В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АЛЕКСЕЙ СКАВРОНСКИЙ: `Монополия столиц уходит в прошлое` Назад
АЛЕКСЕЙ СКАВРОНСКИЙ: `Монополия столиц уходит в прошлое`
Наш собеседник - председатель экспертного совета по номинации "Институт искусств года" и член жюри конкурса "Окно в Россию", известный пианист, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Алексей Скавронский.

- Алексей Григорьевич, сейчас, когда победители конкурса "Окно в Россию"-97 объявлены и принимают поздравления, особенно интересно узнать чуть подробнее о том, что обычно скрыто от публики - о работе экспертного совета. Какими главными критериями вы руководствовались, выбирая лучший музыкальный вуз России?

- Прежде всего хочу еще раз напомнить, что мы рассматривали только те учебные заведения, которые представили заявки на участие в конкурсе. Их оказалось немногим более десяти, а это значительно меньше, чем существует в России. Скажем, не приняли участие такие известные в стране консерватории, как Екатеринбургская, Нижегородская, Саратовская, Новосибирская, и другие. Тем не менее работы, присланные на конкурс, не только представляют собой богатейший материал для анализа и осмысления, но и, без сомнения, дают репрезентативную - объективную - картину состояния высшего музыкального образования в стране. Собственно, даже наш short list отражает его основные тенденции. Скажем, Казанская и Ростовская консерватории - это учебные заведения с высочайшими традициями, за последние годы преодолевшие абсолютную монополию Москвы и Санкт-Петербурга на подготовку исполнителей мирового класса. Магнитогорская консерватория и Краснодарская академия культуры и искусства - молодые, но очень динамичные вузы, продемонстрировавшие незаурядное умение выживать и развиваться в современных условиях. Воронежская консерватория - старый традиционный вуз, который сумел сохранить хороший уровень и чрезвычайно достойно выполняет свою миссию. Что касается критериев, которыми руководствовались эксперты и члены жюри, то, признаюсь, вырабатывая их, мы стремились обеспечить очень высокий уровень конкурса. Поэтому условия отбора были чрезвычайно жесткими.

Одним из важнейших параметров мы считали создание признанной музыкальной исполнительской школы. Реальные достижения в этой области можно оценить вполне отчетливо - количеством среди педагогов и студентов лауреатов российских и международных конкурсов, тем более что сейчас консерватории самостоятельно направляют своих студентов, минуя еще недавно обязательное благословение Москвы. Кстати, в этом отношении Казанская консерватория - безусловный фаворит. Затем материальная база вуза - количество зданий и площадей, количество и качество инструментария. Постановка преподавания музыкально- теоретических дисциплин и оперного дела. Количество преподавателей с научными степенями. Культурно- просветительская деятельность в регионе. Не секрет, что во многих городах консерватории по количеству концертов превосходят местные филармонии. Да только ли это? Магнитогорская консерватория в этом году открыла оперный театр. Затем влияние вуза на культурную жизнь региона. Скажем, Казань обеспечивает высококвалифицированными специалистами все среднее Поволжье, а Ростовская консерватория - весь регион Северного Кавказа. Последняя, кстати, играет роль объединяющего и умиротворяющего фактора в непростой этнополитической обстановке этого многонационального региона.

- Судя по всему, перед экспертами стояла трудная задача - выбрать из столь достойных претендентов одного победителя...

- Да, конкуренция была очень жесткая, особенно между Казанской и Ростовской консерваториями - мы буквально использовали математические методы при сравнении их друг с другом. По каким-то параметрам Ростовская консерватория отчетливо лидировала. Скажем, они ведут чрезвычайно активную издательскую деятельность. Собственно, издают больше всех остальных участников, вместе взятых. Ростов - одна из признанных в России столиц джаза. Кроме того, у них великолепно отработанная система взаимодействия с местной филармонией. И все-таки выиграла Казань. С моей точки зрения, это справедливое признание деятельности одной из старейших консерваторий страны, ее реальных впечатляющих достижений. Нельзя не обратить внимания и на такое обстоятельство. Власти Татарстана уделяют большое внимание своей консерватории: недавно выстроен роскошный концертный зал, которым пользуется в основном консерватория. Да что говорить? Консерватория получила в этом году восемь великолепных концертных инструментов от всемирно известных фирм - шесть от "Стейнвей" и два от "Бехштейн". Да, собственно, в любом регионе, где местные власти проявляют подкрепленный финансированием интерес к искусству, начинается культурный бум. Возьмите Краснодар. Симфонический оркестр, камерный оркестр, муниципальный органный зал, новая балетная труппа, Академия культуры и искусства - и все это cоздано только за последнее время. А в Ростове-на-Дону иная ситуация. Консерватория существует не благодаря власти, а, по сути, вопреки ее равнодушию. И справляется с ситуацией. Да, пришлось сдать помещение под кафе, потеснив библиотеку. Правда, студенты питаются в нем на льготных условиях. Одним словом, сами зарабатывают деньги. На нормальное существование хватает, а вот на инструменты "Стейнвей" ...

