Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Доктор философии, академик РАЕН Валентин Никитин: `Если политики научатся говорить правду, будет найден ключ к разрешению церковных и политических коллизий между Грузией и Россией` Назад
Доктор философии, академик РАЕН Валентин Никитин: `Если политики научатся говорить правду, будет найден ключ к разрешению церковных и политических коллизий между Грузией и Россией`
"Портал-Credo.Ru": Появилась информация о том, что МИД Абхазии обвиняет Грузинскую Православную Церковь в "религиозном шовинизме".

Валентин Никитин: Вероятно, в связи с тем, что состоявшаяся 9 января в
Москве презентация Евангелия, изданного на абхазском языке, а также
намерение передать его православным приходам в Сухуми без санкции Грузинской Патриархии были восприняты в Грузии как нарушение церковных канонов со стороны РПЦ МП. Но - хочется мне спросить - а кем именно?.. Я не думаю, что священноначалие Грузинской Церкви должно протестовать против самого факта перевода Евангелия на абхазский язык. Тем более, что такой перевод сделан давно. Еще в 1913 году в Тбилиси было издано Евангелие в переводе на абхазский язык. Неудовольствие, очевидно, вызывает предполагаемое намерение распространять это издание без ведома и согласия Грузинской Церкви. Что очевидно можно рассматривать как проявление миссионерской активности на канонической территории другой Церкви. В любом случае обсуждать эту проблему всерьез можно лишь после официального протеста Грузинской Церкви.

Что же касается иеродиакона Давида (Сарасания), который якобы подвергся гонениям со стороны Грузинского Синода, то о нем состоялся обмен письмами между предстоятелями Грузинской и Русской Православных Церквей. И по этому вопросу, насколько мне известно, было достигнуто взаимопонимание.

- А каковы сегодня вообще отношения между Грузинской Церковью и Московским патриархатом? Насколько мне известно, в Грузии были недовольны тем, что в духовных школах РПЦ обучаются студенты из Абхазии? РПЦ вообще поощряет религиозный сепаратизм абхазов? Кажется, все же она не решилась посылать своих батюшек в Абхазию из-за несогласия на это ГПЦ?

- Отношения между Церквами в общем удовлетворительные, -
благодаря давним и добрым личным взаимоотношениям между Главами Церквей. И Русская Церковь отнюдь не поощряет "религиозного сепаратизма" абхазов, даже допуская в порядке исключения обучение некоторых из них в своих духовных школах. Исключить же саму возможность такого обучения было бы, согласитесь, вопиющей дискриминацией. С мнением Грузинской Церкви в Чистом переулке очень
даже считаются, но ведь порядок и контроль в церковной ограде, благодарение Богу, существенно отличаются от армейского порядка в казарме. Так что абсолютная регламентация здесь едва ли возможна. А каждое исключение из правила подвергает сомнению само правило. Получается замкнутый круг. То есть, практика поставления духовенства из России в Абхазию исключена, канонически это представляется незаконным; но отдельные индивидуальные случаи все-таки, по-видимому, имеют место.

- Церковь в Абхазии - часть ГПЦ, но имеет ли возможность Грузинский
патриархат управлять в Абхазии? Там не поминают имя Католикоса Илии II, а поминают Патриарха Алексия II. Кажется, и владыка Сухумский вообще не может приехать в Абхазию, где создано некое свое епархиальное управление, кажется, даже есть какие-то не совсем ясные "владыки-самосвяты"?.. Не есть ли это, если смотреть строго канонически - путь к расколу ГПЦ?

- В настоящее время реально осуществить свою юрисдикцию в Абхазии Грузинская Церковь возможности не имеет. Это явление само по себе аномально. И митрополит Сухумо-Абхазский Даниил (Датуашвили) вынужден жить в изгнании. Я не знаю деталей, но "самосвяты", кажется, действительно существуют. И это, в самом деле, грозило бы расколом ГПЦ, но ведь такие раскольники сами себя уже отторгли от Церкви. Как сказано в Писании: "Они вышли от нас, но не были наши" (1 Ин. 2,19).

- Действительно ли в Абхазии (которую известный церковный писатель Лев Регельсон считает местом возникновения человечества, "землей Адама", как называется и его книга) происходит религиозный ренессанс?

- Мне трудно судить об этом. Я не был в Абхазии уже тысячу лет. Что касается "земли Адама", то таковой можно считать всю Грузию в целом, то есть, и Абхазию, как ее неотъемлемую часть. "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке", - сказано в Библии (Быт.2,8). Архимандрит Шио (Габричидзе), наместник Свято-Георгиевского монастыря Шавнабада, убедительно доказывает, что таким раем в грузинском Эдеме была Кахетия (Восточная Грузия), а еще точнее - Алазанская долина. Минувшим летом я побывал в Кахетии и, смею Вас заверить, с воодушевлением наблюдал явные признаки религиозного ренессанса в этом райском краю, утопающем в виноградниках.

- Как должна себя вести в сложившейся ситуации ГПЦ по отношению к Абхазии?

