В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Щит, меч и двуглавый орел Назад
Щит, меч и двуглавый орел
Отношение общества к органам госбезопасности в последние десятилетия не раз резко менялось. Было время, когда разведчики и контрразведчики становились героями популярных фильмов и книг. Затем на них возложили основную ответственность за репрессии, политический сыск, расправы с инакомыслящими. Потом в ходу оказалась наивная байка, будто государству спецслужбы вообще не очень и нужны, у новой России, мол, нет недругов, секретов и тайн.



А что происходит сегодня? Можно ли, наконец, утверждать, что историческая преемственность госбезопасности восстановлена, что наши оценки ее безусловно неоднозначного прошлого стали более справедливыми, объективными, взвешенными? От какого наследства спецслужбы отказываются, а какое сохраняют и умножают?

С это вопроса началась беседа корреспондента "ЛГ" с руководителем Управления ФСБ по Липецкой области Владимиром Верютиным в канун Дня работника органов госбезопасности РФ.

- Согласитесь: уже с первых дней создания ВЧК одни ее идеализировали, видели в каждом сотруднике воплощенный образец в духе знаменитого афоризма о чистых руках, горячем сердце и холодной голове, а другие делали упор на негативе, на злоупотреблениях и преступлениях конкретных чекистов. Думаю, настала пора отойти от односторонности и примитивных схем. История ФСБ противоречива, драматична и героична в той же мере, что и история нашей страны, государства, общества. ВЧК, конечно, считалась "боевым отрядом партии" и вела безжалостную борьбу с идейными и политическими противниками советского строя. В самые трагические периоды эта борьба перерастала в массовые репрессии, в нескончаемый поиск "врагов народа".

Но наряду с этим честные, по-настоящему профессиональные люди, действительно не щадя самих себя, защищали интересы державы, противостояли реальным и опасным врагам не системы, а России.

Радея о том, чтобы история была правдивой и точной, без всяких изъятий, кое-кто из историков почему-то год за годом твердит только о репрессиях и помалкивает о многих других сторонах чекистской работы. Возьмите хотя бы поистине гуманистическую миссию по спасению тысяч и тысяч бездомных сирот, наводнивших страну после Первой мировой и гражданской войн. А вклад разведки и контрразведки в нашу Победу - разве его можно переоценить?

В годы войны органы безопасности не только пресе-кали происки немецкой разведки и добывали развединформацию, но и активно участвовали в эвакуации промышленных предприятий и населения с территорий, к которым приближался враг.

И они же позднее координировали создание атомного оружия. Если бы атомный проект не удалось осуществить, то, как заметил герой одного хорошего фильма, ученый-физик, не было бы на земле уже ни нашей страны, ни нашего народа.

В спецслужбах работали яркие, сильные, талантливые люди. Они были сыновьями своего времени, разделяли его иллюзии, заблуждения, но их не упрекнешь в отсутствии патриотизма. Поэтому мы, достаточно критично относясь ко многим страницам своего прошлого, с уважением называем имена Дзержинского, Артузова, Кузнецова, Андропова. Я не сомневаюсь, что липчане поступили мудро и благородно, сохранив в эпоху ломок и моды на отречения в названиях улиц имена местных чекистов Зегеля, Балмочных, Адамова.

Что такое ФСБ сегодня? По-моему, о многом говорит уже сам ее девиз: "Государственность, законность, честь". Мы служим интересам государства и народа. Если же все-таки и вести речь о какой-либо идеологической установке, то она у нас одна: выполнение патриотического и профессионального долга.

- Какие конкретные задачи решали липецкие чекисты в последнее время? Как это связано с той озабоченностью, что не раз высказывали президент и другие руководители в верхних эшелонах власти по поводу терроризма, коррупции и иных опасных явлений?

- Безусловно, связано напрямую. Мы действуем в соответствии с законами, где все задачи ФСБ перечислены: выявление угроз государственной безопасности России, борьба со шпионажем, терроризмом, экономическими преступлениями, оргпреступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков.

Одной из основных наших задач является недопущение террористических и экстремистских проявлений на территории Липецкой области. В регионе действует оперативный штаб. Мы всемерно совершенствуем весь комплекс антитеррористических мер, особенно в районах. Начиная, разумеется, с тренировок, учений, чтобы наши сотрудники были максимально подготовлены к любым ситуациям. Полагаю, что во многом благодаря слаженности действий всех заинтересованных структур ситуации, когда эти умения надо было бы проявить не на учениях, в области не возникало.

