В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Председателя Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцева на конференции: `Возрождая честь и достоинство народов - к межнациональному единству, к сплочению национально- Назад
Доклад Председателя Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцева на конференции: `Возрождая честь и достоинство народов - к межнациональному единству, к сплочению национально-
Уважаемые участники конференции!

Мы вторично обращаемся к этой важной теме. 8 апреля 1999 года состоялась довольно представительная встреча в Комитете с членами Политсовета Ассамблеи (АНДПС), активистами Движения, рядом депутатов, представителями национальных ассоциаций, диаспор Москвы, на которой после обстоятельного обсуждения было принято решение провести конференцию с последующим вынесением этих проблем на парламентские слушания совместно с Комитетом по делам национальностей, возглавляемым депутатом Никитиным В.И.

Сегодняшняя конференция рассматривает вопросы духовного, культурного и этносоциального характера в их взаимосвязи с проблемами государственного строительства. И наша задача - определить вектор дальнейшего обсуждения, призвать к дискуссии, обозначить проблемные вопросы, по которым следовало бы принять решения. Доклад Вам роздан. Я остановлюсь лишь на реперах основных его положений.

В центр дискуссии ставится человек, гражданин нашей многонациональной страны как носитель права на национальное самоопределение, стержень национальной политики и связанных с нею государственно-общественных отношений, основной субъект многонационального гражданского общества.

Национальные проблемы России многогранны, чрезвычайно сложны и деликатны. Это очень тонкая материя государственного обустройства. Они включают в себя такие вопросы, как соотнесение единое экономическое пространство и региональные интересы, национально-территориальное устройство, выработка единой духовной культуры, культурный взаимообмен, регулирование миграции и т.д. В ответах на них и состоит главный вопрос: станет ли Россия опять уважаемой во всем мире великой многонациональной державой?

I. Межнациональные конфликты в России -угроза ее существованию

Еще недавно мы считали, что национальный вопрос в нашей стране решен полностью и окончательно. И действительно, образование СССР, расцвет и сближение всех народов стали одним из величайших достижений мировой цивилизации XX века. Но за 10 лет мы утратили многое, что, казалось бы, навсегда вошло в плоть и кровь народной жизни. Нет нужды говорить, что именно разлад, а то и вражда между народами-братьями - самое страшное последствие утверждения начал агрессивного псевдодемократического сообщества, порождающего ксенофобию и эгоистический сепаратизм.

Конечно, нельзя сказать, что полностью разрушена былая дружба братских народов. Но их правящая элита сплошь и рядом переступает через вековые традиции этой дружбы. К сожалению, в угоду этим правителям сеют семена национального сепаратизма и отдельные представители интеллигенции, которые еще недавно ревностно выступали за интернациональное единство советских людей.

В некоторых республиках хотели даже отказаться от привычной для населения кириллицы, забыв, видимо, о том, что это общеславянская азбука была создана отнюдь не в России и к тому же на основе самой древней в Европе греческой графики. Причем многие из народов, принявших кириллицу, до этого вообще были бесписьменными, а у русских и до кириллицы была своя собственная азбука - глаголица. Что же, и нам переходить к доисторической графике?

Страшными последствиями разрушения страны стали вооруженные межнациональные конфликты на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Чечня, Приднестровье, Таджикистан). В эти конфликты оказались втянутыми миллионы людей, еще недавно связанных узами братства и солидарности.

Сегодня, пожалуй, трудно назвать область, край или республику, где бы не было нарастающих противоречий на национальной почве. А ведь и сама Россия в целом ведет тяжелую национально-освободительную борьбу за свое существование и возрождение. И межнациональные конфликты, возникающие или зреющие на ее территории, лишь помогают нашим общим недругам ослаблять великую страну, ставшую Родиной для сотен больших и малых по численности народов.

И не случайно освободительная борьба отдельных народов, сплошь и рядом направляется своей политической, экономической и культурной элитой в русло сепаратизма, разрушения федеративного устройства российского государства. А ведь трагический опыт Чечни показал, что откол от России приводит к созданию геополитического вакуума, который быстро заполняется силами, враждебными и России, и самому стремящемуся к большему суверенитету народу.

II. Россия - многонациональная семья

Не секрет, что мы испокон веков живем в многонациональной и, подчеркну особо, многоконфессиональной стране. Огромные пространства России исторически принадлежали разным народам и, даже, цивилизациям. Несколько этноконфессиональных общностей, образующих самодостаточные цивилизационные очаги, определили уникальный в своем роде портрет национального и культурного многообразия нашей страны, послужили основой для ее самобытности.

Как же смогла существовать более тысячи лет держава, объединяющая такие, казалось бы, совершенно непохожие народы как славяне, тюрки и угро-финны? Как смогли ужиться вместе православный, буддист, мусульманин, иудей? Очевидно, что однозначного ответа на данный вопрос не существует - это очень сложная тема и ее невозможно раскрыть в получасовом докладе. Но, понимая особую значимость этой проблемы, хотя бы вкратце обозначу ее компоненты, чтобы эффективнее использовать этнический ресурс во многих социальных и политических процессах.

Проведем небольшой исторический экскурс. Специфика национальной политики России складывалась, как и в других странах, под действием многих факторов: экономических, культурных, политических, религиозных, военных и т.д. Однако полученный результат серьезно отличался от европейских канонов решения национальных проблем, особенно на присоединенных территориях. Если "цивилизованные" европейцы, выжигая любые очаги самобытной культуры, навязывали новый язык, новое социальное устройство, новую религию, то в России преимущественно старались сохранить традиционный уклад жизни присоединяемых народов и, даже, перенять многие их достижения в культуре и экономике.

Во-первых, ряд народов, найдя в России защиту от внешних врагов, избежали уничтожения. Нелишне напомнить сегодня, что, например, нашли свое спасение от посягательств турок на их культуру и язык армяне, грузины, абхазы и гагаузы, а стремление казахов стать подданными России созрело в условиях губительных набегов джунгаров.

Во-вторых, в присоединенных национальных землях, уже имевших свою политическую и социальную инфраструктуру, сохранялись практически все особенности организации власти и социальных отношений. Поэтому, скажем, в составе элиты России конца XVIII века одновременно сосуществовали польская шляхта, азиатские ханы, татарские мурзы, грузинские князья и казачьи атаманы. Добавлю, что более 70 тысяч российских дворян были представителями нерусских национальностей. К примеру, в Бухарском эмирате после присоединения к России были сохранены государственное устройство во главе с эмиром, шариатская правовая система и национально-культурные традиции.

В-третьих, заселяя пустующие земли, ни царское, ни советское правительство не отдавали предпочтения русским, достаточно вспомнить немецких колонистов при Екатерине II. Русское крестьянство в целом жило не лучше, чем крестьяне других национальностей. А натуральный налог, взимаемый с аборигенов Сибири, был значительно меньше многочисленных податей и повинностей русских крестьян.

В-четвертых, российская администрация оставила в неприкосновенности религиозный строй в Грузии, Армении, Азербайджане, Финляндии, Польше, Прибалтике, Средней Азии и т.д. При Елизавете ламаизм был официально признан религией, имеющей государственную поддержку. При Екатерине II то же было осуществлено и в отношении Ислама. Ни евреям, ни шаманистам не мешали отправлять свой культ.

Государственное строительство Российской империи шло по пути инкорпорирования - включения новых областей вместе с их жителями в единое военно-политическое пространство. Был чужд путь расчистки жизненного пространства методом уничтожения или сгона коренного населения, как это практиковали немецкие фашисты, американские ковбои, австралийские колонисты.

Российская Империя как государственное образование коренным образом отличалась от колониальных империй Франции и Англии. Если там метрополии, составлявшие по численности населения лишь несколько процентов от своих колоний, непрерывно обогащались за счёт высасывания ресурсов из заморских территорий, то Российская империя была тесно интегрирована и окраинные народы получили возможность приобщиться к современным достижениям культуры и техники без угрозы потери своей национально-культурной идентичности. Важным фактором при этом было резкое повышение уровня защиты от внешних завоевателей, что демонстрирует история Кавказа и Средней Азии. Только после вхождения в Российскую империю народы этих регионов забыли, что такое штурм и разграбление городов или поголовный угон населения в рабство. А ведь ещё во времена Грибоедова и Пушкина Персидская и Османская империи представляли грозную силу для своих соседей.

