В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Потапов: Власть и бизнес Назад
Сергей Потапов: Власть и бизнес
Экономика, власть и политика в России взаимосвязаны между собой более тесно, чем во всем остальном мире. В зависимости от ситуации доминантой становится то экономика - влияющая на политику, то политика - влияющая на экономику. О последствиях этого влияния за последние 20 лет на развитие экономики Тверской области мы говорим с Сергеем Степановичем Потаповым, генеральным директором агропромышленного холдинга ОАО "Мелькомбинат", депутатом Законодательного Собрания Тверской области, председателем Тверского союза промышленников и предпринимателей (работодателей).
Вся мировая практика рыночных отношений свидетельствует, что главным рычагом государственного регулирования экономики были и остаются ставки налогов, а не административные ограничения рыночных свобод

- Сергей Степанович, Вы возглавили мелькомбинат в годы перестройки. Чем она обернулась для Вас, для тверских предпринимателей, для экономики области в целом?

- Если оглянуться в прошлое, то следует признать, что затеянная Генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым перестройка стала для меня знаковым событием. Я, как и большинство сограждан, с огромным желанием ожидал перемен, которые коснулись бы всех сторон нашей жизни.

Это было прекрасное время! Но прошло несколько лет, и мне стало ясно, что перемены, так громко заявленные и так широко разрекламированные, свелись в основном к красивым обещаниям о правах человека, о его свободах и привели к тотальному обнищанию основной массы населения. Осознав это, я, как и многие другие люди в нашей стране, пережил настоящую психологическую трагедию.

Еще бы! Главный лозунг либералов: "Обогащайтесь любой ценой, и будем жить, как в Америке!" произвел огромное разрушительное воздействие на наше общество. Страна утратила на несколько лет разум и чувство самосохранения, впала в анабиоз, а когда очнулась, то увидела страшную картину. Мы так истово торопились "отряхнуться от старого мира", что за короткий срок развалили практически всю промышленность. Крупнейшие индустриальные предприятия, составлявшие гордость отечественного производства, были вынуждены объявить себя банкротами. За бортом "новой модели" развития оказались проверенные и не уступающие мировым методы и технологии. Высококлассные специалисты стали никому не нужными.

Конечно же, нельзя не признать, что руководить страной Горбачеву выпало в сложное и драматическое время, и самую объективную мирскую оценку Михаилу Сергеевичу и многим другим известным политикам наших дней даст история. Даст она оценку за все то, что мы совершили в жизни, и каждому из нас, хотя в целом, видимо, следует согласиться с высказыванием замечательного русского историка Н. Карамзина: "Дельных людей на большой сцене у нас не особенно много. Больше лиц, нежели голов, а душ еще менее. Впрочем, это не новое и не особенное, т.е. чрезвычайное. Смотрю, замечаю и не дивлюсь". Хотя пополнение национальной элиты предприимчивыми, нравственно зрелыми, ответственными людьми все более настойчиво диктуется самим временем, но ярких политиков, лидеров у нас и сегодня недостает.

В период первоначального накопления капитала многие предприятия и даже целые отрасли (в первую очередь сырьевые) оказались в руках людей, действия которых определялись, главным образом, "извлекательным" интересом. Извлекли первоначальную прибыль, сорвали, как говорится, куш, а что дальше? Дальше-то надо развивать, совершенствовать производство, обеспечивать его жизнестойкость в условиях конкуренции. Далеко не всем хватило для этого знаний, опыта и нравственной зрелости, а в результате, как я уже отмечал выше, - разрушение предприятий и отраслей, дискредитация экономической политики государства.

- Что касается дискредитации экономической политики государства частью бизнес-сообщества - данное явление сегодня еще существует?

- В значительной степени мы этим переболели, сейчас все сильнее заявляет о себе созидательный бизнес. Однако с другой, не менее серьезной болезнью - реформизмом еще не покончено. Только и слышишь "реформа энергетики", "реформа образования", "реформа армии"... Одну не закончили, а уже беремся за другую, третью, четвертую... Да, нельзя не считаться с требованиями времени, технического прогресса (кто не успел, тот отстал), но, с другой стороны, и чрезмерно увлекаться бездумными преобразованиями не стоит. Ведь если приглядеться внимательнее к их сути, многие из них или не приносят положительного результата или, более того, имеют негативные последствия. Одно только реформирование энергетики какие трудности принесло, да и сейчас продолжает приносить всем нам. Невольно вспоминается поговорка: семь раз отмерь, прежде чем отрезать.

