В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лужков приобщился к искусству. В музее Церетели Назад
Лужков приобщился к искусству. В музее Церетели
Главной художественной площадкой в программе празднования Дня города стал созданный менее года назад Московский музей современного искусства. К визиту Юрия Лужкова было приурочено открытие сразу четырех выставок. Но мэру больше всего понравился вид на Москву из окна музея.

Если бы не День города, вряд ли открывшиеся выставки заслужили бы такое внимание со стороны властей. Директор музея Зураб Церетели лично встречал дорогих гостей - Юрия Лужкова со свитой и делегацию Министерства культуры во главе с Михаилом Швыдким. Публика и журналисты, оттесненные многочисленной охраной, толпились в узких коридорах, вытягивая головы и пытаясь расслышать, что думает мэр по поводу современного искусства.
Но Лужков был немногословен. Терпеливо обойдя все новые экспозиции, он отделывался дежурными репликами - от "интересно" до "потрясающе". Лишь на выставке петербургского художника Леонида Борисова мэр не выдержал, озадачив автора вопросом: "Почему у этого мужчины голова квадратная и пустая?" Честно говоря, требуется большое воображение, чтобы разглядеть в абстрактных ассамбляжах Борисова что-то антропоморфное. Но мэр сумел. После долгой паузы смущенный художник наконец нашелся: "Зато у женщины круглая". Творчество другого петербуржца, живописца Владимира Овчинникова, никаких вопросов у мэра не вызвало - с женской и мужской анатомией в его картинах все в порядке. Да и сюжеты, почерпнутые из Библии и античной мифологии, заслуживают уважения. Посмотришь издалека - какая-то мясистая оргия, подойдешь поближе - оказывается, это "Лот с дочерьми".
Неискушенные зрители никогда не догадаются, что и Овчинников, и Борисов принадлежат к когорте заслуженных ленинградских нонконформистов. Об этом нет ни слова в изданных музеем буклетах, как, впрочем, нет там и минимальных биографических данных. Что для заведения, называющего себя музеем, как-то несолидно. Однако это все цветочки. Настоящий апофеоз халтуры - фотовыставка "Москва во времени 1920-2000". Московский дом фотографии успел закрыть эту тему, сделав несколько исчерпывающих сюжет выставок, и идти по его стопам - задача неблагодарная. Ну сколько можно тасовать один и тот же пасьянс: "Пионерка" Родченко налево, "Метростроевцы" Шагина направо, Игнатовича к Наппельбауму, а Мухина к Мелихову. (Снимки последнего неделю назад висели в Новом Манеже.) Кураторы не побрезговали даже репродукциями, что для музейной выставки просто позор. Неудивительно, что Юрий Лужков, завидев окно с видом на настоящую Москву, с нескрываемой радостью бросился к нему - и комментировал увиденное гораздо эмоциональнее, чем все фотографические красоты столицы.
Но самым большим испытанием для мэра стало посещение двух залов новых поступлений - здесь он от комментариев и вовсе воздержался. Это закупки, сделанные весной Церетели на ярмарке "Арт-Москва" и ставшие ее главной сенсацией. Монументальная видеоинсталляция Александра Бродского "Головы", объект Олега Кулика, проект Айдан Салаховой, посвящающий публику в тонкости атрибуции произведений искусства, загадочные "Уноки" Игоря Макаревича разительно отличаются от остальной коллекции музея. Если эти два зала Церетели сделает постоянной экспозицией, как обещал, то его музей наконец-то сможет оправдать свое название. Пока же его сотрудники, похоже, не очень-то понимают, как обращаться с современным искусством и его апологетами. Дама-администратор была сильно взволнована появлением экстравагантного художника Германа Виноградова. "Скажите,- умоляла она,- кто этот мужчина в зеленых брюках и красных очках?" Журналисты, в свою очередь, атаковали ее вопросами об энергичном старичке, так и норовившем выступить с речью и расцеловать Юрия Лужкова и Михаила Швыдкого. "Неужели вы не знаете? - удивлялась дама.- Это же Борис Ефимов, патриарх советской карикатуры, ему 99 лет". Пожалуй, только на вернисаже в Московском музее современного искусства и можно увидеть таких экзотических персонажей рядом.

МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА
Выставки открыты по адресу: Петровка, 25.

Газета "Коммерсантъ" N 164 (2049) от 05.09.2000

Док. 597358
Перв. публик.: 05.09.00
Последн. ред.: 06.10.09
Число обращений: 0

  • Овчинников Владимир Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``