Что касается коррупции, то для нас программа президента по борьбе с нею - руководство к действию. Вот буквально на днях сотрудники ФСБ задержали с полич-ным при получении взятки в шесть миллионов рублей одного из высокопоставленных чиновников.

Но противодействие коррупции выражается не только в том, чтобы поймать взяточника за руку. Необходимо исключить саму возможность вымогать взятки. И мы в контакте с органами власти этим занимаемся. Управление проводит мониторинг законопроектов на предмет исключения условий, способствующих коррупции, проводит экспертизу этих документов. В частности, наши предложения учтены при подготовке проекта закона Липецкой области "О предупреждении коррупции". Используя нашу информацию, областной Совет депутатов внес в Госдуму проект изменений в Федеральный закон "О правовом положении ино-странных граждан в Российской Федерации".

- В какой мере ваша спецслужба может быть информационно открытой? О чем вы считаете нужным систематически сообщать в прессе, а о чем умалчивать в интересах дела?

- Спецслужбы испокон веков достижений своих не рекламировали. Но время требует в чем-то пересматривать эту традицию. Нам нужна поддержка средств массовой информации в виде объективных материалов, разъясняющих смысл и содержание деятельности органов безопасности. Кроме того, мы существуем на деньги налогоплательщиков, и они вправе знать о результатах нашей работы. Тем более что информационный вакуум все равно заполняется, и зачастую недобросовестными, предвзятыми слухами, искажающими суть и смысл дела.

Мы стремимся придерживаться политики информационной открытости, но все же есть сведения, которые должны быть доступны только профессионалам. К тому же многие находящиеся в разработке дела дают свои отголоски спустя не одно десятилетие и обрастают за это время длинной вереницей имен и событий, которые могут влиять и на внутреннюю жизнь страны, и на внешнеполитические процессы во всем мире.

Так что в большинстве случаев работа органов безопасности остается закрытой, "невидимой". И, поймите меня правильно, это не стремление скрыть её результаты.

За каждым нашим сообщением в СМИ - напряженный труд многих людей, в том числе конфиденциальных помощников. Для некоторых из них огласка может стоить дорого.

Но подчеркну: мы заинтересованы в объективном освещении работы ФСБ в СМИ. Думаю, нужны и хорошие книги, и фильмы о бойцах "невидимого фронта". Не случайно ФСБ России три года проводит конкурс для литераторов и деятелей искусства.

- А липчане в нем участвуют?

- Да, участвуют, и очень успешно. В 2008 году на конкурс была представлена книга "По следам Башкира" сотрудника нашего управления Андрея Акулинина. Она вошла в пятерку лучших. А соперников-то было немало - в номинации конкурировали 92 произведения! Десятого декабря автору вручили в Москве диплом и ценный подарок. Мы гордимся коллегой.

- Приятное известие. Но продолжим нашу беседу. Ведется ли сегодня работа по реабилитации безосновательно репрессированных? Возможно ли шире знакомить общественность с ее результатами?

- Восстановить справедливость - наш долг. Как и повсеместно в России, в Липецке при областной администрации есть комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв полит-репрессий. Наше управление многие годы ведет работу по реабилитации в сотрудничестве с историками, писателями, вашими коллегами журналистами.

За семнадцать лет рассмотрены, прекращены, рассекречены и переданы в Госархивы около девятнадцати тысяч дел.

Кроме того, наши сотрудники вели поиск мест захоронений расстрелянных "врагов народа". Официально признано одно место таких захоронений - на Сторожевском кладбище Данкова. Удалось обнаружить документ с точным указанием, где именно погребли расстрелянных. Факт исключительный, обычно подобные сведения получают только из воспоминаний очевидцев.

Для полноты картины добавлю: проверено и 2120 уголовных дел, по которым проходили лица, не подлежащие реабилитации.

Сейчас сотрудники нашего архивного отдела знакомят с материалами дел родственников реабилитированных, выдают справки, возвращают близким личные документы, рукописи, фото. В этом году мы рассмотрели около ста обращений граждан по вопросам реабилитации.

Что еще надо сказать, так это об участии сотрудников УФСБ в издании в 1997 году первого тома Книги Памяти жертв политических репрессий липецкого края. В него вошли имена почти восемнадцати тысяч человек...

- И все-таки, Владимир Николаевич, нельзя ли чуть поконкретнее рассказать о некоторых ваших делах и операциях?

- Управление по многим позициям лидирует среди территориальных органов безопасности в ЦФО. В текущем году нами пресечена деятельность группы лиц по незаконному изготовлению и сбыту огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на территории Центрального федерального округа. Из незаконного оборота изъяты 31 единица огнестрельного оружия, две с половиной тысячи патронов, пять артиллерийских снарядов... В общем, целый арсенал.