Преобразования в экономике должны приносить положительный экономический эффект и оборачиваться пользой для всего общества. Все другие цели - крайне сомнительны.

- Мы начали разговор с периода перестройки, давайте теперь попробуем охарактеризовать, чемобернулись для экономики постперестроечные годы?

- Если Вы помните, правительство Гайдара бросило в массы непонятный лозунг "макроэкономической стабилизации", пообещав, что реализация этой экономической формулы обеспечит быстрый экономический рост, бурный приток иностранных инвестиций, стабильный рубль, расцвет демократии, появление правового государства и еще много чего доброго и светлого. Увы, на поверку не получилось ни доброго, ни светлого, ни умного.

А все дело в том, что пришедшие к власти "реформаторы" попытались слепо скопировать западные модели свободного рынка, совершенно не задумываясь о российской специфике и не считаясь с интересами основной массы россиян. Между тем умные люди на том же Западе (исследование Всемирного банка, проведенное в начале 1992 года, и не только) предупреждали, что в условиях России центральную роль в экономических преобразованиях необходимо играть государству, которое, поддерживая частный сектор, должно было сохранить контроль над ключевыми элементами финансовой политики, регулировать антимонопольную деятельность и через государственные программы проводить политику, позволяющую избежать социальной дестабилизации. Но у нас решили иначе: разрушать, так разрушать. Полностью, до основания.

Сегодня государство пытается вернуть утраченные позиции, воюет с монополистами, оказывает поддержку мелким и средним предпринимателям. Но время-то упущено, потери огромны.

На мой взгляд, одна из самых главных ошибок, если не сказать глупостей, наших "реформаторов" заключалась в том, что они решили вообще отказаться от всякого планирования - рынок такой "умный", что сам все расставит по своим местам. Ничего подобного! Весь опыт выхода из кризиса или переустройства экономик западных стран показывает, что они жестко планировали свои действия. Так было в Америке в годы "великой депрессии", так было в Германии, когда претворялся в жизнь "план Эрхарда", так поступают и сейчас почти все высокоразвитые страны. То есть они, не афишируя громко, взяли на вооружение лучшее из той плановой советской экономики, которая сложилась в СССР еще до войны, и усовершенствовали с учетом своей национальной специфики.

В целом же вывод о либерально-экономическом опыте, поставленном в России, напрашивается однозначный. С реализацией западной модели развития у нас ничего не получилось. Попытки войти в русло западной цивилизации шоковыми методами - реформами не для народа, а за счет народа - были заранее обречены на провал. Да, можно, конечно, относительно быстро уравнять внутренние цены с мировыми и приобщиться к заморской цивилизации, открыв ночные клубы, бары и казино, но невозможно сломать в одночасье психологию и традиции людей, складывающиеся веками. С таким же успехом можно пытаться привить черенок яблони к дубу и дожидаться сочных плодов, но ничего на его ветвях кроме тех же желудей не появится.

Да и вообще вся история России доказывает, что любой шок, будь то большевизм 17-го или необольшевизм 91-го и 93-го, ей противопоказан, что ничего, кроме новых бед, он не принесет. И, как мы убедились, не принес. Народ, ради которого якобы все и делалось, оказался на обочине жизни.

Все это грустно. И, тем не менее, я позволю себе утверждать, что, во многом благодаря людям, которые в эти годы честно и добросовестно трудились в сфере экономики, сохранив и укрепив свои производства, научившись зарабатывать в новых условиях деньги, удалось остановить скатывание экономики страны в пропасть. Как бы ни тяжелы были эти годы, они стали годами обретения богатейшего опыта не только хозяйственной, но и общественно-политической деятельности. Мы умеем и можем жить своим умом! И не следует нам по поводу и без повода кивать на Запад, выдавая его за образец везде и во всем.

Я много раз бывал и продолжаю бывать на Западе и знаю, что он далеко не во всем такой "белый и пушистый", как порой представляет себе это наша либеральная пропаганда. Но еще больше, нежели наивная субъективность отечественных "западников", меня поражает другое: зачастую мы перенимаем у Запада как раз то, что критикуем, - второстепенное, низкосортное, а подчас совершенно бесполезное и даже опасное для нашей страны.

- Например?

