В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Наказаний стало больше не потому, что мы злые` Назад
`Наказаний стало больше не потому, что мы злые`
Два года назад в ходе административной реформы было создано Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК. Спектр вопросов, вошедших в компетенцию управления, очень широк. Не будет преувеличением сказать, что сегодня это ведомство контролирует качество жизни населения нашей республики. В прошлом году за нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере прав потребителей специалистами управления было вынесено 7551 постановление о наложении административного взыскания на общую сумму штрафов 10293,1 рубля. Для сравнения: в 2005 году было вынесено 5180 постановлений на общую сумму штрафов 8380,6 рубля. Чем вызвано такое увеличение числа административных взысканий? С этим и другими вопросами мы обратились к руководителю управления, главному санитарному врачу по РК Людмиле Глушковой.

- А зачем проводить надзорные мероприятия, если потом в акте писать только: "Предлагаю вам исправить то-то"? Это что, благотворительная акция? Государство содержит надзорные органы для того, чтобы специалист пришел, увидел, пресек. Это должно быть аксиомой для любого надзорного органа.

- И все-таки больше стали нарушать или лучше стали надзирать?

- До реформы Центр санэпиднадзора был органом, который сочетал и надзор, и исполнительскую функцию. А реформа разделила эти две функции, мы осуществляем только надзор. И наказаний стало больше не потому, что мы злые, а потому, что это наша работа - выявлять нарушения и пресекать их. Сфера нашей деятельности - надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, прав потребителей, соблюдения правил продажи товаров. То есть фактически компетенция трех дореформенных структур. Конечно, в плане организации и управления стало сложнее - всегда непросто управлять такой структурой. Но мы постарались сохранить приближенность к населению, у нас есть территориальные отделения в городах и районах. Конечно, есть сложности, связанные с масштабностью территории республики, когда нельзя сесть в машину, приехать на место и разобраться.

У нас есть свой сайт в интернете. На нем оперативно размещается информация о планируемых проверках, об итогах этих проверок, все новые нормативные акты, информация о том, как живет наше население, чем болеет, отчего происходят основные проблемы и болезни. На сайте есть рубрика "Вопрос-ответ". Он открыт для всех интересующихся. Так что желающие могут получить ответы на волнующие их вопросы. Население к нам обращается с жалобами. Причем мы наблюдаем значительный рост числа обращений. Только за первый квартал в управление обратились 253 человека. За год - около тысячи обращений и жалоб. Как правило, к нам приходят после того, как пытались защитить свои права в нижестоящих инстанциях. Один из блоков жалоб - это когда люди видят где-то нарушения и нам об этом сигнализируют. Второй - это обращения за конкретной помощью.

- Не так давно очень активно обсуждалась опасность распространения птичьего гриппа. Насколько это актуально сегодня для нашей республики?

- Могу успокоить, что сегодня эта проблема лежит только в ветеринарной плоскости, и шарахаться друг от друга в период осенних и весенних вспышек гриппа не стоит. Сохранять спокойствие позволяет массовая иммунизация населения от гриппа. Благодаря этому уже три года мы наблюдаем очень невысокий подъем сезонной заболеваемости гриппом. Даже школы не закрываются. Вообще, я скажу, что санитарно-эпидемиологическая ситуация в республике управляемая, хотя не идеальная. Мы живем в республике, где в дикой природе циркулирует 13 очень серьезных инфекций, такие как туляремия, лептоспироз, бешенство, сибирская язва... Но эпидемий при этом нет, потому что организована массовая защита населения. А ведь еще в середине прошлого века республика захлебывалась от эпидемий. Вся Россия выполняет сегодня программу ликвидации кори, как в свое время ликвидировали натуральную оспу. У нас же в Коми корь не регистрировалась уже с 2001 года. А чего стоит массовая иммунизация от гепатита, которая проводится в рамках нацпроекта! Ведь это тяжелейшая болезнь, а прививка от нее далеко не всем по карману. Сегодня это делается за счет федерального бюджета. И результат не замедлил сказаться: за последний год уровень заболеваемости гепатитом В снизился на 20,2%, а по сравнению со средним многолетним уровнем - в 2,5 раза.

