Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Философ Валентин Никитин: Христианство Николая Федорова - не школьное и даже не академическое, а пророческое учение Назад
Философ Валентин Никитин: Христианство Николая Федорова - не школьное и даже не академическое, а пророческое учение
Против искажения учения Николая Федоровича Федорова (1829-1903), против его "сугубо материалистической интерпретации" выступил доктор философии, академик РАЕН, главный редактор православного радио "Логос" Валентин Никитин. 21 ноября на X Международных научных чтениях памяти Н.Ф.Федорова философ сделал доклад, в котором показал, что учение Н.Федорова укоренено в христианской антропологии и оно нуждается в "углублении и дальнейшем развитии в духе подлинно христианской антропологии, синтезирующей все достижения современной на-уки".

В.Никитин отметил, что учение Н.Федорова незаслуженно игнорируется современными богословами, пишущими о христианской антропологии, а также часто искажается его "последователями". Даже автор "Принципов православной антропологии" протоиерей Василий Зеньковский, высоко ценивший личность и учение Федорова, упрекает его в том, что он якобы понимал воскресение как "простое восстановление телесности".

Будучи специалистом, много лет изучавшим наследие Н.Федорова, В Никитин берется разъяснить одно из главных положений его учения - воскрешение мертвых -- с точки зрения христианской антропологии. По словам исследователя, Н.Федоров понимал "духовное тело" не как простое восстановление телесности, но и не спиритуалистически, а согласно духу Евангелия, повествующего о том, что воскресший Господь вкушал пищу и приглашал учеников "осяжите руки и ноги мои". То есть, оставался верен христианскому признанию метафизической природы телесности, неразрывно связанной с тайной Боговоплощения".

Докладчик отмечает, что учение Федорова "относится к сфере именно теологуменов, а не догматов, то есть к области допускаемого Церковью разномыслия". Оно "не сводимо к традиционному учению Церкви о природе человека, но выходит за эти рамки". И тем не менее, в главных своих чертах "весь его (учения Федорова - прим.ред.) пафос определяется именно христианской антропологией и триадологией".

Пафос же доклада В.Никитина состоит в утверждении, что христианство Федорова - "не школьное и даже не ака-демическое, а пророческое учение, устремленное к грядущему, спасенному и преображенному миру, обоженному после всеобщего воскресения". Ставящим под сомнение христианское происхождение идей Федорова докладчик отвечает: Федоров был "глубоко верующим православным христианином, исполненным духа истинного евангельского смирения". В.Никитин подчеркнул, что религиозная вера имела для Федорова два "измерения": как "завет и завещание", и "как руководство к действию". Этот важный фактор необходимо учитывать при анализе антропологии Н.Федорова, считает ученый.

"Благодаря Искуплению, дарованному воскресшим Христом, стало возможно спасение и обожение человека и всей твари, всего космоса. В этом и состоит предназначение Церкви, ее вселенская миссия. Федоров выразил эту идею с ясностью гения, поделился ею со смирением праведника, призвал к ее осуществлению с дерзновением пророка", -- завершил В.Никитин.

Москва, 23.11.2007 Благовест-инфо

Док. 596198
Перв. публик.: 23.11.07
Последн. ред.: 01.10.09
Число обращений: 0

  • Никитин Валентин Арсентьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``