- Ну, например, мы кланяемся их примитивной массовой культуре, забывая о том, что Россия была и остается великой прежде всего потому, что велика ее культура. Что славу и гордость ее испокон веков составляли люди творческие, давшие человечеству величайшие по своей глубине шедевры литературы и искусства. Мы возводим в культ западную бездуховность, растаптывая свой некогда великий дух, не внемля предостережениям многих великих русских умов, того же Сергея Есенина, так написавшего об Америке:"В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать - самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть у нас холод, голод... зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину...".Прав поэт. Зачем нам все это, заемное, чужое нашим национальным традициям? Вся эта пошлость, жестокость и прочая шоу-мерзость, которой забито наше телевидение?

Мало того, вдобавок ко всему этому мы сами, без чьего-либо дурного примера, допускаем такие варварские вещи, что уму непостижимо. Подрываем престиж нашей армии и флота, забывая, что армия и флот есть оплот нашей государственности. Унижаем и уничтожаем нашу науку, доведя до нищенского существования наших ученых, столько давших миру, что тот же мир принимает их с распростертыми объятьями. Обезземеливаем нашего крестьянина, превращая его в батрака, а страну лишая продовольственной безопасности...

Если чему и учиться нам у Запада, то не бездумно копируя чуждый образ жизни, а тщательно выбирая все лучшее, прогрессивное.

- И что, на Ваш взгляд, мы должны взять или скопировать у Запада?

- С доброй завистью смотрю я на деятельность таких преуспевающих бизнесменов как Гейтс... Однако завидую я не их финансовому благополучию, а совсем другому. На Западе вся государственная машина изначально нацелена на то, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития частного предпринимательства, серьезного бизнеса. Сегодня западные деловые люди имеют дело с легко прогнозируемыми ситуациями. Они знают: ближайшее будущее не готовит им коренных изменений, их предприятия находятся под защитой, и даже если случится так, что государство каким-либо образом нанесет им и их делу ущерб, он будет своевременно и сполна возмещен. Власть там не вмешивается в дела бизнеса, а является равноправным партнером, и главной задачей своей деятельности считает создание рабочих мест, защиту прав работодателей и служащих, обеспечение порядка во всех областях жизни. Проще говоря, на Западе, есть возможность спокойно работать, подчиняясь ясным, строго отрегулированным "правилам игры" в условиях честной, беспристрастной конкуренции. У нас же, к сожалению, такой возможности нет.

- Поэтому Вы решили заняться политикой?

- 10 лет назад законы в России принимались различными "ветвями" власти чуть ли не ежедневно, вводились в действие задним числом или выборочно, а каждый последующий закон противоречил предыдущему. "Игра" по таким "правилам" очень часто ставила человека бизнеса в унизительное, зависимое положение. Армада чиновников то и дело норовила вмешаться в его деятельность, что-то подкорректировать, подправить и залезть к нему в карман, вымогая деньги за "всестороннюю помощь" и "высокое покровительство", и никто, абсолютно никто не мог ей помешать заниматься этим. Кроме того, выборы стали превращаться в инструмент закрепления во власти или демагогических дилетантов, или до мозга кости циничных коррупционеров, дискредитирующих понятие "власть" и тем самым разрушающих основы государственности.

Вот и не осталось мне, как и многим другим нашим крупным бизнесменам, ничего другого, как защищать свои права, идя в политику. Невозможно было спокойно наблюдать, как из-за несовершенства законодательной системы, из-за тотальной коррумпированности и недобросовестности чиновников душилась инициатива, искусственно создавались тяжелейшие условия, ставившие под удар дело, которому я посвятил свою жизнь.

Значительная часть моего времени стала тратиться на депутатскую деятельность, отсутствие на рабочем месте меня, как руководителя предприятия, не способствовало его развитию, но я понимал: не будучи представленными во властных структурах, мы, представители реального сектора экономики, могли потерять во сто крат больше. И не только мы, но и, вне всякого сомнения, все общество. А оно и так уже столько потеряло...

- Вы стали депутатом областного парламента. Что изменилось?

- Мой опыт работы в Законодательном собрании области окончательно укрепил меня в мысли, что крупный хозяйственник, промышленник, бизнесмен просто обязан быть одновременно и политиком. Обязан, потому что вопрос о выработке стратегии экономической деятельности - это и есть самая высокая политика. А так как экономические показатели региона постоянно растут, то, по всей видимости, стратегия экономической деятельности разработана в целом правильно. Но это вовсе не значит, что все проблемы решены и можно сидеть сложа руки.