- Я хотела бы вернуться к "музыкальным амбициям" российских губернаторов. Многие из них почитают делом чести и престижа открытие собственных высших учебных заведений, которые появляются буквально, как грибы после дождя. Насколько это оправданно с вашей точки зрения?

- В разных областях по-разному. С какой-то точки зрения, это процесс объективный: если тенденции к автономности регионов прослеживаются в политике и экономике, они неизбежны и в культуре. С какой-то точки зрения, это процесс целесообразный. Сейчас нет обязательного прежде распределения выпускников столичных вузов. И понятно, что в регионах не могут не быть озабочены подготовкой высококвалифицированных специалистов. Например, в Кемерове существует симфонический оркестр. Обучать музыкантов в столицах за счет региона - дорого. Не менее дорого приглашать туда уже дипломированных исполнителей. Поэтому хочешь - не хочешь, надо открывать свои музыкальные специальности. Аналогичная ситуация в Волгограде. Ну, в ряде случаев появление новых музыкальных вузов объясняется только одним - область и губернатор желают их иметь. Впрочем, это для нас ситуация новая и немного странная - в Европе, да и в Америке, это, скорее, норма.

- Но если в регионах не хватает дипломированных высококвалифицированных специалистов, то, по всей видимости, не хватает и квалифицированных преподавателей. Не происходит ли тем самым девальвация уровня музыкального образования, когда количество вузов далеко не соответствует их качеству?

- Такая опасность, безусловно, существует. В недавнем прошлом я был проректором учебно-методического объединения, выдающего вновь открытым вузам лицензии, поэтому ситуацией вполне владею. Отчасти имея в виду подобную опасность, мы и стремились обозначить высокую профессиональную планку для участников конкурса, отметить эталонные в современных условиях вузы. Но там, где ищут выход из подобной ситуации, его находят. Прежде всего за счет организации мастер-классов, системы приглашенных профессоров. Магнитогорской консерватории, например, удалось открыть даже свой диссертационный совет - их всего пять в России. Наша экспертная поездка туда совпала с защитой первых диссертаций, и это были работы очень высокого уровня.

- Какие проблемы в области музыкального образования, если судить по конкурсу, представляются вам наиболее типичными?

- Конечно, бюджетное финансирование: по сути, оно нигде не осуществляется в полном объеме, в основном 40 - 60 процентов от обещанного. Но если оценивать чисто материальные условия, то у нас в Академии им. Гнесиных они нередко значительно хуже, чем в некоторых региональных вузах. Скажем, ректор Магнитогорской консерватории откупил у металлургического комбината профилакторий под общежитие для студентов - там есть и спортзалы с тренажерами, и вообще прекрасные условия. На одного студента там при норме 10 кв.м приходится 70. Или возьмите Краснодарскую академию культуры и искусства. Ее ректор профессор Ирина Ивановна Горлова построила прекрасное общежитие для студентов, наладила систему дешевого питания. Ну, как тут не позавидовать?

- Алексей Григорьевич, работа экспертного совета в рамках конкурса "Окно в Россию"-97 позади, а значит, можно достаточно беспристрастно оценить его значение...

- Я думаю, проведение такого конкурса оказалось чрезвычайно полезным и важным. Для вузов оно означало возможность всмотреться в самих себя, оценить свою деятельность. Кроме того, они ощутили как минимум моральную поддержку, поняли, что их существование, их жизнь, их проблемы вообще кого-то в стране волнуют. Это очень важно. Но есть выводы и другого, гораздо более глобального характера. Ведь если допустить такое - пусть кощунственное, фантастическое - предположение, что по каким-то причинам вдруг исчезли Московская и Петербургская консерватории, означает ли это, что русская музыкальная школа прекратит свое существование? Нет, ведь есть Казань, Новосибирск, Саратов... Сегодня, когда многие вузы по ряду параметров достигли уровня столичных, провинция - понятие чисто географическое, но отнюдь не культурное, как в недавние времена. Да, российской культуре сейчас нелегко, но она живет и развивается. Ее древо оказалось настолько разветвленным, а корни глубокими, что погубить, разрушить ее трудно. А кто в этом сомневается, пусть посетит новый, отделанный мрамором оперный театр в Магнитогорске или послушает недавно установленный орган в Казани - кстати, лучший в России...

Беседу вела Марина ИВАНОВА
N2 (7113) 22 - 28 января 1998г.

Док. 599187
Перв. публик.: 23.01.98
Последн. ред.: 14.10.09
Число обращений: 0

  • Скавронский Алексей Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``