В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Битва за маршруты Назад
Битва за маршруты
Ассоциация перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга подвела итоги работы шести компаний, которые год назад выиграли конкурс на право осуществления социальных перевозок . На новые маршруты частные компании вышли 1 апреля 2006 года. Увы, минувший год не принес желаемых финансовых результатов - ожидаемой прибыли они не получили.

Хотят побольше бюджетного пирога

Коммерсанты обвиняют в этом транспортные власти, которые, по их мнению, во-первых, неправильно распределяют бюджетные субсидии, а во-вторых, не смогли убрать с маршрутов так называемых нелегальных перевозчиков.

На пресс-конференции председатель ассоциации Василий Киселев говорил, что Комитет по транспорту 70% бюджетных субсидий отдает Горэлектротрансу и только 30% тем, кто обслуживает автобусы. На долю автобусников приходится 1,6 млрд рублей, из которых 1,2 млрд достается государственному предприятию "Пассажиравтотранс", а шести коммерческим компаниям - 400 млн, хотя они обеспечивают половину социальных маршрутов. Эти деньги не покрывают даже половину расходов на социальные перевозки. "Мы не согласны с объемами распределения бюджетных средств, которые произвел Комитет по транспорту на основании своих распоряжений, - заявил г-н Киселев. - Субсидии должны быть увеличены, так как до сих пор перевозчики, не выдержавшие конкурс и не несущие на себе социальной нагрузки, отнимают у нас прибыль". Члены Ассоциации считают, что их убытки от деятельности тех, кто проиграл в конкурсе, но продолжает обслуживать маршруты, за истекший год составили более 375 млн рублей.

Г-н Киселев убежден, что от конкурентов можно легко избавиться. Надо лишь приостановить действие их лицензий на пассажирские перевозки. Основание есть. Они нарушают закон Петербурга о наземном пассажирском транспорте, который регламентирует работу на маршрутах только при наличии договоров с Комитетом по транспорту. Но власти эту простую схему не используют.

Избавление от нелегалов поможет решить еще одну серьезную проблему - транспортникам катастрофически не хватает водителей. "У нелегалов почти 1200 автобусов, их водят люди, которые нужны сегодня нам", - так говорили коммерсанты.

Трудности связаны и с отсутствием материальной базы. Средств на строительство новых автобусных парков не хватает, а городская администрация не передает имеющиеся у города автобусные парки в аренду на длительный срок с последующим выкупом. Члены ассоциации также требуют, чтобы транспортные власти с ними согласовывали все изменения маршрутной сети.

Они знали, на что шли

Заместитель председателя Комитета по транспорту Николай Константинов, которого мы попросили прокомментировать позицию ассоциации перевозчиков, отметил, что бюджетные субсидии традиционно всегда были больше на автобусные перевозки, чем на перевозки на электротранспорте. На текущий год пропорция такая: Горэлектротрансу выделен 1 млрд 79 млн, на перевозки граждан в автобусах на городских, пригородных и международных маршрутах по регулируемому тарифу - 1 млрд 647 млн.

На конкурсе за каждым лотом была определена фиксированная сумма субсидий. Она корректируется 1 раз в год в соответствии с инфляцией. И на 2007 год сумма скорректирована.

Г-н Константинов подчеркнул, что победители конкурса хорошо знали, что проигравшие добровольно не уйдут с маршрутов, но были убеждены, что смогут их экономически вытеснить в течение нескольких месяцев. Но нелегалы выдержали год. Лицензии на право осуществления перевозок выдает Северо-Западное управление государственного автодорожного надзора. По закону эта федеральная служба может приостановить либо отозвать лицензии только по решению суда. А это, как заметил зампред, достаточно длительная и трудоемкая процедура.

- Мы приветствуем желание членов ассоциации принимать участие в обсуждении вопросов внесения изменений в маршрутную сеть, - сказал Николай Николаевич. - Да мы и сейчас по факту советуемся с ними. Новые маршруты открываются, как правило, в новостройках, по просьбам населения. Они могут быть невыгодны коммерческим перевозчикам, но они нужны людям. Так что прислушиваться к мнению коллег будем, но им надо знать, что окончательное решение по маршрутной сети принимает правительство.

Что же касается передачи автобусных парков в аренду на более длительный срок, то это вопрос не к Комитету по транспорту, заметил Константинов. Площади находятся в собственности КУГИ, а у ГУПа "Пассажиравтотранс" они в оперативном управлении. - Хотя, - напомнил чиновник, - одним из условий конкурса было наличие производственной базы для обслуживания техники, и конкурсной комиссии были представлены документы, что такие площади у компаний есть. Выходит, что документы были сфальсифицированы?

Нелегалов вытеснят - цены подскочат

По оценке экс-депутата ЗакСа Сергея Гуляева, хорошо знакомого с проблемой, проведенный год назад конкурс, который инициировал Комитет по транспорту и где был мощно использован административный ресурс, способствовал лишь монополизации рынка. Он не решил проблему социальных перевозок. На ряде маршрутов автобусы стали ходить даже реже, чем раньше. Гуляев считает, что, по сути, роль социальных перевозчиков взяли на себя нелегалы, которые не просят никаких субсидий. При этом у них тарифы на коммерческие маршруты ниже, чем регулируемые властью тарифы на социальные перевозки. Экс-депутат убежден, что как только нелегалы будут вытеснены с рынка, цены за проезд в городе резко подскочат. Это уже произошло на кронштадтском направлении, которое обслуживает один из победителей конкурса. Как только компания осталась на этом маршруте одна, без конкурентов, она тут же подняла тариф в два раза - с 20 до 40 рублей.

В то же время, подчеркнул Гуляев, власти делают все возможное, чтобы разрушить малый и средний бизнес в сфере пассажирских перевозок. Есть факты, когда небольшие компании вынуждены были уйти на субподряд к монополистам, выплачивая им за каждую машину черным налом по 500 рублей. Городская казна, естественно, недосчитывается огромных денег.

Юридический казус

Сопредседатель Ассоциации независимых перевозчиков Александр Масюк не исключает, что власть начнет инициировать массу проверок, чтобы убрать их с рынка, хотя юридического права нет. Нелегалов могут задавить штрафами - за работу без договора предусматриваются взыскания до 100 тысяч рублей. Но и здесь налицо юридический казус. Штрафы можно применять только на маршрутах, где работают победители конкурса, а коммерческие маршруты на конкурсах не разыгрывались.

По оценке г-на Масюка, закон Петербурга "О городском пассажирском наземном транспорте" , по которому право на перевозки предоставляются компаниям, имеющим договоры с Комитетом по транспорту, противоречит федеральному законодательству. По федеральному закону основанием для работы является наличие лицензии на пассажирские перевозки. Нелегалы добиваются в судах отмены местного закона.

Все суды первой инстанции проиграны . Осталась надежда на Конституционный.

4 апреля 2007
www.kadis.ru

Док. 600753
Перв. публик.: 04.04.07
Последн. ред.: 20.10.09
Число обращений: 0

  • Константинов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``