В советский период многие народы благодаря взвешенной этнокультурной политике государства обрели письменность, добились расцвета своей культуры. Песни, танцы, поэзия, живопись и другие достижения искусства народов Светского Союза считались достоянием всей советской культуры.

Годы Великой Отечественной войны показали считают ли на самом деле многочисленные народы СССР себя пленниками "советской империи" или боевыми друзьями, вместе одолевающими внешнюю угрозу.

И еще вот такой, хотя и печальный пример. После развала СССР в большинстве бывших национальных республик произошел обвал уровня жизни, снижение образованности населения, начались междоусобные конфликты. Лишенные российской защиты и поддержки, эти страны стали просто разваливаться на части.

В том, что наша страна жила почти 50 лет без войны, немалое значение имело, в том числе и национальное, и межконфессиональное единство нашего народа. Это важное достижение и настоящего народовластия и содружества народов.

Что же служило основой подлинной дружбы, а не случайного конгломерата народов? Прежде всего - духовные факторы, то есть общая историческая память, общность судеб, сознание единства. Важным было чувство Родины, осознание российской идентичности независимо от национальности. Но не меньшую роль сыграла и специфика менталитета русского народа-объединителя, которому всегда была чужда какая-либо национальная или этническая ксенофобия. В русских семьях находили приют и любовь представители всех без исключения народов, населявших страну. Кабардинка Мария стала русской царицей, женой Ивана Грозного, на сестре Бориса Годунова - представителя обрусевшего татарского рода был женат Федор Иванович, сын Ивана Грозного.

Мать Ивана Грозного царица Елена Глинская - праправнучка Мамая. Жена Петра I российская императрица Екатерина I - литовка. Великий русский поэт А.Грибоедов был женат на грузинке. Мать В.Жуковского -турчанка. И.Тургенев имел татарских, М.Лермонтов - шотландских, А.Пушкин - африканских предков и т.д. И, кстати говоря, в полиэтничности происхождения - источник силы русского характера, который близок и понятен всем народам, населяющим Россию.

В России русские составляют свыше 80% населения. По европейским стандартам такие страны считаются мононациональными. Процент русских у нас больше, чем французов во Франции, испанцев в Испании или англичан в Великобритании. Тем не менее, в России, в которой живут более чем сотня народов, традиционно уделялось большое внимание вопросам взаимодействия различных национальных культур. Здесь мы далеко опередили все так называемые "цивилизованные страны".

К сожалению, в последние годы наметилась негативная тенденция: зачастую, структурообразующий русский народ оказывается в меньшинстве в органах власти в регионах. Развитие местных культур происходит в ущерб общенациональной культуре, которая постепенно просто растворяется или приобретает лубочные формы.

Мы очень много говорим о судьбе русского народа. И это совершенно правильно. Но ведь наш народ стал великим, потому что вобрал в себя сотни других этносов, их культуру, нравы, даже антропологический облик. И в свою очередь щедро передавал соседним народам все ценное, что было в его духовности, а нередко и генотипе.

На Западе нас до сих пор считают татарами, но мы и якуты, и буряты, и осетины. Ведь не зря же такой тонко чувствующий поэт как А.Блок писал о русских: "Да, скифы мы! Да, азиаты!". Действительно, скифы - наши дальние предки, а их прямые потомки - осетины (аланы) живут на территории Российской Федерации. Татарская же, а вернее тюркская кровь - в жилах подавляющего большинства русских, также как и кровь балтийских и уральских народов. Так что, если провести генетическое исследование, выяснится, что все народы, населяющие Россию, находятся друг с другом в кровном родстве.

Конечно, сегодня в мире с общим ростом численности населения идет процесс формирования новых этнических и национальных общностей, новых языков. Но ведь впервые старт этим благотворным процессам был дан в России, особенно после победы Октябрьской революции. И только в нашей стране каждый малочисленный народ имел официальное представительство в высшем органе государственной власти -Верховном Совете СССР. Где сейчас эти представители малочисленных народов? Кто отстаивает их интересы?

Мы все время подчеркиваем, что русский народ по праву государственнообразующий. Это высокая оценка и большая ответственность. По существу миссия. Это и гарантия сохранения всех народов России. Надежда.

Так почему сейчас русский народ проявляют поразительную пассивность перед лицом внешних и внутренних угроз, с которыми столкнулась российская государственность? Тем самым он ослабляет не только полуторотысячелетнее государство, но и самого себя, ибо народ, теряющий ответственность за судьбу своей государственности, превращается в жильца, живущего на территории, но не владеющего ею. Стоит задуматься над истоками этой трагедии.

Выходит, что снова придется обращаться к варягам со словами "Наша земля велика и обильна. Но порядка в ней нет. Приходите и володейте нами". Каримов, к сожалению, уже призвал. Мыслимо ли было в еще недавние времена так испугаться в Ташкенте талибской угрозы, чтобы пригласить для совей защиты войска США и НАТО.

III. Духовно-этнические отношения как источник национальной специфики

Сегодня мы будем говорить о духовно-этнических аспектах национальной проблемы России, без учета которых невозможно ни строительство полноценного гражданского общества, ни формирование подлинно гуманистической и демократической национальной политики.

Духовно-этнические отношения, которыми так богата Россия, являются базовыми для формирования межнациональных общностей. Они зародились в глубине веков, когда между людьми не было ни прочных экономических, ни социальных, ни культурных связей. Иными словами, духовность изначально присуща человеку и его обществу. И в этом смысле все люди едины. Духовные основы их жизни универсальны. И фактически мало меняются с приходом новых поколений. Недаром моральный закон Моисея повторен через сотни лет в Нагорной проповеди Христа, а позже - в заповедях Пророка Мухаммада.

В Коране сказано, что Бог составил из людей "племена и поколения", чтобы они "знали одни других"1. Иначе говоря, этническая общность так же необходима для развития человечества, как и семейно-родовая. И ликвидация или ослабление этих связей - так же гибельны для человечества, как и разрыв семейных уз. При таком подходе встает вопрос об отрицательном значении ассимиляции, в том числе и добровольной, естественной. Исторический опыт показывает, что выживали и достигали определенного уровня развития только те народы, которые не растворялись в других, а сохраняли и отстаивали свою идентичность. Менялись их названия, антропологический тип, культурное достояние, даже язык, но прочное духовное начало обеспечивало преемственность поколений, сохранение того генотипа, который сложился при зарождении данной этнической общности. Русские уходят своими этно-духовными корнями в общеарийское, ведическое прошлое. Зачатки тюркских языков появились уже в библейские времена. Армяне, несмотря на многократно повторяющийся геноцид, сохранили верность своей прародине - Урарту. Евреи со времен Авраама тянутся друг к другу. Десятки других народов также существуют по 6 и более тысяч лет.

Кстати говоря, и опыт Советского Союза подтвердил, что сближение народов ведет не к их ассимиляции, уничтожению, а к расцвету, взаимообогащению с другими во всех сферах духовной и материальной жизни.

Духовное начало было и остается ведущим в развитии национальных отношений. Конечно, оно имеет материальную основу, как и вся человеческая жизнь. Но ясно, что между материальностью духовности и материальностью, например, экономики - существенные различия. Материальный мир многообразен, и важно правильно определить взаимозависимость, субординацию его компонентов. Помните, еще недавно наши теоретики учили, что главное в генезисе такой устойчивой общности как нация - единство экономики. Но ведь десятки, а то и сотни лет существуют расчлененные нации (евреи, ирландцы, арабы, курды, пуштуны, теперь русские, украинцы и т.д.). И их общность сохраняется, несмотря на отсутствие устойчивых экономических связей.

Видимо, пора согласиться с тем. что именно этно-духовные, культурные отношения, являются особенно значимыми для возникновения и длительного сохранения устойчивых национальных общностей.

Кстати о духовности русских. Ни в одном языке мира вы не найдете наименование народа, который бы называл себя именем прилагательным, а не именем существительным. В нашем же языке возможны такие, казалось бы противоречивые сочетания, как русский татарин, русский еврей, русский армянин. Но это только внешнее противоречие. В самоименовании себя прилагательным скрыт великий смысл, подсознательно понятый русским народом - жертвование своими амбициями ради национального единства России. Таков механизм действия цементирующего, скрепляющего начала "русскости", передача своей национальной идентичности всем народам, попадающим в притяжение российской цивилизации.

