В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Зоркальцев: В хорошем государстве и оппозиция на месте Назад
Виктор Зоркальцев: В хорошем государстве и оппозиция на месте
В нашем Отечестве как будто все определилось. Есть власть президента - с одной, самой главной стороны. И есть остальные - оппоненты. Неважно, как их зовут: Зюганов, Гайдар, Анпилов. Явлинский. И пусть себе бушуют предвыборные страсти, пусть сбиваются с ног коммунисты и антикоммунисты, либералы и демократы - какие бы результаты ни принесли выборы, все равно главным останется президент. Такое положение обеспечено Конституцией, по которой остальных можно и приструнить указом или еще чем. Например, обвинением, что оппозиция намерена учинить гражданскую войну и потому единственный способ укротить ее спасти народ - танки. И у этой оппозиции запоют приобретенные шрамы, испугается, притихнет.

Но если говорить всерьез, дело много сложнее. И надо бы в ситуации получше разобраться. Эти заметки не претендуют на всестороннее освещение проблемы, но, думаю, кое-что может оказаться полезным.


Оппозиция Его Величества или оппозиция Его Величеству?

Давным-давно, в XVII пеке в старой доброй Англии, видно, тоже были несогласные с власть имущими. Надоедали проектами, требованиями. И тогда британский парламент в знаменитом Хабеас Корпус Акте зафиксировал права политической оппозиции, то есть признал ее частью государственной системы. Причем охраняемой законом. Не знаю, кто додумался до этого, но вольная оппозиция погибла, этот акт стал для нее смирительной рубашкой: она не имела права переступать закон и обязана была подчиниться воле короля, служить Англии, а потом и Британской империи. Оппозиционеры, не принимавшие такие условия, объявлялись заговорщиками, бунтовщиками - со всеми вытекающими из этого последствиями. И государство с тех пор стало спокойным.

А в странах континентальной Европы таких прав инакомыслящим не дали. И пошли у чих революции, контрреволюции, взрывы народного негодования, репрессии, которые власть имущие с удовольствием обрушивали на головы оппозиции. Но постепенно и там стали устанавливаться цивилизованные, негильотинные отношения - между властью и оппозицией. Их даже закрепили в конституциях. А потом существование оппозиции стало чуть ли не признаком хорошего тона. Оппозиция Его Величеству превратилась в оппозицию Его Величества. И, как утверждают историки, это придало стабильность политическому развитию стран, вставших па муть западноевропейского либерального демократизму.

У России же во всем собственная судьба и свои путь. Здесь инакомыслие традиционно подавлялось и чаще всего насильственным путем. Причем нередко в качестве гонимых оказывались те, кому еще недавно принадлежала вся власть. Каприз истории, парадокс судьбы? Трудно сказать. Ясно лишь одно, что нынешние правители России не желают извлекать уроки из прошлого - ни отечественного, ни западноевропейского. С оппозицией, хотя она формально и допущена к власти, не считаются, ее третируют, ей угрожают. Более того, когда она набирает достаточно сил, чтобы поставить вопрос о власти, ее подавляют, в том числе н с помощью оружия. 4 октября - день расстрела российского парламента, как и 14 декабря 1825-го и 9 января 1905-го - дни кровавой расправы навсегда останутся днями национального позора. Но оппозиция не исчезла, ее влияние па общество не снижается и не снизится, далее если она уйдет в подполье. Может быть, все-таки разумным выходом было бы взаимодействие?


В чьих интересах взаимодействие?

Было: царь, боясь оппозиции, распустил первую Думу. Но взамен получил вторую Думу, еще более левую по составу. После роспуска второй Думы царизм с помощью военной силы и репрессии (знаменитые "столыпинские галстуки"`) пытался подавить народное недовольство. На время это удалось. Но ответная реакция состоялась - Февральская революция и свержение самодержавия. И вот что знаменательно: от рук большевиков не пострадал ни один из членов Учредительного собрания, но десятки их были расстреляны по приказу Колчака и других лидеров "белого движения". Нет сомнения в том, что и последствия разгрома Верховного Совета Российской Федерации в октябре 1993-го еще проявятся в полной мере.

Оппозиция отнюдь не вся и даже не большинство ее знает только слово "долой". Неправда, что лозунг оппозиции: "Чем хуже, тем лучше". В действительности большинство оппозиционеров стремятся не только противостоять ошибочному курсу, но и предлагают свои программы. Отвергая их без обсуждения, по принципу "Есть два мнения - мое и неправильное", власти загоняют себя в угол, упорствуя в сомнительных решениях. А выход состоит в том, чтобы выйти из углов и добиться взаимопонимания.