Хочу опровергнуть высказывания тех обывателей и досужих журналистов, которые считают, что бизнесмены идут во власть затем, чтобы получить депутатскую неприкосновенность, избежать уголовной ответственности и т.д. в этом роде. В данном случае речь идет, скорее, о людях, которые к бизнесу как таковому отношения не имеют. Настоящий же бизнесмен, в моем понимании, - не просто человек действия, который производит продукцию и услуги, честно платит в казну налоги и уже только этим приносит ощутимую пользу обществу, но это еще и человек, который отвечает за других людей и поэтому не может оставаться равнодушным к человеческим бедам.

- Помимо того, что Вы депутат Законодательного собрания области, Вы с момента создания возглавляете Тверской союз промышленников и предпринимателей. Поводом для создания союза и работы в нем явилась та же ситуация, что заставила Вас стать депутатом?

- Действительно, уже десять лет прошло с тех пор, как в ноябре 1997 года собрались двенадцать предпринимателей Твери (люди близкие по духу, убеждениям, взглядам) и дружно решили объединиться в Тверской союз промышленников и предпринимателей.

Чем было продиктовано возникновение этого содружества деловых людей? Во-первых, желанием объединить усилия в возрождении и развитии экономики нашего региона, во-вторых, союз виделся нам как механизм нашего коллективного взаимодействия с властью. Здесь, мне кажется, уместно вспомнить высказывание лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева, сравнивавшего экономику с большой парусной лодкой. По его сравнению, в либеральной экономике есть большой парус, то есть энергия движения, и маленький руль - для управления этим движением. Создавая свой союз, мы, с одной стороны, хотели усилить энергию движения "лодки", а с другой, - сделать предсказуемой ее управляемость. О важности нашего начинания говорит то, что за короткий срок число членов союза выросло в несколько раз. В нем объединились все лидеры тверского бизнеса, уважаемые и достойные люди, чье мнение много значит в региональной политике.

Очевидно, сама логика развития общественного процесса привела к тому, что союз стал заниматься не только проблемами тверского предпринимательства, но и всего хозяйственного комплекса области. Серьезным этапом становления нашей организации, укрепления ее общественного статуса стало вступление ТСПП в Российский союз промышленников и предпринимателей. Постановлением бюро правления РСПП N1045 от 5 мая 1998 года наш союз был наделен правами регионального отделения Российского союза. Мы договорились совместными усилиями защищать интересы отечественных товаропроизводителей, сдерживать органы власти от принятия решений, противоречащих интересам промышленников и предпринимателей, трудовых коллективов. Любыми доступными способами уменьшить потери людей от проводимых реформ.

Мы обращались к президенту России, председателю правительства, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, настаивали на отклонении правительственных законопроектов, которые были направлены на усиление налогового бремени на предприятия и граждан, предлагали принять законы, снижающие налоговое бремя на легальный сектор экономики, требовали принять действенную программу ликвидации теневого сектора экономики.

Мы добивались от органов государственной власти, чтобы они, наконец, прекратили строить отношения с товаропроизводителями с позиции силы. Ведь государственное регулирование экономики сводилось лишь к усилению административных рычагов, к запретам и всевозможным ограничениям свободы экономической деятельности.

Между тем вся мировая практика рыночных отношений свидетельствует, что главным рычагом государственного регулирования экономики были и остаются ставки налогов, а не административные ограничения рыночных свобод. Причем величина ставок налогов в открытой экономике должна определяться, исходя из потребности обеспечения экономического роста, а не из сиюминутных потребностей бюджета. Все остальные меры госрегулирования вторичны.

На нашу беду, в то время власть игнорировала очевидное и, несмотря на стагнацию экономики, все больше ужесточала налоговое давление на предприятия. Расплата за безграмотные экономические решения не заставила себя ждать - гигантский спад промышленного производства, колоссальное по масштабам бегство из страны капиталов, потеря промышленными предприятиями основных фондов из-за их морального и физического износа. И самый печальный итог - обнищание значительной части населения.

С полной ответственностью могу сказать: те предприятия, которым удалось встать на ноги, сделали рывок не благодаря усилиям власти, а вопреки ним.

- Давайте попробуем говорить о проблемах страны через проблемы региона, а не наоборот.

- Областная власть во главе с губернатором Владимиром Платовым давила работающие предприятия непомерными налогами, пытаясь залатать многочисленные дыры в областном бюджете. А дыры эти постоянно возникали из-за нецелевого использования и разворовывания бюджетных средств, отсутствия прозрачности бюджета, который составлялся на нереальных программах экономического развития области.