Но эта жертва не напрасна. Это подтвердит любой представитель огромной семьи народов нашей страны, присутствующий в этом зале. Русский армянин или русский еврей культурно богаче, чем представители тех же национальностей, не попадающих в магнетическое поле нашей цивилизации.

Язык, конечно, играет свою объединительную роль. Как говорил Франц Розенцвейг: "Язык - это больше, чем кровь". Но возьмите печальный опыт СССР, буквально в одночасье рассыпалось содружество, члены которого воспринимали русский язык как родной. Такой же распад угрожает и моноязычным США. А полиязычная швейцарская нация живет и здравствует. Да и китайцев объединяет не только язык, но и письменность, порожденная общей духовностью.

Этно-духовные отношения сделали более разнообразным богатство культуры древних народов, которая тоже поначалу не имела (или почти не имела) этнической окраски. Так возникает культурное многоцветье, которым и ныне гордится человечество.

К сожалению, духовно-этнические проблемы в России при всей своей важности, как огромный потенциал будущего могущества нашего Отечества, остаются малоизученными научными кругами, "белым пятном" для законодательной и исполнительной власти.

И я бы хотел призвать провести дискуссию именно в этнокультурной плоскости. Определив те социальные язвы и наиболее болезненные участки в духовной сфере, которые мешают нам более дружно жить. Так мы сможем лучше увидеть оптимальные пути решения проблем.

IV. Диалог, а не противоборство или соперничество

США осуществляют контртеррористическую акцию против Афганистана, а, по сути, она воспринимается многими как агрессия против Ислама, как это было в Югославии против православия. Отсюда вывод: борьба с терроризмом - это не только борьба с отдельными криминальными группировками, денежными мешками, но и с государственным терроризмом. Мы вновь возвращаемся к варфоломеевской ночи.

Идет борьба между сильными государствами и целыми народами, даже религиями и цивилизациями. Сегодняшняя ситуация напоминает прошлое. Конкистадоры уничтожили ацтеков и инков, белый мир задавил черную Африку, а метрополия Англии бесчинствовала в Азии. Акция США преследует явную цель - воспользоваться моментом и покончить с Россией окончательно, вовлекая ее в перманентную войну и с исламским миром, и с арабскими странами, и с Ближним и Дальним Востоком.

Но национальное равноправие и диалог не могут быть обеспечены за счет другого народа. Только в интересе к другому народу, в уважении к другому народу возможно развитие конструктивных отношений. И в этом плане - Россия - это, если хотите, прототип единой Европы. Ее опыт уникален. Нашего потенциала дружбы хватит на всех, у нас есть чему поучиться - об этом свидетельствует вся наша многовековая история.

Недавние трагические события в Америке и их последствия со всей ясностью показали всю сомнительность и опасность насаждаемого Западом мифа о цивилизованных и нецивилизованных народах, или, еще одной распространенной формы этого мифа - о "странах-изгоях". Пренебрежение судьбой целых народов выглядит цинично и, по-ханжески глупо. Человечеству XXI века пора кардинально переосмыслить отношение к национальным вопросам, перейти от политики конфронтации к политике диалога.

В этой связи хочу напомнить, что 2001 год был объявлен ООН Годом диалога цивилизаций. Такая вот странная ирония судьбы - год, который был призван стать началом нового этапа строительства конструктивных межнациональных отношений, стал годом межэтнических конфликтов и усиления напряженности.

Межнациональные отношения в России также необходимо строить через диалог культур, диалог-цивилизаций. Да, важно сохранить многовековые традиции совместного бытия российских народов, но их нужно и развивать. Необходима динамика, качественное обновление, рост. В противном случае даже стагнации не будет: мы просто скатимся к сепаратизму и разобщенности. Исторический опыт подсказывает, что именно межэтнические конфликты чаще всего служили толчком к наиболее кровавым и массовым войнам и отбрасывали человечество в своем развитии на многие годы, а то и на века назад.

V. "Соборный свод согласных языков"

Экономика, финансы, бюджеты, все то, чем так активно занимаются депутаты, только тогда служат интересам народа, когда они способствуют сохранению и развитию культуры, утверждают уникальность наших традиций, защищают многовековые святыни, обеспечивают подлинную свободу человека, который не должен становиться придатком компьютера, а благополучно жить в мире, построенном и завещанном нам отцами.

Не умаляя значение экономического фактора, отмечу, что межнациональное согласие также обеспечивается, прежде всего, в духовной сфере. Именно национальный характер, ментальность, язык, традиции, особенности культуры, сам уклад жизни передаются из поколения в поколение, обеспечивая непрерывность жизни этноса. Экономика, материальная культура, в принципе, близки у всех народов (с учетом, конечно, их географического положения, уровня развития), а духовная сфера специфична у каждого этноса. И он, естественно, держится за нее как за самое сокровенное, что нельзя обменять ни на материальные богатства, ни на западные модели демократии и либерализма, ни на сытую жизнь в передней или на кухне обитателей мира золотого миллиарда.

"Народы России, пробудитесь! Поверьте в свои силы!" - вот девиз нашей сегодняшней встречи. Мы за духовное сплочение всех народов России. И только на такой основе возможно развитие нашего многонационального общества.

Либерально-индивидуалистская идея в силу целого ряда причин не принимается в России. В 1998 г. либеральное правительство обанкротилось и материально, и идейно. Россия - самодостаточная страна не только в экономическом отношении, но и в социально-психологическом. Ей не нужна никакая либеральная система, лозунг которой: "Делай, что хочешь!", потому, что неизвестно, где граница этого "что хочешь". А ограничения обеспечиваются национальными традициями, сдерживающей ролью духовного начала. Они обязательны не только для отдельного человека, но и для государственной политики в целом. Я не веду речи о "коллективизме", а имею в виду более широкое понятие, которое сродни духовной соборности, то есть всеединству общества на основе высокой духовности. "Земля Земель сомноженных народов, соборный свод согласных языков", как это очень точно и своевременно определил поэт Егор Исаев.

Такое "всеединство в духе" гарантирует необходимую для развития любого этноса национально-культурную автономию, которой должны обладать все населяющие страну народы, а также их отдельные представители, живущие в иноэтнической среде. Каждый человек вправе гордиться принадлежностью к нации своего отца или матери.

В России нет второсортных национальных общностей. Все нации великие, героические, уникальные. Гибель или упадок любой из них - это невосполнимая потеря для человечества, для всей мировой культуры! И государство, общество должны поддерживать те малочисленные народы, которые в силу тех или иных причин лишились материальной самодостаточности. Но и они не должны оказаться на положении иждивенцев. Каждый из них в состоянии внести свой уникальный вклад в духовное и материальное богатство России.

Культурно-национальная, а не территориальная автономия не приведет к ослаблению единства нашей страны в целом. Она укрепляет это единство.

Единый государственный язык, единая граница, единое гражданство, единая экономика, единые основы законодательства, единый центр управления экономикой - все это призвано гарантировать нашу целостность. Только так могут выжить этносы, от самого многочисленного, но и наиболее ранимого русского народа, до самого малочисленного. Отступление от этих принципов привело к тому, что мы имеем сегодня. Возьмем, например, Среднюю Азию. Не прошло и 10 лет, как американцы уже там и оттуда никогда не уйдут. Они ушли один раз из Вьетнама. Но для этого необходимо иметь менталитет свободолюбивого вьетнамского народа и поддержку такого мощного содружества, как СЭВ.

VI. Глобализация и национальные проблемы

Могут сказать, что в эпоху интенсивной глобализации экономической и культурной сфер жизни современного человечества, национальный фактор при всей его духовной значимости отходит на второй план. Но у глобализации есть как позитивные, так и реакционные тенденции. Положительное - это экономическая интеграция, сближение и взаимообогащение культур, выравнивание жизненного и образовательного уровня населения различных частей света, свобода и доступность передвижения граждан по планете, то есть то, что характеризуется известным марксистским термином "интернационализация".

Негативное содержание глобализации - насильственное, а точнее принудительное втягивание отдельных народов в орбиту влияния более крупных и экономически мощных стран, выкорчевывание многовековых традиций этих народов, навязывание им, в том числе и под видом мнимой добровольности, чуждой культуры, как правило, усредненной, примитивизированной, а то и смертельно опасной для данного этноса.