- Мудро и рассудительно, как она себя вела и ведет. Стараясь уврачевать раны своего народа и своей земли силой молитвы и благостыни.

- Кому принадлежат горные монастыри, в которых живут монахи-отшельники, в частности иеромонах Рафаил (Берестов), и на чьей они стороне?

- Монастыри вообще-то принадлежат Богу, а по милости Божией - инокам, которые в них молятся. И иноки эти, если они действительно иноки и молитвенники, должны быть на стороне Бога и богоизбранных Патриархов. Иеромонах Рафаил пользуется как человек Божий высоким духовным авторитетом. Что касается соблюдения церковной дисциплины, то путь его очень тернист, просто непредсказуем, и сейчас трудно определить, в какой он сам состоит юрисдикции: Ясно, что о. Рафаил старается следовать голосу своей совести. Но ориентируется ли (да и должна ли ориентироваться?) совесть в вопросах юрисдикции? Совесть в таких вопросах может вообще хранить молчание.

- А может ли ГПЦ способствовать разрешению политической ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта?

- Который, к сожалению, в очередной раз обострился, - из-за захвата российских судов в территориальных водах Грузии... Зона конфликта расширяется и ситуация тупиковая - потому что это самый настоящий клубок противоречий! Этот гордиев узел развязать едва ли возможно, а разрубать - непредсказуемо опасно! А самое главное то, что политики разучились говорить правду.

- Что Вы имеете в виду?

- Абхазия, не получив признания со стороны мирового сообщества, фактически стала обладать признаками ассоциированного в составе РФ государства, которое передало России часть полномочий по обеспечению своей обороны, по поддержанию внешнеполитических связей и даже по поддержанию денежного обращения; ведь на территории Абхазии имеет свободное хождение российский рубль.

Выходом из тупика могло бы стать признание кондоминиума Абхазии. То есть ее особого статуса, когда на ее территории функции государственной власти осуществляются совместно двумя суверенными государствами, в данном случае Грузией и Россией. Грузия и Россия могли бы договориться о поэтапном введении и последующем выходе из кондоминиума.

- А что этому мешает?

- То, что Абхазия реально претендует на роль самостоятельного субъекта международного права. И то, что влиятельные политические круги в России, хотя и не на официальном уровне, это стремление поощряют.

- Что же в этих условиях необходимо предпринять грузинскому руководству?

- Нужен сбалансированный подход к проблемам. Может быть, со стороны не только грузинского, но и российского руководства должны прозвучать напоминания о вековой близости двух православных народов, их культур, о родственных связях между грузинами и русскими, наконец! Мне кажется, заверения в нейтралитете Грузии, отказ от форсированного движения в сторону НАТО при текущих форс-мажорных обстоятельствах, также объективно пошли бы на пользу национальным интересам грузинского народа. Этот героический народ выстрадал право на лучшую жизнь. Равно как и свободолюбивый абхазский народ, который, в сущности говоря, является частью
грузинского этноса. Ибо живет на грузинской земле. Ну, а Россия призвана не разделять и властвовать, но помогать сближению и преодолению всего того, что разделило и разделяет грузин и абхазов. Тогда и миссия наших миротворцев была бы оправдана. И надо помочь, наконец, реальному возвращению беженцев из Абхазии, не отказываясь и от патронажа международных структур, таких, например, как ООН или ОБСЕ. Решение этих проблем соответственно поможет и разрешению церковной ситуации, будет способствовать ее урегулированию.

- Каково же будет место в этом кондоминиуме, если он и будет создан - Церкви? И какой Церкви?

- Обеим Церквам - Грузинской и Русской. Им будет здесь достаточно места обеим. Как и паломникам-богомольцам из всех православных (и не только православных) стран мира. Чтобы кондоминиум не превратился в коимпериум (есть другой термин-синоним в международном праве, с несколько иным оттенком, который даже фонетически улавливается). Именно Православная Церковь, а она мистически едина, призвана стать гарантом соблюдения всех богодарованных и неотъемлемых прав человека, независимо от его национальной принадлежности, от его принадлежности к коренному (титульному) или пришлому народу. Но это возможно при одном условии - теократии. Как было в Новгороде Великом или совсем недавно, при Архиепископе Макариосе, президенте Кипра, на Кипре.

- Ваш прогноз развития событий?

- "Печально я гляжу на наше поколенье": Прогноз, на мой взгляд, не может быть оптимистическим, если вектор истории изломан, если он не устремлен к теократической форме правления. А Тайнозритель в Откровении нам свидетельствует о противоположном направлении мировой истории: Мне поэтому не хочется прогнозировать. Но у меня остаются надежда и упование. Что политики научатся говорить правду, что будет найден ключ к разрешению и церковных, и политических коллизий. Ибо надежда умирает последней.

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала-Credo.Ru"

2007-01-12 Источник: Credo.ru
www.apn-nn.ru

Док. 596201
Перв. публик.: 12.01.07
Последн. ред.: 01.10.09
Число обращений: 0

  • Никитин Валентин Арсентьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``