В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Экстремальная журналистика Назад
Экстремальная журналистика
Тест на свободу слова власть и пресса проходят одновременно. И если на федеральном уровне итоги тестирования всем очевидны, то происходящее в российской глубинке незаслуженно остается в тени. Между тем общественное мнение россиян в значительной степени формируется региональной печатной прессой, и именно она составляет в провинции реальную конкуренцию федеральному телерадиовещанию. Речь идет о более чем шести тысячах региональных общественно-политических газет, в том числе свыше 2500 изданий областного распространения и 2500 городских и районных газет.

Подавляющее большинство газет в регионах находится под прямым или косвенным контролем властей разного уровня. Это обеспечивается либо фактом учредительства (соучредительства) властных структур, либо иными способами административного давления на СМИ. Попавшему в чиновничью немилость изданию могут "вдруг" указать на недостаток средств пожаротушения или избыток положительно заряженных ионов в редакционных помещениях. С последующей приостановкой деятельности журналистского коллектива. Такое бывало, и не раз.
Нет газеты - нет проблемы

На этом фоне все явственнее дают о себе знать политическая конкуренция, вертикальные и горизонтальные административные конфликты. В качестве соперников выступают то администрация области и законодательное собрание, то администрация области и городская (районная) администрация, то администрация области и крупная экономическая структура или политическая оппозиция. В их борьбе пресса стала одновременно и оружием и объектом нападения. Яркие примеры тому Центр экстремальной журналистики наблюдает в Свердловской, Иркутской областях, Красноярском крае, Республике Марий Эл, во многих других регионах. Тут банальным набором средств давления не обходятся, в ход идет "тяжелая" артиллерия: прокуратура, суды, территориальные органы Минпечати, местные избиркомы.

Региональные информационные войны - это ограничение прав журналистов на получение информации, на распространение своих изданий, а также просто-напросто преследование за критику. К примеру, весной этого года власти Карачаево-Черкесии так озаботились работой государственных СМИ, что обсудили ее на совещании в республиканском правительстве. В конце концов, ничего предосудительного в этом не было бы, если бы не "оргвыводы". Главным редакторам СМИ было напрямую указано на недопустимость каких-либо критических публикаций в адрес власти.

Что же касается негосударственной прессы, то и на нее в арсенале карачаево-черкесских властей нашелся "намордник". И никакого отдельного обсуждения на заседании правительства не потребовалось. Просто секретарь Совета общественной безопасности Карачаево-Черкесской Республики Борис Батчаев запретил Управлению федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесии распространять "отдельные периодические издания". Отдельными изданиями, как нетрудно догадаться, оказались газеты, стоящие в оппозиции к республиканской власти. Управление взяло под козырек и отказало газетам "Возрождение республики" и "Джамагат" в дальнейшем распространении. Журналисты обратились с жалобой в Министерство по антимонопольной политике. Они считают, что речь идет не только о защите их газет, но и о защите права жителей республики на получение объективной информации.

В апреле специальная комиссия МАП приняла решение направить предписание Управлению федеральной почтовой связи КЧР для устранения нарушений антимонопольного законодательства.

Это не единственный случай, когда государственная структура, ведающая распространением печатной продукции, используется для зачистки информационного пространства. Так, администрация города Старая Русса и Старорусского района Новгородской области приняла распоряжение "Об упорядочении торговли периодическими изданиями и печатной продукцией". Согласно чиновничьему вердикту, торговать газетами теперь можно только в специально отведенных местах - в киосках государственного предприятия "Роспечать", на почте, в книжных магазинах, на рынках. А просто на улице нельзя. Глава района Евгений Рябов, надо отдать ему должное, был откровенен. Мотивируя решение, он признался, что "идет прямая конкуренция нашей официальной газете "Старая Русса". А конкурирует со "Старой Руссой" лишь одно издание - оппозиционная местным властям газета "Живой мост".

В Кабардино-Балкарии по-своему борются с неугодной прессой. Неизвестные лица в киосках республиканского Управления связи в одночасье скупили весь тираж первого номера независимой газеты "Ноба". В этом номере были опубликованы материалы, критикующие действия республиканских властей в сфере землепользования. После этого заместитель начальника Управления связи Ася Шурдумова отказала редакции в распространении тиража второго номера газеты, ссылаясь на то, что некие лица, представившись сотрудниками ФСБ, предупредили ее о возможных неприятностях в случае содействия в распространении издания. Однако сотрудники ФСБ РФ по Кабардино-Балкарии сообщили, что не имеют отношения к данному инциденту. Вообще в Кабардино-Балкарии любят действовать радикально. В 2001 году таким же способом расправились с известной в республике оппозиционной газетой "Адыга хаку". Нет газеты - нет проблемы.

www.sovsekretno.ru
02.10.2007

Док. 596318
Перв. публик.: 02.10.07
Последн. ред.: 02.10.09
Число обращений: 0

  • Батчаев Борис Анзорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``