Сейчас под флагом глобализации реально идет процесс американизации. Но вместо высших образцов американской культуры, в том числе блестящей прикладной науки и техники, навязываются суррогаты, а то и откровенно антикультурные образцы. Как в свое время европейцы с помощью "огненной воды" завоевывали Америку, так и теперь американцы с помощью финансово-экономического диктата и масскультуры пытаются подчинить себе мир. Но ведь это и есть империализм, духовный монополизм, то есть подчинение сильным других народов, против чего человечество борется на протяжении всей своей истории.

В эпоху становления наций, то есть с конца XVIII-начала XIX вв, империализму противостоял национализм. Национализм угнетенной нации - прогрессивное явление. В этом смысле и русский национализм, возродившийся после распада СССР и отсечения от России 25 млн. русских, стремящихся к единству с Россией граждан, имеет право на существование, как и национализм украинский, грузинский, татарский, кабардинский и т.д. Все народы бывшего СССР сейчас в отчаянном положении. Им грозит колонизация, а то и геноцид со стороны зарящихся на нашу территорию устроителей нового мирового порядка.

Но у национализма есть слабое место: он ведет к самоизоляции этноса, противопоставлению его своим братьям и потенциальным союзникам. Поэтому на знамени патриотического движения не должно быть националистических лозунгов. Конечно, можно и нужно бороться с русофобией, но не посредством выстраивания образа врага из лиц так называемой "кавказской национальности" или использования антисемитской риторики. В нашей среде не должно быть места какой-либо национальной ксенофобии. Русский народ страдает не от евреев, кавказцев, талибов, ваххабитов, а от мировой закулисы, от тех, кто. не стесняясь, провозглашает античеловеческие расистские лозунги и считает, что его страна должна главенствовать в мире. При этом, конечно, мы не должны поддаваться и антиамериканским настроениям. Американский народ такой же. как и другие.

Многонациональный народ США - наш потенциальный союзник. В условиях безраздельного господства транснациональных монополий, диктующих свою волю даже президенту США, народ этого преуспевающего государства все больше чувствует себя обделенным, а сегодня его толкают на сомнительные военные авантюры. И снова по всему миру звучит клич: "Янки, гоу хоум!".

VII. Консолидация усилий в борьбе за национальное возрождение России

Нужно прямо сказать, что цена на нефть и газ, скачок доллара, падение рубля - все это преходящее. Вечная ценность - человек, его культура, национальное достоинство, любовь к Отечеству, верность Родине. Именно этим всегда и была сильна Россия.

Сейчас происходит передел сфер влияния в мире. Таджикистан и Узбекистан могут стать сферой влияния США. А талибы, бен-Ладен -производное ЦРУ и тут проблем нет. Они быстро будут поставлены на место, как и некоторые российские политические лидеры. А неприязнь к Исламу, как и к Православию, насаждаемая рациональным Западом, останется. А с ними и к России.

Общество должно "сосредоточиться", как сказал в свое время, после Крымской войны А.Горчаков. Это сейчас происходит в США. С началом американской агрессии в Центральной Азии все больше американцев выступают против нее, потому что Америка еще помнит Вьетнам. И мы не должны позволить увлечь себя громом победных фанфар в Афганистане. Торжествует военно-промышленный капитал, а рядовые американцы начнут скоро разочаровываться, ибо воевать с миллиардным исламским миром не по силам и Америке. Не в пример некоторым народам Европы, американцам "лапшу на уши" повесить трудно. Не думаю, что осуществленное в нашем Отечестве было бы возможно сделать в США.

Нет пока ответа и на вопрос: откуда появилась такая слабость у наших сограждан? И это в стране, которая побеждала самых злейших врагов, и, зачастую, действуя одна на один. Разве не мы восстановили свою экономику в кратчайшие сроки? Что там Германия Эрхарда или чудо Японии. Послевоенное восстановление экономики СССР в кратчайшие сроки удивило все мировое сообщество. И обеспечило рост национального достоинства у наших людей, которые почти 50 послевоенных лет справедливо считали себя авангардом всего человечества.

Наша слабость не в том, что "русский долго запрягает", и не в наличии пятой колонны, о которой много говорят, и не в мировом заговоре или мировом правительстве, а в том, что в трудную для страны минуту мы не смогли сосредоточить, объединить все наши силы, подчинить волю народа достижению одной цели.

Элита, которую народ выращивал, отказывая себе во многом, буквально в пробирочных условиях, метнулась в сторону Запада. Народ потерял своего пастыря - формального лидера, но остался духовный, неформальный лидер. Это патриоты России.

Роковую роль сыграло и то, что пропала вера (вера в ее большом, духовном смысле) в свое государство, которое не стоит на защите большинства населения, в социальную справедливость, в чисто человеческие отношения. Смрадом потребительского конформизма затуманено самосознание многонационального российского народа.

Особенно настораживает то, что нас лишают сильного государства. Чтобы запретить Аум-Сенрёке в России понадобилась газовая атака в японском метро, чтобы запретить "Белое братство" - осудить Марию Дэви-Христос на Украине, чтобы сплотить нацию США - взорвать Манхэттен. Настало время, когда государство должно сказать свое веское слово, иначе - зачем оно. В противном случае это слово скажет народ.

В настоящее время говорят много хороших слов о проводимой президентом внешней политики, о наведении порядка в правовом пространстве, восстановлении роли федеральной власти, укреплении ее вертикали. И это следует поддержать. Но требуется также более твердая позиция в отстаивании сакральных ценностей, пренебрежение которыми может привести к этнотектоническим сдвигам, которые не только разрушат, но и ликвидируют Россию.

Я не хотел бы, чтобы верещагинская фраза: "За державу обидно", стала лейтмотивом нашего обсуждения. Наша конференция отражает истинные настроения общества. А в нем много светлого, яркого, не запятнанного. Наша надежда и вера в том, что появились национально-патриотические силы, которые не только учитывают эти позитивные тенденции, но и предпринимают меры к их усилению.

VIII. Многонациональная культура России как средство саморегулирования межнациональных отношений

В многонациональном государстве задача общества находить, развивать и укреплять те скрепы, которые как бы тонкими, но прочными нитями сближают этносы страны, превращая их в единое целое. И рушилась Россия только тогда, когда эти тонкие нити обрывались.

Администрирование в области национальных и духовных отношений не скрепляет, а разъединяет. Только здоровое общество как тонкий саморегулирующийся организм способно определить ту грань, на которой свобода служит взаимному обогащению, развитию, а не сепаратизму или поглощению слабого сильным.

Многоцветие луга волнует нас потому, что это гармоничное соединение сотен прекрасных, непохожих друг на друга цветов и трав, это поэзия красок, радужное волшебство. Как и многонациональное, поликонфессиональное общество, насыщенное богатством неповторимых традиций, обычаев, ментальных особенностей. Однотонный, однозмерный, усредненный газон может быть кому-то и радует глаз, но это не луг, не живой ландшафт. Это - элемент урбанистического пейзажа.

Не могу представить русскую литературу, например, без Расула Гамзатова. Мусы Джалиля, Чингиза Айтматова. И в то же время литература десятков народов России расцвела под влиянием русской литературы. То же можно сказать и о музыке: кавказские, восточные, польские мотивы пронизывают произведения великих композиторов России XIX века. А музыкальная культура народов, не знавших ни оперы, ни симфонической музыки, поднялась на несколько порядков выше благодаря освоению достижений русских музыкантов. Как подметил Иван Ильин в своей книге "Путь духовного обновления": "Культура творится не одним человеком. Она есть достояние многих людей (и, можно добавить, народов - В.З.), духовно объединенных между собой".

Судя по ситуации в Афганистане, разрыв естественных культурных связей с другими народами грозит возвратом в средневековье. Это мы уже видели в Езропе, когда гитлеровские фашисты истребляли культурные памятники "неполноценных" народов, в том числе славян, тюрок, евреев, внесших особенно заметный вклад в формирование европейской культуры, в том числе и Германии.

Посмотрите, как тянутся к своей исконной духовности народы, вытолкнутые глобализацией на обочину мирового общественного прогресса. Духовность - это последнее, что у них осталось, что оправдывает их существование как исторически сложившихся общностей, а потому и окрыляет надеждой на возрождение в будущем.

Нас не должно смущать, что духовность любого народа неотделима от религиозности. Традиционные религии потому и традиционные, коренные, что они питали и питают духовность любого народа. И сейчас мы видим, что. даже многие люди западной культуры, европейцы тяготеют к Востоку, оказывая предпочтение традициям, связанным именно с духовностью последнего.

