В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Триумфальный полет `Кукушки`. Национальная киноакадемия `Ника` назвала своих лауреатов Назад
Триумфальный полет `Кукушки`. Национальная киноакадемия `Ника` назвала своих лауреатов
Свое совершеннолетие Национальная киноакадемия "Ника" отпраздновала в новом Доме музыки на Красных Холмах, вручив свои премии в 16-й раз. Лучшим фильмом снова признана "Кукушка", ее постановщик Александр Рогожкин назван лучшим режиссером, здесь же сыграла лучшую женскую роль года финская актриса Анни-Кристина Юусо. Кроме того, "Кукушка" получила и четвертую по счету премию за работу художника Владимира Светозарова, став рекордсменом по числу наград.
Если вспомнить столь же убедительную победу фильма Рогожкина на церемонии "Золотого орла", то можно считать, что "Кукушка" взяла реванш за поражение на Московском кинофестивале, где она уступила первенство итальянской экранизации толстовского "Воскресения".
Вторым по числу полученных "Ник" (3) стал фильм Николая Лебедева "Звезда" - экранизация военной повести Эммануила Казакевича. Премии присуждены исполнителю главной роли Игорю Петренко в номинации "Открытие года", звукорежиссеру Александру Погосяну и автору музыки Алексею Рыбникову. Лучшую женскую роль второго плана сыграла Татьяна Лаврова в фильме "Кино про кино", здесь же лучший сценарий трагически погибшего недавно Анатолия Гребнева. Таким образом, блестящие вариации Валерия Рубинчика на темы нравов постсоветского кинематографа оказались на третьем месте по числу полученных "Ник". Премия за лучшую мужскую роль второго плана присуждена посмертно Сергею Бодрову-младшему (фильм "Война").
Лучшим исполнителем мужской роли признан Олег Янковский (фильм Валерия Тодоровского "Любовник"). В этой номинации соревнование оказалось самым напряженным: конкурентами Янковского были Сергей Гармаш в том же "Любовнике" и Константин Хабенский в дебютной картине Филиппа Янковского "В движении". Сам же Филипп Янковский разделил с Игорем Петренко приз в номинации "Открытие года". "Нику" за операторское мастерство получил Сергей Мачильский ("В движении"). В категории документальных фильмов первенство взял Евгений Цымбал с картиной "Дзига и его братья", лучшей анимацией признаны "Букашки" Михаила Алдашина.
Один из лучших игровых фильмов сезона "Чеховские мотивы" Киры Муратовой получил только приз за лучшие костюмы (Руслан Хвастов), что лишний раз свидетельствует о невиданном за последние годы урожае хороших картин - на этот раз академикам "Ники" было из чего выбирать и над чем поломать голову.
Впервые "Ника" присудила премии в категории "Лучший фильм стран СНГ и Балтии" - наш аналог оскаровской номинации "Фильм на иностранном языке". В списке фигурировали ленты из Армении, Казахстана, Узбекистана, Украины и Латвии; победил рижский мастер Герц Франк с фильмом "Флэшбек". Почетный приз за вклад в кинематографические науки, критику и образование получил Виктор Комар, с чьим именем связаны разработки в области широкоформатного, стереоскопического и голографического кино.
Без наград несправедливо остались "Копейка", "Превращение" и "Кавказская рулетка", справедливо - "Небо. Самолет. Девушка". Самое обидное поражение года потерпел "Дом дураков" Андрея Кончаловского: его выдвигали аж на "Оскара", но не дали ни "Орла", ни "Нику". А это фильм незаурядный, и его провал у коллег можно объяснить только мотивами, находящимися за пределами искусства, - к примеру, аллергией, развившейся у кинематографистов на все, связанное с семьей Михалковых.
Волнующим моментом вечера стало вручение премии "За честь и достоинство" писателю Борису Васильеву, по книгам и сценариям которого сняты 16 фильмов - такие как "А зори здесь тихие", "Иванов катер", "Завтра была война"... Зал стоя приветствовал классика литературы, из зала на сцену полетели сотни бумажных голубей. "Самое страшное в старости - одиночество. Вы сегодня взорвали наше с женой одиночество, - сказал в ответ писатель. - Вы нам жизнь продлили".
Вообще, эта церемония "Ники" была самой теплой и искренней за всю историю наших кинематографических премий. Там был дуэт, состоявшийся вопреки времени: Микаэл Таривердиев играл с экрана, Алексей Козлов - на сцене. Были щемящие минуты поминания погибших в Кармадонском ущелье. Много говорили о памяти, и казалось, ушедшие мастера зримо присутствовали на празднике великого, несмотря ни на что, кино.
Видеоэкраны напомнили о шестнадцатилетнем пути "Ники", по церемониям которой можно писать историю: среди ее лауреатов - все легенды нашего кино двух десятилетий. Старейшая кинопремия страны, отметил в своем приветствии "Нике" Президент Владимир Путин, "играет заметную роль в развитии российского киноискусства". "Ника" - символ демократических преобразований в России", - напомнил участникам церемонии министр культуры РФ Михаил Швыдкой.
Нынешняя "Ника" объективно отразила новый пейзаж нашего кино. Впервые за годы сильно заявило о себе молодое поколение кинематографистов - потому что впервые вышло за пределы "тусовочного" кино к темам, соразмерным как стране, так и человеку. Но мы увидели и печальные плоды малокартинья: некогда блестящая плеяда наших звезд поредела, в зале было мало знакомых лиц. Не потому, что не пришли. С экранов в зал смотрели лица Крючкова, Смоктуновского, Глузского, Ладыниной - и становилось ясно: покинутые ими места народных любимцев до сих пор остаются вакантными.


www.rg.ru
14.10.2003

Док. 599381
Перв. публик.: 14.10.03
Последн. ред.: 14.10.09
Число обращений: 0

  • Погосян Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``