет Борис Абальян.

Почти двадцать лет, с момента основания, хор живет по "закону искусства" - именно так переводится с латыни его название. Lege Artis - любимый петербургский коллектив Кшиштофа Пендерецкого. "В его исполнении много ностальгии и еще чего-то, чего нет в исполнении хоров на Западе", - считает знаменитый польский композитор. Коллективу маэстро Абальяна он доверил первое исполнение нескольких своих произведений, а "Псалмы Давида" в прошлом году дирижировал сам.

"Великую культуру молчания" в исполнении Lege Artis петербуржцы услышат также 19 ноября в Сампсониевском соборе.

Балетные сцены из жизни насекомых

Первую балетную премьеру сезона Мариинка покажет 14 и 15 ноября. В афише театра появятся три одноактных балета: "Метафизика" на музыку Второй симфонии Прокофьева, "Кроткая" на музыку Второй симфонии Рахманинова и "Весна священная" Стравинского. В день премьеры за дирижерский пульт встанет маэстро Гергиев.

Новые спектакли - плод совместной работы Михаила Шемякина (сценография и костюмы) и Донвены Пандурски (хореография и постановка). Судя по всему, оба остались довольны сотворчеством.
- Мне давно хотелось реализовать мои метафизические поиски в сценическом искусстве, поэтому, когда меня познакомили с хореографом Донвеной Пандурски и предложили принять участие в создании концепции и оформлении трех одноактных балетов, я, не раздумывая, согласился, - признается Михаил Шемякин.

По мнению хореографа, неповторимая сценография и костюмы Шемякина стали основой для общего метафизического духа всего спектакля. Она также отметила, что "исключительные артисты балета Мариинского театра умеют летать как никто иной".

- Балет "Метафизика" - самый абстрактный среди трех произведений. Он ставит перед собой целью показать визуально необыкновенную партитуру Второй симфонии, объединяющую высшую математическую точность с извержением вулканической эмоциональной мощи, - говорит Донвена Пандурски.

К метафизическим структурам Шемякин стремился приблизиться и в "Кроткой". Дух петербургской повести Достоевского раскрывают сдержанная цветовая гамма декораций и костюмов, музыка Рахманинова и хореография Пандурски.

А "Весной священной" Михаил Шемякин, по собственному признанию, отдал дань любимому композитору юности - Стравинскому. Тот одним из первых увидел в нем серьезного художника и в 1962-м вывез его работы на Запад. На сей раз Шемякину захотелось сделать новый, сказочный вариант "Весны" и перенести действо в мир фей, эльфов и насекомых. Так что новый балет снабжен подзаголовком "Сцены из жизни насекомых".

Илья Нефедов

10.11.2006

www.izvestia.ru

Док. 595864
Перв. публик.: 10.11.06
Последн. ред.: 30.09.09
Число обращений: 0

  • Абальян Борис Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``