На основе такого общедуховного, а не только религиозного синкретизма и вырастает духовность третьего тысячелетия, которая и позволит объединить и сделать приемлемым для всего человечества то ценное, что было создано на протяжении веков каждым народом в духовной сфере. Тогда станут просто невозможными безумные акты ксенофобии, подобные нападению террористов на Нью-Йорк и Вашингтон, или бесчинствам натовской, особенно американской военщины в ряде регионов, как это было в Югославии.

IX. Российская многоконфессиональность и прозападный прозелитизм

Россия активно воздействовала и воздействует на весь мир своим примером межконфессионального сотрудничества, основанного на глубокой внутренней схожести религиозных верований. Ведь если задуматься, то духовные корни ислама и православия общие - это, во многом, и стало основой российского единства. И в Православии, и в Исламе идеи примата общего над частным, соборности над индивидуализмом, является одной их основных. И именно эта схожесть стала родником духовного развития, обогащающим все народы России, чистым источником национального самосознания.

Представители традиционных конфессий активно поддерживают усилия государства и общественности по укреплению духовных начал жизни народов России. Символично, что на Поклонной горе в памятном комплексе, посвященном Великой Отечественной войне, стоят рядом православный храм, мечеть и синагога. В Отрадном, на окраине Москвы, также построены рядом две мечети, православный храм и синагога. Инициатором этого важного дела, поддержанного правительством Москвы, стал академик Баязитов Ряшид Жаббарович. Выстроенные здания воспринимаются не только как культовые сооружения, но и как архитектурные памятники, украшающие Москву.

Цивилизованные межконфессиональные отношения являются важным условием предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов. В учениях различных религий, особенно христианства, ислама, иудаизма и буддизма, немало призывов к народам жить в мире и согласии. Распространение идей конфессиональной и национальной толерантности может сослужить добрую службу на пути межэтнической интеграции, усиления чувства общности у граждан России.

Современная западная цивилизация в значительной степени преодолела своё христианское культурное наследие. Не случайно их политологами введены термины постхристианское общество. Самым наглядным образом это демонстрирует литературная, кино и видео продукция, наводняющая сейчас наши рынки и даже официальные каналы телевидения. Эгоистический индивидуализм, культ секса и насилия, жажда материальной наживы одинаково отвергаются всеми традиционными конфессиями народов России.

"Русского человека не сломят никакие экономические трудности, если его не лишат духовности, глубинной памяти предков. История, предания, легенды, традиционная культура должны передаваться из поколения в поколение", - справедливо сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Но вал разлагающей наше общество пропаганды настолько мощен, что пора начать борьбу за право человека жить не в отравленной духовной среде. Мы выступаем против насаждаемого равноправия добродетели и разврата, нравственной чистоты и бесчестности.

В нашем обществе должна утвердиться такая духовная среда, в которой воровство считается позором, а не умением жить. Женская честь и мужская доблесть должны быть предметом гордости, а интердевочки и интермальчики должны чувствовать себя не героями, а отбросами общества.

Что даёт нам право требовать этого? Почему мы отвергаем противоположную точку зрения в перечисленных выше вопросах? Ответ здесь только один. Человеческая мораль и духовность не является продуктом деятельности индивидуального человека, отдельного поколения, того или иного народа. Они вырабатывались веками, освящались религией, закреплялись культурой и потому не подлежат изменению при любых голосованиях в парламентах или по прихоти медиа-магнатов. Категории добра и зла определены в священных книгах наших традиционных конфессий, подтверждены наукой, проверены практикой бытия сотен поколений и народов. Их следует хранить как естественную основу сакрального восприятия смысла жизни, без которого человек быстро деградирует и возвращается в животное состояние.

Показателен пример Запада, где процветает религиозный модернизм. Провозгласив высшей ценностью индивидуальную свободу человека, западная культура неудержимо покатилась вслед за "центром тяжести" индивидуальных человеческих пороков, которые всегда отвергались обществом.

Ориентация на мнение Запада и прозападной части нашего общества, по сути прозелитистской, грозит России новой волной внутреннего разлада и распада. Политический либерализм является партийным воплощением отвергаемого религиями личного индивидуализма. Эта общественная мораль глубоко чужда нашим народам и потому даже экономически непродуктивна. Большинство российских конфессий выступают против индивидуалистического либерализма, который фактически стал порождением духа капитализма. Назвал это М.Вебер протестантизма.

Кризис 1998 года - это кризис либерализма. Он знаменателен тем, что произошёл без каких-либо видимых внешних причин. Не было волны забастовок, действовало перемирие в Чечне, не было эпидемий или природных катаклизмов, иными словами либеральной экономике не мешало ничего со стороны. Она безудержно пустилась в пляс, и как плохому танцору помешали ей в развитии только глубоко укоренённые в самих её принципах недостатки. Экономический либерализм взорвался как мыльный пузырь, испачкав своей грязью восторженно взиравшую, но наивную публику. Массовая база либеральных политических движений -это врачи, учителя, научные работники и другие представители средней советской интеллигенции оказались полностью обворованными своими кумирами (в том числе и в прямом смысле этого слова).

За крушением либерализма экономического последовала и его политическая дискредитация. Вершиной этого можно было бы считать американскую агрессию в Югославии, когда прозападные либералы призывали нас к солидарности со всем "прогрессивным человечеством", подразумевая под этим военную машину США и НАТО.

России такой подход всегда был чужд. Нас роднит то, что ни одна из наших традиционных культур не провозглашала достижение материального богатства высшим смыслом человеческой деятельности. Наши народы в своих легендах прославляли не торгашей, а героев - защитников Родины и борцов за справедливость и поэтому мы при всех наших различиях, а порой и взаимных обидах, сохраняли близость друг к другу и умели защищать друг друга.

Итог ясен - прошедшие десять лет показали - чем на большее число частей будет разделена наша страна, тем меньше будет безопасность её граждан. Наш удел - жить вместе, -но и наша обязанность так обустроить эту жизнь, чтобы всем в этой семье народов было спокойно и безопасно, а высшим принципом объединяющим насдавайте выберем Справедливость.

А воплощен принцип Справедливости будет только тогда, когда государство обеспечит народам России духовную безопасность от псевдоэлитного прозападного прозелитизма. А духовная безопасность государства базируется на последовательном противостоянии любому проявлению религиозного или политического экстремизма, активном неприятии обществом засилья пошлости и разврата в СМИ, воспитании, основанном на традиционных ценностях.

Духовная безопасность является ключевой в системе национальной безопасности, это щит против "пятой колонны", это главный заслон нашей многонациональной культуры, нашей самобытной многовековой цивилизации. Проиграть бой за умы и сердца людей в современном мире - гораздо более серьезное поражение, чем потерять в сражении целую армию. Исчезновение национальной идентичности, размывание традиции, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа - путь к забвению истории, осквернению памяти предков и предательству наследия отцов.

Духовная безопасность - самый важный вопрос любого уважающего себя государства, осознающего, что XXI век начинается как век расцвета терроризма и краха супердержав. С каждым днем мир становится все более хрупким, все сильнее угрозы глобальных потрясений, все сложнее находить мирные пути решения межэтнических конфликтов -злость и зависть оскорбленных народов накапливается как в конденсаторе, чтобы, разрядившись, оставить после себя лишь выжженную пустыню.

Опираясь на широкую поддержку народов России мы должны отстоять нашу традиционную культуру, сберечь русский язык - язык межнационального общения, передать будущим поколениям чистые духовно-нравственные ценности.

X. Исламский фактор развития межнациональных отношений в России

В России насчитывается до 15 млн. последователей Ислама или их потомков. Это одна из крупных исламских стран. Причем мусульмане селились на территории будущей России задолго до принятия Киевской Русью христианства. В одной из своих недавних выступлений В.В.Путин подчеркнул, что мусульманские народы являются государственно-образующими в нашей стране.

Поэтому, говоря о сегодняшней ситуации в стране и в мире, нельзя не коснуться такой животрепещущей проблемы как последствия недавних трагических событий в США и реакции на них мирового сообщества.

Став мощной и организованной силой, международный терроризм бросил человечеству новый вызов, требующий всесторонне продуманного и взвешенного адекватного ответа. Современный мир как никогда нуждается ныне в объединении усилий для достижения общей цели -победы над терроризмом.

