В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рассказ `ОБ ЭДУАРДЕ ДРОБИЦКОМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...` Назад
Рассказ `ОБ ЭДУАРДЕ ДРОБИЦКОМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...`
Возле Дома Журналистов стайка молодых людей с микрофонами и камерой останавливали проходивших мимо людей, задавая всего один вопрос: " Как вы относитесь к журналистам.

Красивая молодая женщина в черном, с темными кругами под глазами замерла и стараясь сдержать набежавшие вдруг слезы ,сказала с горечью

- Я их не люблю...Два дня назад умер Дробицкий... художник...Академии художеств...а на телевидении об этом даже не упомянули...

И это к сожалению, правда .Ни в день смерти, 19 сентября. Ни на девятый день.
Приехав из провинции в Московский Архитектурный институт, Дробицкий в 24 года шутя завоевал золотую медаль на выставке в Брюсселе. Успех свободолюбивого не вписывающегося в стереотипы советских художников Дробицкого сочли случайным. А чего стоила его дипломная работа в МАРХИ?! Многоэтажное подземное кладбище! Эмоции аттестационной комиссии нетрудно представить, но... этот проект был осуществлен. Японцами.Участвуя в различных конкурсах, неутомимый Дробицкий почти всегда завоевывал высшие награды, оставляя позади себя маститых художников: 1 премия в Чехословакии (1968), 1 премия в Италии (1969), две премии в Москве (1970). Четырежды, художник получал высшие премии Союза художников за свои плакаты, но не был принят в Союз и только после золотой медали в Варшаве, когда Дробицкого уже давно приняли за- рубежом, художник наконец то стал ЧленомСоюза Художников СССР. Он писал свои плакаты иногда лишь для того, что бы заработать на жизнь, а получал за них награды и звания (всего их было написано более 4500 экземпляров).Чем бы не занимался разносторонний Дробицкий, иллюстрацией книг или архитектурой, живописью или графикой, его всегда ждали признание, премии и новые награды ( 1 премия за картину "НЛО" (1878), 1 премия за картину "Гены ли?" (1981), золотая медаль за картину "Женщина с яблоками" (1990), 1 премия за архитектурное проектирование (1986) и многие другие).В узких рамках одной статьи невозможно перечислить не только награды Дробицкого, но и должности, легендарного художника.В 25 лет он уже Член Московского комитета художников-графиков. В те "застойные" времена, он по сути дела вывел из подполья неофициальное искусство, активно участвуя в организации выставок авангардистов, нонконформистов как в нашей стране, так и за рубежом. Дробицкий участвовал в акциях "левых" и в не менее знаменитой "бульдозерной". (Так называлась попытка художников устроить бесконтрольный показ своих картин на пустыре в 1975 году, но власти преградили им путь бульдозерами. И тем не менее непокорный Дробицкий часто выдвигался на те, или иные должности. С 1990 года им был создан Творческий Союз художников России. С 1991 года он президент Международной федерации художников ЮНЕСКО, с 1999г. Член Президиума РАХ и действительный Член Американской пушкинской академии художеств.- Я своих регалий не выпрашивал... Я был профессионалом и работал с профессионалами. И в каждой области быстрыми скачками достигал самого верха... Я никогда не чинил препятствия. Одаренным помогал и помогать буду... - сказал как то раз в одном интервью Эдуард Николаевич.Нельзя не упомянуть, что Дробицкий имел высшую категорию художника-постановщика, работая с такими прославленными режиссерами и балетмейстерами как Любимов, Хуциев, Планшон, Ефремов, Товстоногов. На его счету 200 спектаклей и фильмов.Но любимым детищем художника была, конечно же, "Малая Грузинская 28", в экспозициях которой участвовали как признанные мастера (Шемякин, Э. Неизвестный и др.), так и те, кто не допускался властями до союзных выставок. Самхудожник сравнивал Мал. Грузинскую с знаменитым театром Любимова. Как в спектаклях на Таганке улавливали между строк, так и Малую Грузинскую воспринимали как отрыв свободных художников от государства. Старожилы помнят как зимой люди стояли по нескольку часов на морозе, чтобы попасть на выставку. Охватить взглядом этот людской поток было невозможно...Работы мастера находятся в музеях, галереях и частных коллекциях многих стран мира, в том числе США, Великобритании, Бельгии, Испании, Германии, Японии и других странах.Эдуарду Николаевичу были присвоены почетные звания - Заслуженный деятель искусств РФ, Народной художник РФ. Так же художник был награжден Орденом Почета, Золотой медалью Российской академии художеств, медалями "Кирилл и Мефодий" и другими наградами.

