Самая великая история любви в истории человечества - это история любви Бога к людям. Самое чудовищное предательство в истории мира - это предательство Бога человеком. О том, что случилось с Иудой, спорят богословы и каждый из нас: вечное "как можно было?" и безответное "а я бы устоял?". История размышлений о предателе - попытка осознать, понять, а иногда и оправдать степень человеческой слабости перед "проклятой" свободой воли. Свободой любить и свободой предавать... Воистину - есть в Евангельском сюжете об Иуде нечто, слишком глубоко затрагивающее нас самих, слишком очевидно имеющее отношение к нашему собственному существованию и спасению. Проникая в его черты, запечатленные в каноническом евангельском повествовании, вглядываясь в строки Вечной Книги, вслушиваясь в слова Христа: Один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21), порой вслед за другими апостолами с трепетом и ужасом вопрошает душа человеческая: Не я ли, Господи? (Мф 26, 22), Не я ли, Равви? (Мф. 26, 25).Ибо как ни взгляни, а сей богоизбранный ученик, апостол-предатель, один из двенадцати (Мф. 26, 47), вот уже две тысячи лет всегда, и везде, и всюду - ОДИН ИЗ НАС... ...Вот Иуда предает Господа целованием. Он говорит стражникам: Кого я поцелую, Тот и есть (Лк. 22, 47). Истинный смысл Иудиного намерения не может скрыться от Господа: Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22, 48). И еще сказал: Друг, для чего ты пришел? (Мф. 26, 50). Церковные толкователи этого места сходятся в том, что Христос и в этот страшный момент продолжает заботиться о предателе, вразумляя его любовью: не обличая его, не выказывая к нему никакой нравственной брезгливости, он все еще называет его `другом`, не отвергает целования, но принимает его, хотя и кротко упрекает бывшего ученика за то, что он `знак любви делает знаком предательства` (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие. С. 336). `Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство - желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или безсмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий` (Михаил, архим. Толковое Евангелие. Т. 1. С. 503). Можно, конечно, согласиться с предположениями архимандрита Михаила, допускающими особое коварство, насмешку Иуды, целующего Учителя. Можно также, по аналогии с предательским поцелуем Иоава, представить это таким образом, словно Иуда боялся спугнуть Христа, напротив даже - хотел привлечь Его к себе, удержать Его, пока не подоспеют стражники, выражением своего дружества. Но на самом деле есть в этом предательстве что-то совсем алогичное - некий иррациональный импульс, свидетельствующий о зловещем раздвоении воли, об эмоциональной рассогласованности всего падшего грешного естества... ...Психологический феном поцелуя Иуды состоит, возможно, в том, что предатель пытался до конца сохранить не только видимость, но и собственное убеждение в том, что он отнюдь не сводит здесь счеты, не питает враждебных чувств к своей жертве - напротив, лично ее, эту жертву он вроде бы и любит, и почитает. Поцелуй необходим предателю как знак самооправдания, который, как он надеется, может успокоить его совесть, удостоверить чистоту намерения, в чем так нуждается его душа, смятенная душа изменника: предать - предал, но ничего дурного как бы и не помышлял, не имел против. Тот же психологический механизм находим в `Моцарте и Сальери`. Сальери, друг, он же - отравитель, не выказывает Моцарту своей враждебности, напротив, откровенно выражает ему свое восхищение: `Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; я знаю, я`. Убийственный яд, сей `последний дар Изоры`, называет он заветным даром любви`, преподносимым в `чаше дружбы`. Эта демонстрируемая пелена любви, дружбы и заботы, в которую тщательно драпируется предатель (`Берите Его и ведите Его осторожно`), сознательно посылающий своего избранника на смерть, возможно, более красноречиво свидетельствует о его помрачении, одержимости, духовном параличе, чем если бы он стал откровенно объяснять мотивы своих действий и проявлял откровенную враждебность. Из книги Олеси Николаевой "Поцелуй Иуды", Изд-во Сретенского монастыря 6 февраля 2008 www.taday.ru
Док. 597966 Перв. публик.: 06.02.08 Последн. ред.: 08.10.09 Число обращений: 0
Николаева Олеся Александровна
|