Однако поиски виновников трагедии не должны превращаться в новую "охоту на ведьм", быть прикрытием для решения геополитических задач отдельных держав, задевать религиозные чувства сотен миллионов людей. Кстати, среди погибших в здании Всемирного торгового центра было около тысячи мусульман, находившихся в тот момент на своих рабочих местах. Но об этом умалчивают мировые СМИ. Почему?

Вместе с небоскребами в Нью-Йорке была разрушена и мечеть, в которой находилось много верующих. Попытки некоторых политических сил направить наш праведный гнев против "виновников" трагедии в лице Ислама и мусульман, придать акциям возмездия откровенно антиисламский характер, вновь раздуть миф об "исламской угрозе" преступно по своей сути, несут в себе угрозу столкновения и конфликта двух мощнейших цивилизаций - христианской и исламской, последствия которого будут в сотни тысяч раз страшнее взрывов в Манхэттэне!

Сегодня нам всем важно уяснить простую истину - эффективно бороться с терроризмом во всех его проявлениях, проводить профилактику идеологии экстремизма и окончательно покончить с подобными явлениями можно, как справедливо отметил Президент РФ В.В.Путин, не через противостояние, а только вместе с исламской цивилизацией, в тесном сотрудничестве с мусульманской уммой, насчитывающей свыше одного миллиарда человек.

В нашей стране мусульмане безоговорочно осуждают терроризм, под каким бы знаменем он ни осуществлялся. "Такие террористические акции не имеют оправдания ни перед Богом, ни перед людьми. Мы готовы оказать помощь своей стране, своему народу в борьбе с этой "чумой XXI века", какой является терроризм", - говорится в заявлении Председателя Совета Муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина. "Священный завет нашего пророка гласит: любовь к своей Отчизне - это твоя вера".

Мусульмане России - это наши кровные братья, это наши друзья, соседи, родственники. Известная народная поговорка "поскреби русского - найдешь татарина" отражает специфику этногенеза народов Российской Федерации, многовековую историю мирного сожительства разных народов и этнических групп, органичный симбиоз самобытных культур и традиций поликонфессиональной России.

Сегодня мы не можем представить себе российскую литературу, культуру, науку, экономику, без вклада, который внесли в их развитие представители мусульманских народов. Потому военная операция США в Афганистане не может не вызывать обеспокоенности у мусульман России. Мы глубоко сожалеем, что на территории традиционно дружественного России афганского государства в течении долгого времени не утихает военно-политический конфликт. Режим талибов, отбросивший страну в средневековье, создал благоприятные условия для развития и укрепления международного терроризма.

Нельзя не согласиться с точной оценкой талибов, данной Верховным Муфтием России Талгатом Таджуддином: "Талибы - заблудшие люди, которым задурманили головы. Я сожалею, что те, кто должен стремиться к знаниям, вдруг взялись за автоматы и убивают друг друга и свой народ. Надо молиться Богу, чтобы Он наставил их на истинный путь".

Наказывать многострадальный афганский народ за преступления отдельных личностей - значит создавать у мирового сообщества иллюзию борьбы с настоящим терроризмом, подменять реальные действия против террористов борьбой за свои геополитические интересы. Российский народ, мусульмане России всегда готовы оказать братскому народу Афганистана помощь и содействие в возрождении своего независимого государства.

В России Ислам был и остается одной из самых массовых религиозных конфессий, выступающей за мир и согласие в обществе. Западные выдумки о войне против исламской цивилизации воспринимаются в нашей стране как провокационные. Никогда не удастся поссорить русских, другие православные народы с их кровными братьями-мусульманами.

Говоря о терроризме, следует подчеркнуть, что он, как и экстремизм в целом, антинационален. В современном мире нельзя защищать интересы той или иной национальной общности экстремистскими действиями. От них в первую очередь страдает нация или религиозная группа, представители которой осуществляют подобные действия.

Сколько вреда своему народу причинили бандитские отряды террористов, действующие в Чечне. Скоро и сталинская депортация будет восприниматься как гуманный акт по сравнению с тем. что натворил международный терроризм в этой еще недавно благополучной республике. Причем по имеющим у нас данным, заправляют в отрядах боевиков отнюдь не чеченцы, а наемники или международные авантюристы, завербованные антироссийскими спецслужбами в разных, часто весьма далеких от России странах. Это, по сути дела, иностранная интервенция, осуществляемая под лозунгом защиты прав тех граждан, которых с невероятной жестокостью лишают главного права - права на жизнь.

Почему-то наши доморощенные правозащитники-демократы обвиняют в геноциде только российскую армию, закрывая глаза на то, что геноцид в Чечне направлен против всех народов России и прежде всего против Российской Федерации в целом. Нетрудно просчитать, что если бы антироссийская акция в Чечне провалилась, то с финансовой и военно-технической помощью Запада был бы организован антироссийский интервенционистский очаг в другом месте, возможно, именно в том, куда рвутся чеченские боевики из Грузии.

XI. Депопуляция и миграционные процессы

Смертельно опасны для народов России - депопуляция ее населения. В 1960 году число родившихся в России превысило количество умерших более чем в 3 раза, в 1985 - уже только в 1,5 раза. В 1992 году смертность превысила рождаемость, а в 2000 - превзошла ее без малого в 1,5 раза. И начиная с 1992 г. общая численность населения стала неуклонно снижаться. При чем уже около одной трети детей рождаются вне брака, а общее число родившихся уменьшилось с 2,8 млн. в 1960 году до 1,6 млн. в 1992 году и 1,16 млн. в 2000 году.

Естественная убыль населения в какой-то мере компенсировалась миграцией, прежде всего из стран постсоветского пространства. В 1989 г. прирост населения за этот счет составил 0,6 млн. человек. В 1992 году он возрос в два раза. В 1993 году достиг почти 3 млн., а в 1994 г. почти 5,5 млн. Затем началось снижение и этого прироста: с 3,4 млн. в 1995 г. до 1,9 млн. в 1998 году.

Всего за последние 10 лет в Россию переселилось почти 9 млн. временных или постоянных мигрантов (Болгария, три Армении, две Грузии). Возникли мощные инонациональные диаспоры, которых раньше не было в Российской Федерации (китайская, вьетнамская, ряда народов Кавказа и Средней Азии). Сохраняет свою интенсивность и процесс выезда из страны на заработки и на постоянное место жительства за рубеж представителей коренных народов России. За этот период за пределы страны выехало один миллион наших граждан.

Сокращается численность буквально всех национальных общностей, проживающих на территории Российской Федерации. Страна, не пережившая широкомасштабных военных действий, переполнена беженцами. Проблема мигрантов приобрела такую остроту, что требует разработки целой системы законодательных и административных мер для ее решения. Также остро стоит вопрос о воссоединении (хотя бы в рамках культурных связей) разделенных народов.

Возникает ситуация, когда вопрос о диаспорах напрямую связываются с проблемами миграции и переселенцев внутри России и из стран СНГ. Это новое явление постсоветской России и оно носит явный национальный окрас. Хотел бы подробнее остановиться на этой теме.

В этнокультурном плане огромное значение имеет приток в страну легальных эмигрантов и беженцев. Первые чаще оказываются людьми, прельстившимися более высоким уровнем жизни, зарплат и возможности трудоустройства, вторые не ищут легкой жизни - они бегут от голода, смерти и преследований. И если в первую группу в основном входят граждане Украины, Молдовы и республик Закавказья, то во второй преимущественно оказывается русскоязычное население горячих точек.

Обычно приток эмигрантов воспринимается как затруднение для власти: усложняется криминальная обстановка, возникают демпинговые процессы на рынке труда, особенно неквалифицированного, происходит вывоз капитала. Но я бы сказал, что, взяв миграционные потоки под контроль, наше государство только выиграет: любой сезонный рабочий произведет ценностей на гораздо большую сумму, чем вывезет на родину. Не даром такими богатыми государствами являются США и Израиль. Там давно поняли как выгодно покупать молодые крепкие дешевые рабочие руки и светлые головы. 80% американских математиков - иностранцы, 15% американских физиков-ядерщиков - выходцы из бывшего СССР. Это официальная статистика.

А где другие наши математики? Физики? Многие лучшие умы знаменитого на весь мир Новосибирского Академгородка сейчас трудятся за границей. Уезжает талантливая молодежь, чему немало способствуют специальные "образовательные" программы и "выездные гранты" различных иностранных фондов, фактически занятых вербовкой талантов в нашей стране.