И более того, оппозиция готова поддержать и поддерживает разумные шаги властей. Мы в Думе поддержали ликвидацию таможенных границ, укрепление экономических связей между Россией и Белоруссией, расширение полномочий координационных органов СНГ, защиту границ содружества российскими войсками, ратифицировали ряд договоров.

Но, к сожалению, пи президент, ни премьер верных выводов не делают. К слову, Б.Ельцин пи разу не появился в Госдуме, хотя выступил (и неоднократно!) в конгрессе США и других парламентах. Не нашлось у него времени для обстоятельного разговора с лидерами оппозиции. А вот Б.Клинтон, А.Гор, Р.Никсон, приехав в Москву, сочли необходимым встретиться и познакомиться с ними. Может быть, они лучше понимают, что все деятели оппозиции, как правило, яркие личности, они гораздо сильнее, чем обладатели власти?

Предвыборный спектр

Что представляет собой современная российская оппозиция? К ней по меньшей мере 40 политизированных объединений причисляют себя. Это, между прочим, и без различных социологических опросов и рейтингов доверия-недоверия показатель и легитимности власти, и состояния общества. С каждым днем все очевиднее, что общество не принимает нынешних правителей. Но за кем оно пойдет? Этот вопрос сейчас самый тревожный. Думаю, что деление оппозиции по идеологическому признаку в предвыборной камлании будет иметь какое-` то значение, но не столь решающее, какое они имели на прошлых выборах. Сейчас для избирателя будет иметь значение лишь реальная польза, которую может принести избрание в Думу того или иного, кандидата. Следовательно, основу типологизации должен быть положен признак полезности, близости предвыборных программ интересам избирателей. Но при сопоставлении этих программ крайне необходимо сверять их с заявленными идеологическими принципами. Иначе в более выигрышном положении окажутся беспринципные организации кандидаты - те, кто в предвыборной гонке наобещают превратить захудалый городишко в швейцарский штат.

Четыре года жизни в неустроенном обществе показал что наиболее последовательные в своих намерениях - Компартия Российской Федерации и Аграрная партия России. Другие, провозглашающие будто бы верные лозунг и называющие себя патриотами, державниками, в решающий момент забывают (а может, и вспоминать нечего) своем, как теперь принято говорить, электорате, то есть избирателях, поддерживают правительство (включая президента), демонстрируя остальной части оппозиции, вроде бы свою лояльность, но "более глубокое понимание проблемы". Так не раз поступала решающие моменты в Госдуме фракция ЛДПР. И этим сводила на нет кропотливую работу всей оппозиции.

Почти всегда с серьезными глубокими проектами выступает фракция ДПР. Но она ориентируется на собственнические элементы, заинтересованные в продолжении начаты реформ "на здоровой основ ее реальные действия и ограничиваются этом полем. Появилось объединение левых патриотов С.Бабурина, С.Терехова, Н.Рыжкова. Он вероятно пройдут пятипроцентный барьер. Социал-демократы, народники и демократы центра слишком разобщены. Вряд ли их участия в приближающейся выборной кампании будет успешными. Наконец, экстремистски и настроенное крыло оппозиции, видимо, вообще будет бойкотировать выборы, подвергая участников ожесточенным нападкам как с левых, так с правых позиций.

Не исключено, что в ряде оппозиции попытаются внедриться и иные адепты правящего режима или представители клановых группировок, чем-либо расходящиеся с правящей верхушкой. К чему приводят подобные метаморфозы видно по трагедии Верховного Совета, когда руководители его обороны Хасбулатов Руцкой, не восприняв общеоппозиционную идеологию фактически отстаивали новые, а то и клановые интересы, не проявив ни выдержки, ни понимания реально ситуации, сложившейся стране.

Сочувствующие оппозиции есть и в правительственных кругах, партиях, а также в армии, правоохранительных органах. За оппозицией готовы пойти большинство рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции, патриотически настроенные предприниматели. Это громадное большинство народа. Но, к сожалению, оно не обладает единой идеологической платформой и тактической линией. Этим пользуются властные структуры в своих попытках расчленить оппозицию, расколоть ее, столкнуть различных сторонников оппозиции друге другом, хотя у различных оппозиционных течений есть много общего.

При этом приходится считаться, во-первых, с отсутствием достаточно устойчивой исторической традиции легитимного существования оппозиции. Поэтому экстремистские элементы еще долгое время будут пытаться подчинить себе оппозиционное движение.

Во-вторых, далеко не все оппозиционные объединения имеют оформленные политические платформы. Отсюда феномен политической диффузии, когда даже серьезные оппозиционные объединения меняют свою политическую окраску, объявляя одновременно в качестве своих главных противников на выборах и блок Черномырдина, и КПРФ, а теперь, наверное, и блок Рыбкина.