...В пресс службе телевизионного канала "Культура" на вопрос, знают ли они, что умер Дробицкий, ответили что нет, им об этом не известно (28 сентября!) и отослали в отдел новостей. Там о кончине художника было известно, но они уверили, что в новостях "Культуры" это не проходило.

В сайтах о Дробицком несколько дней тоже не было сообщений о смерти заслуженного художника.

Ушел и з жизни не просто художник с мировым именем, ушел человек-легенда. Ни звания, ни почести, ни знакомства с сильными мира сего, не изменили Дробицкого человека. Он был абсолютно доступен всем и каждому, кто нуждался в нем, в его помощи. Телефон в мастерской, в которой он жил последние годы, не умолкал с раннего утра до поздней ночи. О посетителях и говорить нечего, это была "незарастающая народная тропа".

Мастерская Дробицкого требует отдельного разговора. Это скромная обитель художника, совершенно лишенная роскоши. Массивные лавки и большой деревянный стол, всегда накрытый для друзей, или очередных посетителей. Стеллажи с книгами и альбомами, на стенах живопись и графика Эдуарда Николаевича. Множество сувениров подаренных теми, кто посещал мастерскую художника. Ну и разумеется, особая аура, присущая Дробицкому.

Отзывчивый и обязательный, он помогал не только делом и советом, но и очень часто материально. И вообще, с деньгами художник расставался легко, отдавая их тому, кто в данный момент нуждался в них больше, чем он.

"Я не люблю, когда наполовину..." пел когда то Высоцкий. Это и о нем, о Дробицком. Он любил женщин, цветы, природу. Он любил жизнь во всех ее проявлениях. И жизнь любила его по- своему, часто проверяя на прочность, позволяя при этом проживать ее, будто одну за три. Столько сделать, сколько успел мастер, под силу далеко не многим. Его талант - загадка. Его жизнь- это гимн. Он был авантюристом и философом, смелым и артистичным, любил розыгрыши и анегдоты. Он не был идеальным, он просто был ЖИВЫМ. Живее многих, ныне живущих. МАСТЕР с большой буквы.

И, конечно же, Мастер не мог не иметь свою Маргариту...ИННА...Его Муза. Его последняя любовь. Его жена..

Окруженный множеством людей, будучи в центре внимания, художник уютнее чувствовал себя в мастерской, единственном месте, которое дарило ему ощущение свободы и тепла. Там была Инна. Она рассказывала ему о своих снах и рождались новые творения ("Сон Анфисы" и др.) Она была его песней. Песней, которую он не допел...

И конечно же Инна находилась рядом с Дробицким, когда он был безнадежно болен. Ей не было дело до его титулов и званий, до его наград и почестей. Умирал любимый человек...Он шутил как всегда, скрывая боль, а она пряча слезы, скрупулезно следила за тем, выпил ли муж лекарство, сыт ли он, удобно ли ему лежать...

19 сентября Эдуарда Николаевича Дробицкого не стало...

Гений почти во всем, что касалось живописи, он мало обращал внимания на житейские мелочи. Мастерская художника так и осталась не приватезированной...

На Иннусвалилось все то, что сопутствует этому печальному событию. Организация похорон, поминок и прочего. Зураб Церетели ближайший соратник и друг Дробицкого, к сожалению , не был в то время в Москве, но тем не менее, его помощь оказалась едва ли не единственно ощутимой и весомой. Благодаря этой помощи, Дробицкий бы л похоронен на Троекуровском кладбище. Так же Церетели распорядился накрыть поминальный стол на 500 человек после похорон, выделив на это свои деньги.

Люди сидели за столами несколько часов не расходясь, говоря об Эдуарде Николаевиче так, будто это были не поминки, а вечер воспоминаний...

Статьи и некрологи были напечатаны во многих газетах., в том числе "Коммерсанте" "Культуре", а вот телевидение почему то осталось в стороне. Непонятно, почему смерть такого человека, как Дробицкий, человека государственного масштаба, художника так много сделавшего для своей страны, осталась незамеченной телевидением? И кто занимался распространением этой информации? Неужели привлечь внимание телевидения к этому событию некому, кроме юных слушателей школы журналистики, которые выполняя очередное задание, случайно задали такой, казалось бы простой вопрос, проходившей мимо жене Дробицкого?

28 октября будет 40 дней, как ушел из жизни уникальный художник. И что? Опять молчание?

... Инна скользнула взглядом по пачкам телеграмм с соболезнованиями.

- Не могу читать. Будто есть еще надежда, что это не правда...

Сегодня опять напомнили, что мастерскую надо освобождать, как в свое время Малую Грузинскую. В который уже раз за вечер зазвонил телефон

- Эдуарда Николаевича можно?

- Уже нет...

Док. 599143
Перв. публик.: 14.10.07
Последн. ред.: 14.10.09
Число обращений: 0

  • Дробицкий Эдуард Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``