Как заявил на прошедшем 11 октября Конгрессе соотечественников Президент России В.В. Путин, Россия заинтересована в возвращении соотечественников на Родину. "Мы должны быть вместе!" - сказал он. Мне остается только присоединиться к этим словам. Но, скажу больше - мы обречены быть вместе! Это наша судьба, наши общие духовные и этнокультурные корни, тот, кто отвернется от них, перестанет быть русским, россиянином.

Регулирование миграционных процессов - дело для нашей страны сравнительно новое. В ней всегда преобладало автохтонное население. И здесь очень важно ориентироваться не только на духовные, но и на экономические факторы. Там, где мигрантов вовлекают в общественно-полезную деятельность, достигается серьезный экономический эффект. К сожалению, у нас мигранты чаще всего представлены самим себе, и государство не предпринимает усилий для получения от их трудовой деятельности устойчивого экономического и нравственного эффекта.

А ведь забота о беженцах, вынужденных переселенцев может сыграть большую положительную роль в упрочении связей с зарубежными соотечественниками, в упрочении и расширении диаспор народов России за ее пределами.

Представляется, что любой народ, создающий свои культурные центры или даже анклавы на инонациональной территории, должен не только духовно, но и материально поддерживать своих соплеменников и население, давшее им приют. У нас же из-за правовой анархии, царящей в ряде местностей, пришельцы сплошь и рядом буквально грабят Россию, почти безвозмездно вывозят из нее материальные и духовные ценности.

Все это требует от нас принятия таких правовых мер, которые бы обезопасили коренное население страны от посягательств на ее собственность и спокойствие со стороны искателей легкой наживы, приезжающих в Россию порой именно потому, что здесь проще укрыться от закона и охраняющих его органов, чем у себя на Родине.

XIII. Общественность и национальные движения

Перед возрождающейся Россией остро стоит проблема федерлизма. Ее будущее - в укреплении регионов, а потенциал регионов - в развитии национальных общественных движений. Скажу больше: регионы без национальных движений - лишь довесок к федеральному центру.

Развитие национальных общественных движений - это путь к укреплению институтов гражданского общества в нашей стране. Наряду с религиозными организациями, профсоюзами, политическими партиями и другими общественными объединениями они составляют еще одну "стену", еще одну "опору" государственного дома. Зрелость национальных движений свидетельствует о высокой социальной динамике, стабильности всего общества. Словно лакмусовая бумажка, они выявляют реальную степень развитости демократии и глубину социальных преобразований.

Развитие национальных движений - это и путь к появлению новой серьезной силы в политическом спектре России. Большинство национальных элит ориентировано на поддержку центристских партий, более сосредоточенных на решении хозяйственных, чем политических задач. Крепкий патриотический блок взял бы на себя роль объединителя сторонников умеренных национальных идей, получив значительную поддержку от избирателей.

Еще Фридрих Энгельс отмечал, что национальное самосознание -это основа, сигнал к пробуждению в человеке его качеств, его политической воли. Человек, лишенный национальной идентичности, становится заложником разных нечистоплотных политических сил.

К сожалению, трудовые слои современной России слишком маргинализированы, оболванены водкой и СМИ. В условиях хронического социального кризиса и нищенского положения значительной части населения страны люди забывают о своих национальных корнях, традициях, становясь пешками в руках закулисных игроков. И преодолеть сложившееся положение можно только одним способом: нужно широкое просвещение масс, приобщение к живому роднику национальной культуры, традиционной духовности. Здесь серьезную поддержку могли бы оказать и религиозные организации, религиозная общественность.

Гармонизация межконфессиональных отношений является важным условием предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов. В учениях различных религий, особенно христианства, ислама, иудаизма и буддизма, немало положений, призывающих народы жить в мире и согласии. Распространение идей конфессиональной и национальной толерантности может сослужить добрую службу на пути межэтнической интеграции, усиления чувства общности у граждан России.

Но, при всей важности дела участия конфессий в укреплении национальной терпимости не стоит забывать, что духовная деятельность -это прерогатива не только религии, но и светского общества, в том числе институтов государства.

В связи с тем, что российское государство всегда было и остается полинациональным, такой же характер призваны носить и политические организации, связывающие это государство со своим обществом. В Федеральном законе "О политических партиях" содержится запрет на создание мононациональных или моноконфессиональных партий. Мы понесли большой урон в государственном строительстве, когда стали создаваться партии одного народа или одной религиозной общности. Это порождало сепаратизм, и без того разрушавший Российскую федерацию.

К сожалению, и сейчас у нас сохранились партии, называющие себя русскими, исламскими и т.д. Думается, с этим нужно кончать. Партии, создававшиеся как объединение граждан одной национальности, занимали националистические позиции и сыграли свою роль в разрушении "единой и неделимой" России.

Многонациональный характер должны носить все партии: и общефедеральные, и региональные. Но главное, чем они должны отличаться - это способностью отражать настроения всех граждан, независимо от их национальной или конфессиональной принадлежности.

При наличии авторитетных, пользующихся доверием народа общественных объединений суверенизация не приведет к распаду или ослаблению исторически сложившегося единства. Ведь в истории нашей Родины был период, когда ее единство обеспечивалось, в первую очередь, политическим единством народа. И тогда никакой сепаратизм - ни национальный, ни региональный - опасности не представлял. А когда началось разрушение многонациональной партии, очень скоро было разрушено и само государство.

Сейчас, к сожалению, партий или других общественных объединений, способных приостановить процесс дезинтеграции и стать лесами для сооружения нового общественного здания многонациональной России, практически очень мало. Из 198 зарегистрированных партий и движений федерального масштаба лишь 3-4 имеют сколько-нибудь влиятельные и устойчивые организации в большинстве регионов.

В тех регионах, где сильно влияние общефедеральных партий, где действуют авторитетные региональные партии, выступающие против сепаратизма, там центробежные тенденции не приобретают такого размаха.

Партийная деятельность имеет большое значение для выработки общефедеральной национальной политики. В программе каждой партии есть требования и предложения по национальному вопросу. К сожалению, они не учитываются исполнительной властью, также как и общефедеральные документы, определяющие содержание государственной национальной политики. Считал бы необходимым издать сборник программных установок государства и политических партий по национальному вопросу.

XIII. Некоторые проблемы государственного строительства

Необходимо сделать более чувствительным к национальной проблематике и само государство.

Неотделимы от национальной проблематики вопросы федерации. Наша Федерация нуждается в укреплении. Иначе сепаратизм окончательно дезинтегрирует общество. В Конституцию Российской Федерации следовало бы внести поправку, определяющую, что Россия - это Федерация исторически сложившихся территориальных образований (как, например, в Германии) и населяющих эти территории народов (как было в СССР). Любой народ вправе суверенно решать свою судьбу. Но выход из Федерации занимаемых данным народом территорий должен быть строго ограничен и затруднен. Призыв к ликвидации Федерации, ослаблению федеративных отношений также должен рассматриваться как тяжкое уголовное преступление.

В то же время недопустимы и ограничение (нарушение) прав субъектов Федерации, закрепленных Конституцией, в частности, свобода перемещения всех граждан по Российской Федерации, использование национального языка, выдвижение национальных кадров, развитие национальной духовности. Однако все субъекты Федерации должны в равной мере нести ответственность за ее сохранение и упрочение, охранять и беречь те экономические и культурные объекты, которые находятся в ведении Федерации и являются объектами общефедеральной собственности.

Представляется, что в области федеративного устройства нужно постепенно переходить от федерации территорий к федерации народов. Территория России должна оставаться единой и неделимой. Любой народ, вошедший в содружество, передает в общее пользование ее народов свою территорию. И эту территорию он не вправе только по своему усмотрению отрывать от единого тела России, не считаясь с тем, что исторически принадлежавшая данному народу территория давно уже стала общероссийской.

Существующие территориальные автономии, разумеется, сохранятся. Но они также не будут восприниматься как автономии только титульных, то есть давших им свое имя, народов. Опыт Дагестана показывает, что вполне уместна и устойчива территориальная автономия нескольких или даже многих народов.

Но в дальнейшем не следует дробить территорию страны на национальные анклавы. Способом самоопределения национальностей призвана стать культурно-национальная автономия. В этой связи должен быть разработан законопроект о территориальной целостности Российской федерации и всех ее субъектов.