В-третьих, к оппозиции пытаются примкнуть силы, оппозиционными не являющиеся. Сейчас, когда дела у правительства плохи, выгодно объявить себя оппозицией. Это делают и Г.Явлинский, и Б.Федоров, и даже Е.Гайдар. В действительности же оппозиционными могут считаться только те объединения, которые доводят свои, требования до отставки и правительства, и президента. На предстоящих выборах избиратель должен точно отличать подлинную оппозицию от лжеоппозиции, пытающейся усидеть на двух стульях: и сохранить верность правительству, и подыграть антиправительственным настроениям народа.


Что предлагает настоящая оппозиция?

Во-первых, добиться ухода в отставку и президента, и нынешнего правительства. Под требованием импичмента уже сейчас поставили свои подписи 3,5 млн. россиян. 170 депутатов проголосовали за предложение коммунистов о включении вопроса об импичменте в повестку дня заседаний Государственной думы. Подавляющее большинство депутатов выразило недоверие правительству.

Во-вторых, изменить правительственный курс, подчинить его защите прав граждан, целостности и могущества Российского государства.

В-третьих, отказаться от реформ, обрекающих страну на возрождение в ней дикого, криминального капитализма и превращение ее в колониальный придаток развитых капиталистических стран.

В-четвертых, восстановить роль России как объединителя союзного государства, центра притяжения для всех прогрессивных, миролюбивых сил планеты.

Сейчас правительственная пропаганда изображает дело так, будто оппозиция и правительство одинаково недовольны ростом преступности, провалами в Чечне, ростом безработицы. Это не так. Так было полгода назад. А сегодня оппозиция заявляет о своем недовольстве беспомощностью правительства в борьбе с перечисленными бедами. Общество отвергает правительственные структуры. Только формирование правительства народного доверия (спасения) может остановить сползание страны к братоубийственной гражданской войне. Хотя у меня на этот счет есть свой вариант возвращение власти Советов.

Вспомним, 75 лет назад даже П. Милюков был за Советы. К сожалению, без коммунистов, но за Советы. И это, действительно, одна из лучших форм государственного устройства. Некоторые политологи утверждают, что она в России появилась, даже рановато, народ не сумел воспользоваться всеми ее достоинствами. Кстати, Советы устраняли извечный конфликт между властью и оппозицией. В.Ленин называл Советскую власть властью рабочих и крестьян, к которой на известных условиях может быть допущена и буржуазия. Легитимность оппозиции, признающей такую власть, гарантировалась Советской Конституцией. К сожалению, в дальнейшем руководство во главе со Сталиным отказалось от идеи многопартийности, и с оппозицией было "покончено" - ее загнали в угол, что привело к существованию двух партий: партии правящей элиты и партии истинных коммунистов. Беда, что они были в одной партии.

Будет закон об оппозиции

Иногда задают вопрос: а не покончит ли оппозиция с оппозицией, если придет к власти? Резонный вопрос. На это можно сказать лишь то, что КПРФ выступает инициатором принятия закона "О правовых гарантиях деятельности оппозиционных общественных объединений". В нем выделены типы оппозиционных объединений, определены права и обязанности. Причем оговорено отношение к так называемой не легитимной оппозиции.

Понятно, что правовое государство стремится не допускать существования таковой, но механизм запрета ее должен быть конституционным и основываться не на прихоти правителя, как это было с расстрелом Дома Советов или налетом дудаевских боевиков на Верховный Совет в Грозном. И важно: закон не предусматривает запрета оппозиции даже при введении чрезвычайного положения или начале военных действий. Но вот чего не позволяет проект, так это оппозиционных отношений между ветвями власти. Власть в стране может быть реальной, когда она едина. Если, скажем, несколько региональных органов выступают против федерального правительства или Федерального собрания, отказываются выполнять их волю, то это расценивается однозначно: мятеж, который должен подавляться ради сохранения государства.

Так же обстоит дело и с попытками поставить правительство в оппозицию парламенту, а парламент противопоставить исполнительной или судебной власти. И если какой-то государственный орган подчиняется только парламенту, отказывается от подчинения правительству или наоборот это покушение на целостность государственной власти, а вовсе не легитимная оппозиционная деятельность.

Ну и из оптимистических прогнозов. В случае победы на выборах или изменения соотношения политических сил в парламенте и стране оппозиция получает право на формирование правительства. Впервые в истории российского законодательства в законопроекте предусмотрен мирный порядок передачи власти. Так что по закону в хорошем государстве, как заметил писатель, и оппозиция на месте, а не поет бесполезные песни.


"Правда"

30.08.1995

Док. 599937
Перв. публик.: 30.08.95
Последн. ред.: 16.10.09
Число обращений: 0

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``