Будучи непосредственно заинтересоваными в нормальном течении процесса у себя в регионе, члены нашего союза разработали законопроект о прогнозировании и программах социально-экономического развития области. В результате был принят закон, содержащий в себе механизм, позволяющий иметь хорошую прогнозную основу для разработки и принятия реальных бюджетов, которые можно было бы контролировать. Кроме того, союз внес лепту в законодательное урегулирование налогообложения инвестиционной деятельности на территории Тверской области. Наши предложения позволили закону обрести механизм прямого действия, т.е. права инвестора защищены государственной гарантией Тверской области и более не зависят от чиновника.

Нами был также разработан законопроект о стимулировании малого предпринимательства в Тверской области, который стал дополнением к действующему закону о поддержке и развитии малого предпринимательства. Основные цели, которые при этом ставились, следующие:

- демонополизация и развитие конкуренции в экономике области;

- наполнение потребительского рынка местными товарами и услугами;

- создание новых рабочих мест, повышение социальных гарантий в период реструктуризации крупных производств, сопровождающейся повышением уровня безработицы;

- повышение уровня доходов граждан;

- формирование широкого слоя собственников и предпринимателей, формирование "среднего класса", что позволит обеспечить предпосылки для социальной, экономической и политической стабильности в регионе.

Эти и другие наработки союза промышленников и предпринимателей в ту пору встретили главное препятствие в лице областной власти. При ней тверская экономика, не имея устойчивого управления, получала одну пробоину за другой и с трудом держалась на плаву. Власть была закрыта от общества и топила в своих чиновничьих коридорах любую инициативу. "Спуская на тормозах" наши предложения, власть вела себя так, что ее действия были в принципе опасными для экономики области.

А все потому, что власть сама по себе стала примитивным, но очень прибыльным бизнесом. Потому-то и рванули в нее со всех сторон всякие сомнительные личности. Отсутствие законодательно прописанного контроля над властью со стороны общества, практически полная закрытость областного бюджета и государственных финансовых потоков давали им прекрасные возможности для обогащения. Они давали общественности широкие обещания, стремились выглядеть "крепкими государственниками", эффективными хозяйственниками, а на деле не были ни теми, ни другими.

Глядя на их "деяния", я невесело думал: "Ничего дельного для области от них ожидать нельзя. Но почему российские "верхи" во главе с президентом Ельциным столь безучастно взирают на происходящее? Неужели не ясно, что это дискредитирует власть не только в масштабах одной области?". Подобными мыслям были вынуждены предаваться в ту пору многие тверичи...

- И что в итоге?

- Губернатор Платов был осужден. Прошел XIII съезд Российского Союза промышленников и предпринимателей, на котором впервые были четко обозначены пути сотрудничества власти и бизнеса. И Аркадий Иванович Вольский, и Владимир Владимирович Путин оба говорили о том, что бизнес и власть обязаны и будут вместе работать на развитие России. У меня тогда, как у предпринимателя, впервые появилось чувство исторического оптимизма.

В мае 2004 года прошел Первый Тверской экономический форум. Перед его проведением желая выяснить, какую задачу участники форума видят в качестве главной для области, мы провели опрос. Большинство назвали повышение конкурентоспособности Тверской области, тверских предприятий, тверских товаров, услуг, технологий, кадров. Ведущую роль бизнеса в решении этой задачи они увидели в целенаправленной работе по таким направлениям, как внедрение инновационных технологий, создание качественных и экологически чистых продуктов, подготовка и закрепление в регионе квалифицированных кадров, внедрение корпоративных принципов управления (справедливость, ответственность, прозрачность, подотчетность, защита прав акционеров).

По сути, в нашей области до этого времени происходило не программное управление территорией, а распыление бюджетных средств и их растаскивание. Нужна была срочная инвентаризация всех областных целевых программ, анализ их эффективности и принятие грамотных управленческих решений, чтобы далее не компрометировать саму идею программного стратегического развития и не распылять средства налогоплательщиков.

Нужно было разработать программы, действительно основанные на стратегическом видении развития экономики Тверской области. Разработать механизмы, которые позволили бы не просто тратить бюджетные деньги, выделяемые на реализацию областных целевых программ, а вкладывать их в производство конкурентоспособных товаров, продукции и услуг, получать последующую прибыль и обеспечивать возврат в бюджет не только сумм, выплаченных в качестве государственной поддержки, но и отчислений от прибылей.

На форуме люди очень заинтересованно говорили о необходимости более тесного сотрудничества власти и бизнеса, о том, что перед законом должны быть все равны, что нужны умные законы, стимулирующие развитие бизнеса, и, самое главное, в центре внимания должен быть человек.