В ходе мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств совместно с УФСКН России по Липец-кой области возбуждением уголовных дел пресечена про-тиво-правная дея-тельность семи наркодельцов.

Перекрыт канал поступления ге-роина из Санкт-Петербурга на территорию Липецкой области. Один из курьеров задержан с полич-ным при перевозке крупной партии героина.

Удачные операции проведены по пресечению нарушений закона в кредитно-финансовой сфере региона. Так, следственное подразделение УФСБ возбудило шесть уголовных дел, связанных с незаконной банковской деятельностью. Причем речь о немалых суммах. У подозреваемых изъято 25 миллионов рублей.

Скажу о нарушениях, обнаруженных при реализации нацпроектов. По нашим материалам, в частности, возбуждено уголовное дело по факту хищения пятнадцати миллионов, предназначавшихся на нацпроект "Здоровье". Такие же факты имели место при осуществлении нацпроекта "Развитие АПК".

При этом отмечу, что многие положительные результаты достигнуты нами благодаря согласованной совместной работе и с коллегами из других регионов, и с центральным аппаратом ФСБ, и с милицией, и с местными властями.

- А были ли на территории области факты деятельности иностранных разведок, экономического шпионажа, других подрывных попыток?

- Велико ли внимание к региону западных разведок? Да, в области есть объекты, постоянно привлекающие интерес иностранных спецслужб. Это и воинские части, и предприятия, учреждения, работающие со сведениями, которые составляют гостайну, и властные органы. От подробностей и деталей воздержусь по очевидным причинам. Контрразведывательную работу мы ведем. И вполне успешно.

Скажу только, что по линии защиты государственной тайны нами в этом году вскрыты грубые нарушения действующего законодательства, в связи с чем руководству ряда органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий и учреждений внесено 21 представление, три должностных лица привлечены к административной ответственности.

- Какую аналитическую деятельность осуществляет ваша спецслужба?

- Отвечу по возможности лаконично. В уходящем году по материалам, полученным сотрудниками управления, подготовлено и направлено для принятия управленческих решений в региональные органы власти более 80 документов об угрозах безопасности и предпосылках чрезвычайных ситуаций. В федеральные органы передано значительное количество материалов, часть из которых доложена Президенту Российской Федерации.

- Что-то у вас делается для изучения, сбережения истории вашей службы?

- Вы наверняка обратили внимание на памятную доску в вестибюле. Там сорок имен наших сотрудников, погибших в годы войны. Есть в управлении и музей. Он существует уже двадцать шесть лет. Мы его реконструировали, пополнили экспозицию материалами, добытыми в архивах Воронежа, Тамбова, Орла. Свой музей создали и в отделе УФСБ города Ельца. В этом году наши елецкие товарищи отметили девяностолетие со дня создания уездной ЧК. А мы сейчас готовимся к пятидесятипятилетию областного управления. Десять лет назад уже была издана книга о его истории. Сейчас идет работа над томом очерков, повествующих о делах и людях спецслужбы. Конечно, во всем этом нам хорошо помогают ветераны госбезопасности.

- Скажите, Владимир Николаевич, много ли сегодня молодых, которые хотят работать в ФСБ? Насколько серьезен их отбор?

- И желающих много, и отбор жесткий.

- А каковы его критерии?

- Ну, разумеется, интеллектуальный уровень. Обязательно высшее образование. Приветствуется хорошее знание иностранного языка. Уделяется пристальное внимание физической форме. У нас немало и кандидатов в мастера, и мастеров спорта. Эта подготовка очень важна. А далее - высокие морально-волевые качества. Одним словом - принимаем людей, которые будут настоящими профессионалами и радеют не только за себя, за свою карьеру и благополучие, а за Отечество. Как в старой песне поется: "Раньше думай о Родине...". Тот, кому эта заповедь далека, чужда, у нас работать не может. Такова специфика. Госбезопасность - дело патриотов.

В заключение, пользуясь возможностью, хотел бы поздравить с наступающим Новым годом всех липчан, а сотрудников и ветеранов органов безопасности еще и с нашим профессиональным праздником. Желаю всем мира, добра и благополучия.



20 декабря - День работника госбезопасности РФ
И. НЕВЕРОВ
Руководитель Управления ФСБ по Липецкой области Владимир Верютин
www.old.lpgzt.ru

Док. 596755
Перв. публик.: 20.12.07
Последн. ред.: 05.10.09
Число обращений: 0

  • Верютин Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``