Назрела необходимость создания Палаты по делам национальностей при Президенте Российской Федерации. Каждый народ, обладающий установленной законом численностью населения, должен иметь в ней своих представителей. В дальнейшем Палата могла бы стать частью Совета Федерации и приобрести законодательные функции.

Следовало бы законодательно гарантировать выдвижение национальных кадров на работу в органы исполнительной власти как федерального, так и регионального масштаба, восстановить двухгодичное дневное отделение в Академии государственной службы при Президенте РФ, увеличить набор представителей национальностей в региональные академии государственной службы, предусмотреть квоты для подготовки кадров из представителей разных народов России в крупнейших и авторитетнейших вузах страны.

Есть потребность в образовании фракции или депутатской группы Государственной Думы, которая объединяла бы по их желанию тех депутатов, которые проявляют особый интерес к решению проблем развития национальностей и межнациональных отношений. Условно ее можно было бы назвать национально-федеральная группа или фракция.

Пропорциональное представительство народов должно быть обеспечено и в органах исполнительной власти и в местном самоуправлении.

Механизм выдвижения и воспитания национальных кадров должен опираться на основные принципы межнационального единства, важнейшие их которых предусматривают не формальное, а фактическое сближение народов, их равенство и взаимодействие. Эти же принципы послужат хорошей основой деятельности общественных объединений, призванных направлять усилия общества на достижение гармонии в межнациональных отношениях.

Национальная составляющая в государственном строительстве приобретает сейчас особое значение. К сожалению, ушли в прошлое государствообразующие понятия "Донецкий бассейн", "Кузнецкий бассейн", "Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс", "Приангарье", "Магнитка", "Урал", "Прикубанье" и т.п., когда регионы страны определялись прежде всего по профилю экономики, хозяйственному укладу. Сейчас преобладающими стали национальные и территориальные признаки. И такого рода подход порождает ряд проблем.

Во-первых, разделяется труд и быт. Труд остается интернациональным, уклад - национальным, подчас не отражающим и 50% национального состава населения данного региона. Так обстоит дело почти во всех автономных округах и областях, а также в большинстве республик.

Во-вторых, национально-территориальные образования не включают в себя всю полноту этой национальности России (например, татар в Татарстане 1 млн. 700 тыс. или около 50% населения, а по России свыше 5 млн.). Как быть с этой разницей?

В-третьих, возникают проблемы в отношениях национально-территориальных регионов с крупными промышленными комплексами страны, не имеющими своей, хотя бы минимальной "государственности". Отсюда острая необходимость формирования единого для всего государства экономического пространства управляемого из центра. При участии, конечно, регионов.

В-четвертых, остается за бортом "национально-государственного" строительства в России многомиллионные страты украинцев и представителей других народов, имеющих свою государственность за пределами России.

Возьмем национальные диаспоры в Москве. Это особый раздел национальной политики России. Одна ситуация, когда они создавались и активно действовали в рамках единого СССР. А как быть сейчас - в границах России? Московская диаспора: якутов - да, татар - да, всех национально-территориальных образований России - несомненно. А как быть с теми национальностями, которые имеют свою государственность за пределами России? Хотелось бы обсудить и эту проблему на нашей конференции.

В-пятых, напрашивается, на первый взгляд, бесспорный вывод. Если национально-территориальные образования имеют определенный статус, а отнюдь не статусную выгоду, то следует поднять до их уровня остальные народы России. Для справки. Национальностей в России более 150, а национально-территориальных субъектов Федерации всего 32 (из них 21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов). Но нужно ли нам дробить существующие территориальные образования? Эти проблемы требуют обсуждения.

В-шестых, в обществе все в большей степени звучит тема уравнения (не нивелирования) полномочий субъектов Федерации. И механизм обеспечения этого баланса - национально-культурная автономия, которая должна получить определенный государственный статус.

И, в заключение, еще один немаловажный вопрос: какую роль в выработке национальной политики России должны сыграть патриоты?

Прежде всего - необходимо преодолеть издержки лицемерной практики осуществления современной национальной политики в России, когда в поле зрения строгого государственного ока оказываются только простые представители народов России, а сытая верхушка, так называемая "элита", погрязает в коррупции, воровстве и духовной деградации. Патриоты должны активнее выявлять пороки такой "элиты", придавать их гласности, широкому гражданскому суду.

Необходимо укрепить слабых - тех, кто уже перестал верить в себя и свое дело, тех, кто уже перестал надеяться на справедливость. Необходимо сплотить силы, привлечь внимание общественности к деятельности здоровых национально-патриотических сил. Это придаст патриотическому движению поистине народный характер, это позволит потенциальным союзникам влиться в его ряды.

Несомненно, что национальная политика не может, да и не должна ограничиваться рамками одной страны. Мы должны смелее заявлять о поддержке и необходимости соблюдения прав русских и других национальных меньшинств в Прибалтике. Ширить дружбу с братским народом Белоруссии. Укреплять отношения с народами СНГ.

XIV. Выводы

Думаю, что у нас нет расхождений по вопросам гармонизации национальных отношений в России, особенно тех, которые формируются в духовной сфере. Но в качестве основных выводов хотел бы остановиться на идеях тех документов, которые предлагаются принять на конференции:

1. Духовно-этнические отношения в век глобализации являются главным механизмом формирования и сохранения устойчивых национальных общностей и их взаимной интеграции как в многонациональном мировом сообществе, так и в его многонациональных региональных составляющих.

2. Одним из важнейших факторов совершенствования таких отношений в современную эпоху остаются религиозные верования, в рамках которых хранятся корни многих национально-этнических особенностей, отличающих один народ от другого.

Национально-этнические отношения в России строятся на основе диалога между традиционными конфессиями, исключающего возможность ограничения или подавления любой из них.

3. Главным инструментом объединения этнических общностей на началах единой духовности призвано быть государство. В России оно всегда брало на себя ответственность за состояние духовной сферы, выступало регулятором межконфессиональных отношений, предоставляя каждому народу жить по вере и укладу своих отцов.

Российское государство никогда не отделяло себя от общества. Создание общественных органов межнационального согласия и сотрудничества могло бы способствовать усилению связи государственных структур с общественностью. Вполне уместно и формирование органов межконфессионального сотрудничества и взаимодействия, которые уже кое-где создаются.

4. Главным идеологическим орудием, препятствующим укреплению российской государственности, является либерализм. Он антинационален и, в конечном счете, антидемократичен, так как идейно оформляет диктат преуспевающего меньшинства над ограбленным и задавленным большинством. Особенно опасен либерализм потому, что он проповедует вседозволенность действий индивидуума, стремящегося к наживе или успеху в жизни. Это превращает либерализм из средства духовного освобождения людей, каким он был при своем зарождении, в орудие духовного порабощения народа, разрушения всех духовных ценностей, цементирующих ту или иную национальную или этническую общность.

Либерализму противостоит идеология народного патриотизма, поднимающего каждую нацию на уровень соборного согласия друг с другом во имя построения и возвышения единого государства, стоящего на защите интересов всех образовавших его национальных групп.

5. Единая российская духовность опирается на многонациональную культуру, которая давно уже стала родной для всех народов России. В свою очередь культура становится общей, когда она пронизана единой духовностью, животворным источником которой являются народные традиции, свойственная данному народу ментальность, его характер и темперамент. Как показал исторический опыт, территориальная автономия в меньшей степени способствует развитию духовных начал жизни нации, чем культурно-национальная автономия. Именно через нее и должен осуществляться национально-культурная интеграция, столь необходимая в многонациональном обществе.

6. Государственная защищенность духовной сферы того или иного народа обеспечивает его духовную безопасность. К сожалению, в России проблема духовной безопасности долгое время игнорировалась.

Орудием духовного распада стало насаждение безнравственности, жертвами которого стали все без исключения народы России. Теперь даже в США государство более активно борется за сохранение и упрочение основ нравственности, чем в нашей стране. И только Традиция удерживает многих людей от окончательной деградации.

7. Нужна активизация и всей нашей законотворческой деятельности в области национальных отношений. Уверен, что участники конференции выскажут немало идей, которые будут использованы при подготовке законодательных актов.

Благодарю Вас за внимание и призываю к дискуссии.


Москва, 19 октября 2001 г.

Док. 598602
Перв. публик.: 19.10.01
Последн. ред.: 12.10.09
Число обращений: 0

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``