Вот почему экономические проблемы участники форума обсуждали в тесной взаимосвязи с темой нравственной миссии бизнеса, заключающейся в борьбе с бедностью, соблюдении законов, поддержке талантливых людей, сохранении исторического и культурного населения, в создании позитивного образа делового человека.

Все это нашло отражение в основополагающих документах, принятых на форуме. Был принят "Свод нравственных правил и принципов в хозяйствовании", который можно охарактеризовать как кодекс чести предпринимателя. Администрация области в лице Губернатора Дмитрия Зеленина и Тверской союз промышленников и предпринимателей взяли на себя обязательство исполнять "Свод нравственных правил и принципов в хозяйствовании", а архиепископ Тверской и Кашинский Виктор выступил в качестве свидетеля этой договоренности. Было принято "Обращение участников Тверского экономического форума к тверской общественности, к тверскому предпринимательству". Подписано Соглашение между администрацией области, Тверским союзом промышленников и предпринимателей и Тверской епархией о совместной деятельности, направленной на возрождение нравственных и духовных ценностей, формирование в обществе атмосферы гражданского мира и согласия.

У нас появился лозунг: дать сильным шанс, а слабым - защиту.

- Тверскому союзу промышленников и предпринимателей исполнилось 10 лет. Это одновременно и повод для праздника и время подведения итогов...

- Оценивая пройденный путь, я прихожу к выводу о том, что феномен экономической и политической жизнеспособности нашего союза является подтверждением того, что его создание было вызвано объективными потребностями экономического положения Тверской области.

Уверен, что благодаря Тверскому союзу промышленников и предпринимателей реформирование экономики региона проходило не столь болезненно, как могло бы произойти в случае отсутствие нашей организации.

За истекшие 10 лет реализовано много значимых проектов, направленных на обеспечение роста региональной экономики, повышение конкурентоспособности промышленности, формирование материальной базы Тверской области.

Цели ТСПП носят созидательный характер и хорошо известны обществу. Они состоят в том, чтобы решительно повернуть внимание власти (особенно законодательной) к реальному сектору экономики, к необходимости возрождения его на новейшей технологической основе в интересах повышения конкурентоспособности продукции и резкого увеличения объемов промышленного производства.

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин отметил, что работа всех членов ТСПП нацелена на рост инвестиционной привлекательности Верхневолжья, создание экономических, правовых и организационных условий для развития бизнеса в регионе, повышение благосостояния тверитян. Также Дмитрий Вадимович подчеркнул, что в своей деятельности на современном этапе ТСПП уделяет самое серьезное внимание вопросам экономической безопасности тверских предприятий, что благодаря совместным усилиям власти и бизнеса удалось создать и обеспечить успешную работу Координационного совета по экономической безопасности региона.

О роли и значении Тверского союза промышленников и предпринимательства в жизни тверского сообщества красноречиво говорят оценки нашей работы, сделанные многими другими авторитетными людьми.

Так, президент РСПП Александр Николаевич Шохин назвал Тверской союз промышленников и предпринимателей одним из самых представительных и авторитетных региональных объединений бизнеса, основной движущей силой экономического развития региона.

Председатель областного парламента Андрей Епишин отметил, что на протяжении всех 10 лет ТСПП последовательно отстаивал и отстаивает такие базовые ценности предпринимательства, как свобода, ответственность, новаторство и предприимчивость, формировал и укреплял положительный имидж тверского предпринимательства. В своем приветствии к союзу промышленников в день его десятилетия Андрей Епишин особо подчеркнул, что ТСПП тесно взаимодействует с областным парламентом по созданию условий для стабильного экономического роста Тверской области, улучшения делового и инвестиционного климата, устойчивого развития и повышения конкурентоспособности компаний и предприятий. И что очень значимо на современном этапе развития экономики - ТСПП эффективно выполняет весьма сложную и ответственную миссию по развитию корпоративного сектора на принципах публичности, саморегулирования и социальной ответственности.

Мне приятно слышать эти оценки в адрес союза. Они стимулируют наш союз к решению новых задач. И я уверен, что у ТСПП большие перспективы и большое поле деятельности.

- Спасибо за столь подробные ответы на вопросы.

- Пожалуйста.

tztver.ru
21.10.2008

Док. 600996
Перв. публик.: 21.10.08
Последн. ред.: 21.10.09
Число обращений: 0

  • Потапов Сергей Степанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``