- На что люди жалуются чаще всего?

- Примерно половина всех поступающих заявлений содержит жалобы на некачественные услуги в жилищно-коммунальной сфере либо непредоставление услуг ЖКХ вообще. Жалуются на то, что плата за отопление взимается, а в квартире холодно, на плохое состояние мест общего пользования в жилых домах - подвалов, подъездов, придомовых территорий; на то, что многие годы в подъездах не проводятся ремонты, что ремонты некачественные, не меняются коммуникации... При этом плата взимается в полном объеме, а состояние не соответствует стандартам, определенным на федеральном уровне. К примеру, одно из таких правил предполагает, что в доме с мусоропроводом один раз в месяц специальные службы обязаны проводить их полную очистку и дез-инфекцию во избежание инфекций и неприятных запахов. А где это делается? По этой проблеме, сколько бы мы ни наказывали, система не меняется вообще. На наш взгляд, чем больше будет конкуренции, управляющих компаний, чем больше потребитель будет знать свои права, тем больше будет толку.

Немало жалоб поступает от жителей аварийных домов. Люди, которым в ожидании переселения надо ждать не один год, резонно возмущаются: того и гляди что-то обрушится, а никто ничего не делает. Обращаются, как правило, после того, как пытались найти правду в РЭУ, "Службе заказчика", администрации города. Жалобы бывают очень тяжелые. Смею утверждать, что организации, которые контролируют качество жилищно-коммунальных услуг в республике, работают недостаточно хорошо, и серьезное реформирование этой отрасли жизненно необходимо.

- А каков порядок рассмотрения жалоб?

- Порядок определен федеральным законом и регламентом Роспотребнадзора. Все зависит от сути обращения. Это может быть выход на проверку и возбуждение административного расследования, выдача предписаний. Это может быть подача иска в суд с участием нашего управления или по нашей инициативе в защиту прав потребителя, правовая помощь заявителю. Может быть направление нашего обращения в подведомственную инстанцию.

Вторая большая категория жалоб - это ущемление прав потребителей и нарушение санитарных норм на предприятиях торговли продовольственными товарами. В сфере торговли самые частые нарушения - продажа некачественной продукции с истекшим сроком хранения, с нарушением температурного режима, с признаками внешней непригодности. Очень важным направлением нашей работы является надзор за качеством выпускаемой пищевой и алкогольной продукции. Нарушений здесь очень много. Объемы забраковки, то есть продукции, не допущенной к продаже, очень большие. Недавно по решению суда в Сыктывкаре приостанавливалась деятельность предприятия по выпуску мясных изделий: антисанитарное состояние, выпуск отдельных видов продукции без утвержденных рецептур, прошедших оценку на безопасность, использование некачественного сырья. А вышли мы на это предприятие внепланово, по заявлению частного лица. Он приобрел некачественный товар и сообщил об этом нам. И таких примеров множество.

- А продавать просроченный товар по заниженной цене продавец имеет право?

- Не имеет. За исключением случаев комиссионной торговли и товаров непродовольственной группы с выявленными недостатками, не влияющими на уровень безопасности товара. При этом до потребителя должна доводиться информация об этих недостатках до совершения сделки купли-продажи. К примеру, поцарапанная стиральная машина может быть продана по заниженной цене. А вот скоропортящиеся продукты с истекшим сроком годности - ни в коем случае. Хотя нередко в магазинах это правило нарушается. Продают, например, молоко "для выпечки", то есть прокисшее. Пожалуйста, кому хочется, может дома молоко сквасить для этого, а в торговой сети оно реализовываться никак не может.

Кроме того, есть категория товаров, которые должны продаваться по цене, не ниже и не выше установленной государством. Вот, например, сейчас это табачные изделия, цена которых регулируется государством. Закон вступил в силу с начала года. Но уже прошло больше шести месяцев, а предприниматели в республике не знают этого закона и соответственно не соблюдают его. За два последних месяца рейдовые проверки не показали ни на одном объекте соблюдения данного закона. Есть примеры, когда в отдельных торговых точках цены на пачку сигарет были завышены на 48 рублей.

