Уникальные расшифровки древнерусской музыки составили программу концерта "Великая культура молчания". Средневековые песнопения петербургский камерный хор Lege Artis под управлением Бориса Абальяна исполнит 12 ноября в Большой церкви Зимнего дворца.
Великой культурой молчания исследователи называют музыку русского средневековья. Знаменные, путевые распевы, образцы строчного пения, раннего многоголосия появились в репертуаре хора не так давно.
- Просто я считаю, что древнерусская музыка - это такой очень важный и художественно ценный пласт российской культуры, который обязательно нужно внедрять в нашу жизнь. Сначала, после заказа дирекции Пасхального фестиваля, у нас появилась программа "Поющие фрески", где главным было соединение зримого и слышимого ряда. Мы попытались соединить два вида искусства: изобразительное в виде фресок и соответствующие времени их создания и сюжету древнерусские распевы - их расшифровали сотрудники кафедры древнерусского певческого искусства Консерватории Альбина Кручинина и Екатерина Смирнова, - объясняет Борис Абальян.
Почти двадцать лет, с момента основания, хор живет по "закону искусства" - именно так переводится с латыни его название. Lege Artis - любимый петербургский коллектив Кшиштофа Пендерецкого. "В его исполнении много ностальгии и еще чего-то, чего нет в исполнении хоров на Западе", - считает знаменитый польский композитор. Коллективу маэстро Абальяна он доверил первое исполнение нескольких своих произведений, а "Псалмы Давида" в прошлом году дирижировал сам.
"Великую культуру молчания" в исполнении Lege Artis петербуржцы услышат также 19 ноября в Сампсониевском соборе.
Балетные сцены из жизни насекомых
Первую балетную премьеру сезона Мариинка покажет 14 и 15 ноября. В афише театра появятся три одноактных балета: "Метафизика" на музыку Второй симфонии Прокофьева, "Кроткая" на музыку Второй симфонии Рахманинова и "Весна священная" Стравинского. В день премьеры за дирижерский пульт встанет маэстро Гергиев.
Новые спектакли - плод совместной работы Михаила Шемякина (сценография и костюмы) и Донвены Пандурски (хореография и постановка). Судя по всему, оба остались довольны сотворчеством.
- Мне давно хотелось реализовать мои метафизические поиски в сценическом искусстве, поэтому, когда меня познакомили с хореографом Донвеной Пандурски и предложили принять участие в создании концепции и оформлении трех одноактных балетов, я, не раздумывая, согласился, - признается Михаил Шемякин.
По мнению хореографа, неповторимая сценография и костюмы Шемякина стали основой для общего метафизического духа всего спектакля. Она также отметила, что "исключительные артисты балета Мариинского театра умеют летать как никто иной".
- Балет "Метафизика" - самый абстрактный среди трех произведений. Он ставит перед собой целью показать визуально необыкновенную партитуру Второй симфонии, объединяющую высшую математическую точность с извержением вулканической эмоциональной мощи, - говорит Донвена Пандурски.
К метафизическим структурам Шемякин стремился приблизиться и в "Кроткой". Дух петербургской повести Достоевского раскрывают сдержанная цветовая гамма декораций и костюмов, музыка Рахманинова и хореография Пандурски.
А "Весной священной" Михаил Шемякин, по собственному признанию, отдал дань любимому композитору юности - Стравинскому. Тот одним из первых увидел в нем серьезного художника и в 1962-м вывез его работы на Запад. На сей раз Шемякину захотелось сделать новый, сказочный вариант "Весны" и перенести действо в мир фей, эльфов и насекомых. Так что новый балет снабжен подзаголовком "Сцены из жизни насекомых".