В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Волков: `Бросить - не так уж просто` Назад
Георгий Волков: `Бросить - не так уж просто`
Смена акцентов

- Георгий Владимирович, как вы оцениваете "наследство", которое оставил вам Ярослав Карташевич?

- Наследство оставляют богатые родители... Карташевич оставил абсолютно работоспособное управление со сложившимся кадровым составом, собственными наработками и хорошей материально-технической базой. Поэтому управление мною принято в пригодном для работы состоянии.

- Некоторые методы работы управления ранее подвергались критике. В частности, практика прослушивания отдельных телефонных номеров.

- Уважаемые коллеги! Есть 144-й федеральный закон об организации оперативно-розыскной деятельности. И, как во всех странах мира, для выявления и пресечения любых преступлений у нас допускается ограничение права граждан, например, на тайну переписки или телефонных переговоров. Поэтому все соответствующие органы используют в своей работе предоставленные законодательством возможности. Но это может происходить только на основании соответствующих оперативных данных о тех или иных лицах. Если, например, гражданин Петров занимается незаконной деятельностью, мы предоставляем оперативные данные в распоряжение судьи, и только он даёт санкцию на прослушку телефона Петрова.

- Господина Карташевича нередко упрекали в чрезмерной погоне за статистикой, которую "обеспечивали" курильщики и мелкие сбытчики марихуаны и гашиша. При этом продавцы тяжёлых наркотиков оставались вне поля зрения органов. Действительно ли план делался на "плане"?

- Я вам так отвечу. При создании нашей службы в 2003 году те сотрудники, которыми было укомплектовано управление по линии МВД, поначалу шли по пути наименьшего сопротивления, поэтому хватали этих мелких сбытчиков и рядовых потребителей. В основном к суду привлекались за хранение. Состав это не тяжкий, поэтому зачастую виновные подвергались условным наказаниям. Сейчас акценты изменены. Руководством страны и ведомства ставятся три задачи. Первая - заслон на путях транспортировки накотиков, главный из которых - афганский наркотраффик опиатов. Вторая - конфискация крупных партий. Чтобы не вылавливать их потом по граммам. Третья - борьба с организованной преступностью, занимающейся крупными поставками и сбытом наркотиков. Карташевич отчасти был заложником ситуации. Он должен был прежде всего сформировать службу и воспитать кадры. А сразу начать с борьбы с оргпреступностью в сфере наркотиков было невозможно. Вот почему упрекали Карташевича за "преследование потребителей"... Хочу подчеркнуть: употребление марихуаны - противоправное действие, за которое предусмотрено административное наказание.

- Ярослав Карташевич жаловался на нехватку специально обученных собак. Насколько обоснованно?

- Наше управление приобрело собаку совсем недавно. На самом деле подготовка служебной собаки, работающей по наркотикам, - дело дорогостоящее. У нас пока нет специализированного питомника, поэтому мы купили собаку на стороне. Хорошая девочка-овчарка. Уже есть реальные результаты. Можно лишь покритиковать Ярослава Георгиевича (Карташевича - прим. ред.) за то, что собака не была приобретена раньше.

- Эта собака - наркоманка?

- Нет. Есть собаки, натренированные на взрывчатку или, например, на поиск людей под завалами домов. Наша собака в процессе игры натренирована на поиск наркотических веществ. Это для неё игра. Находя наркотик, она показывает это соответствующими движениями и голосом и в качестве поощрения получает от хозяина какую-нибудь вкуснятину. Сейчас мы совершенствуем навыки собаки по обнаружению тайников.

Городская проблема

- В последнее время наша республика стала печально известной в связи с так называемым "коми героином" - дезоморфином, крайне опасным наркотиком. Можете как-то прокомментировать текущую ситуацию по дезоморфину?

- Жаль, что именно наша республика подверглась такому злу, стремительно выросшему за последние годы. Уже можно говорить о дезоморфинизации. В конце июля в Пскове состоялось совещание начальников региональных управлений нашего ведомства по Северо-Западному федеральному округу. Мои коллеги доложили, что дезоморфин проник в Вологодскую и Архангельскую области, начинает завоёвывать Мурманскую область и даже Карелию. Случаи изъятия есть в Новгороде и Пскове. Что такое дезоморфин? Это синтетический наркотик, который жулики готовят из свободно продающихся в аптеках кодеиносодержащих препаратов...

- Если я процитирую данный пассаж, у газеты не возникнет проблем с вашим ведомством?

- Нет, конечно. Это всего лишь фармакологическое определение... Эта информация не является секретом, и очень жаль, что молодые люди используют свои научные знания, в том числе химические, для производства наркотиков. Дезоморфин распространён в социальной среде, где по понятным причинам недоступны ни героин, ни метадон, ни тем более "элитный" наркотик кокаин. "КАКАИН", как мы его называем... Сейчас появился ещё более сильный наркотик - триметилфентанил, так называемый "Белый китаец". Его разовая доза исчисляется десятитысячными грамма.

Если средняя продолжительность жизни героиниста - пять лет, то дезоморфинист живёт два, максимум три года. Ввиду того, что дезоморфин сам по себе очень низкого качества очистки, то этого рода зависимости сопутствуют тромбозы конечностей, сепсис и тому подобное. Это самый грязный наркотик!

Дезоморфин распространился так сильно по той же причине, по какой некоторое время назад многие пили "Трою". Потому что дёшево и сердито. Если разовая доза героина стоит 450-500 рублей, то дезоморфина - 150-200. За первое полугодие мы раскрыли 45 соответствующих преступлений и ликвидировали 25 наркопритонов.

- Какой район Коми самый "наркозависимый"?

- Это городская проблема. Сыктывкар с Выльгортом, Усинск, Ухта, Воркута, Печора, отчасти Инта и иногда Вуктыл фигурирует. В то же время могу сообщить, что с января по июнь в шести районах Коми не выявлено ни одного преступления, связанного с наркотиками, ни по нашей линии, ни по линии МВД.

От лукавого

- Вы упомянули метадон...

- Метадон - это наркотик, который в своё время применялся для снятия "ломки" у героинистов. В ряде стран метадоновые программы до сих пор применяются для лечения наркоманов. Однако общемировая практика свидетельствует: случаи отказа от употребления тяжёлых наркотиков вследствие лечения на основе метадоновой программы составляют 2-3 процента... Дело в том, что некоторые страны отказались от метадон-заместительной терапии, и на складах Западной Европы скопилось огромное количество метадона, который коммерсанты и хотели бы поставлять в Россию. К счастью, наши законодатели и общественное мнение отказались от внедрения метадоновой программы.

- Как вы оцениваете опыт Голландии, где легализованы некоторые лёгкие наркотики?

- На мой взгляд и по мнению многих специалистов, это ошибочный путь. Утверждения, что возможность купить (кстати, в строго отведённых для этого местах) и покурить ту же марихуану и что при её употреблении отсутствует элемент привыкания - это от лукавого. Например, я уже 8 лет не курю сигареты, и то могу сказать, бросить было не так уж просто. Привычка - вторая натура. А уж если человек испытывает некоторую эйфорию от курения марихуаны, то бросить это должно быть ёщё тяжелее (я, конечно, не испытывал этого). Поэтому лучше не ездить в Голландию и не курить марихуану!

Михаил Казанцев
газета Республики Коми "Красное знамя"
www.komikz.ru

Док. 598627
Перв. публик.: 06.08.09
Последн. ред.: 13.10.09
Число обращений: 0

  • Волков Георгий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``