Помимо жалоб на качество товара, люди жалуются на невнимание продавцов, непредоставление книги жалоб. Казалось бы, все так просто: хочешь заработать имя своему предприятию - относись с уважением к клиентам. Но не все эту простую истину понимают. Немало также заявлений на некачественные платные услуги при заключении договоров о долевом строительстве жилья, при продаже промышленной группы товаров, особенно сложной бытовой техники.

Один из последних примеров. Покупателю продали бытовую технику и при этом не рассказали, какие гарантии предоставляются в рамках гарантийного срока, но зато тут же предложили за деньги приобрести сертификат, который практически повторяет обязанности продавца по гарантийному обслуживанию, и еще немножко чего-то там приписано. Покупатель не разобрался, оплатил все эти сертификаты. А дома, прочтя все это внимательно, понял, что зря потратил деньги. Ну чего, казалось бы, проще: посмотри закон "О защите прав потребителей"! К тому же сегодня, в условиях такого большого выбора товаров, покупателю неплохо бы ориентироваться в предложении, изучить информативную базу. Есть электронная база, консультации на сайтах...

- Представители Роспотребнадзора, как правило, не самые желанные гости на тех предприятиях, где они появляются. Насколько руководители предприятий могут быть уверены в объективности результатов ваших проверок?

- Конечно, нам редко бывают рады, приходится даже оскорбления выслушивать. Но обвинить нас в субъективности трудно: в своей работе мы опираемся на деятельность ФГУ "Центр гигиены и эпидемиологии". Все лабораторные испытания проводит это учреждение, которое обеспечивает нашу деятельность по надзору. Чем больше доказательная база лабораторного и инструментального контроля, тем меньше элемент субъективизма. Поэтому мы стремимся использовать лабораторные и инструментальные методы контроля. В 2006 году удельный вес таких проверок составил 80% от общего количества.

- Сегодня многие салоны сотовой связи принимают от покупателей старые телефоны и взамен продают новые со скидкой. Этой услугой пользуются нечистые на руку люди, сдают ворованные телефоны. Контроль за этим входит в функции Роспотребнадзора?

- Следственные мероприятия - не наша прерогатива. Этим должны заниматься органы МВД.

- Много ли в республике общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей?

- Они у нас есть, но не так много, как хотелось бы. Очень неплохо работают они в Воркуте, в ряде сельских районов. В Сыктывкаре есть две такие организации. Но нам бы хотелось, чтобы деятельность их была более активной и открытой. Вероятно, активистов отпугивает статус общественной организации. Но права у таких организаций по защите прав потребителей очень большие. И я думаю, что люди с активной жизненной позицией вполне могли бы этим заниматься. Ведь по закону половина средств от выигранных судебных исков идет на развитие такой организации.

- Допустим, покупатель приобрел некачественный товар. Что он должен сделать, чтобы вернуть его, нужна ли для этого какая-то экспертиза?

- Еще раз напомню, что, прежде чем купить товар, он должен думать. Взять закон "О защите прав потребителей", открыть соответствующую статью по действиям потребителя и прочитать прямо в магазине - этот закон всегда висит на видном месте. А еще лучше иметь его у себя дома и читать на досуге. Закон-то ведь очень хороший, очень прогрессивный. Почему он у нас плохо работает? Потому что те, для кого он написан, его не читают. Они предпочитают идти в органы надзора, хотя закон предполагает обращение к нам только в последнюю очередь. А до этого - еще целая страница вариантов действий покупателя, права которого нарушены. Сейчас на российском уровне прорабатывается вопрос о создании реестра недобросовестных предприятий и продавцов по материалам контрольных мероприятий, о размещении этих сведений в информационном пространстве, доступном каждому потребителю. Это будет хорошей информацией к размышлению и, надеюсь, даст хорошие результаты в плане защиты прав потребителей.

Беседовала Галина ГАЕВА
gazeta-respublika.ru

Док. 598887
Перв. публик.: 03.08.07
Последн. ред.: 13.10.09
Число обращений: 0

  • Глушкова Людмила Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``