В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Музыка из пальцев. Виктора Плешака приговорили быть композитором Назад
Музыка из пальцев. Виктора Плешака приговорили быть композитором
Однажды на вечере для блокадников артисты пели песни военных и послевоенных лет. Принимали их замечательно. Но вот вышла Нина Ургант, спела песню из "Белорусского вокзала", и аплодисменты стали похожи на гром салюта. Тогда она спела еще одну: "Ведь мы же с тобой ленинградцы, мы знаем, что значит война...". Тут началось нечто. Люди повставали со своих мест, стали обнимать Нину Николаевну, целовать. Актриса, которую чуть не задушили в объятиях, стояла очень смущенная и предложила поаплодировать создателям песни поэту Максу Дахие и композитору Виктору Плешаку.

- Виктор, а как вы стали композитором?

- В 1981 году по первой программе ЦТ прошла талантливая передача о хоре девушек МПВО (местной противовоздушной обороны. - Авт.) Ленинграда. Там впервые было рассказано, как я стал композитором, - почти античная легенда. Оказывается, мама, когда я был еще грудным ребенком, ходила со мной на репетиции этого хора и на время пения клала меня на рояль, где я, тихо улыбаясь, лежал, не издавая ни звука. И тут, вероятно, мамин хор, словно превратившись в хор древнегреческих жриц, произнес мне приговор на всю жизнь: "Будешь композитором! Ты будешь композитором!!!". До семи лет я и не подозревал об этом. А когда впервые прикоснулся к роялю, то музыка сама пошла из моих пальцев. И так до сих пор!

- В начале ХХ века был популярен тезис "искусство для искусства", затем известный советский лозунг "искусство принадлежит народу". Прокомментируйте их, пожалуйста.

- Михаил Глинка уже сказал по этому поводу: "Мне хочется, чтобы моя музыка была понятна и близка как любителям, так и знатокам". Я считаю, что это идеал того, как художник должен воспринимать свою миссию на земле.

- Могли бы вы дать определение понятию "искусство"?

- "Искусство - гигантская песнь человечества о самом себе". Это изречение я "вынес" с выставки своей давней знакомой, художника-дизайнера Инны Олевской. На великолепном блюде-картине, принадлежащем теперь Эрмитажу, я увидел эти слова и полностью подписываюсь под ними.

- Станиславский сказал, что "театр начинается с вешалки". А с чего начинается театр для вас?

- Мной написано более сорока сочинений только для музыкального театра и более пятидесяти для драматического, поэтому я отвечу, прежде всего, как театральный композитор. Театр для меня начинается с идеи. Кстати, это самое трудное. Но только идеи, конечно, мало. Нужна команда единомышленников, нужен театр, нужна площадка, где с помощью команды эта идея воплотится в жизнь. Мне повезло, что подавляющее количество моих театральных работ поставлено. И есть режиссеры, либреттисты, актеры, наконец, театры, с которыми у меня многолетняя творческая дружба. В Ленинграде-Петербурге это был Театр имени Ленсовета, где мне посчастливилось работать с одним из самых музыкальных драматических режиссеров Игорем Владимировым. Затем - Театр на Литейном, где с Яковом Хамармером мы делали только музыкальные спектакли. Театр Буфф с легендарным Исааком Штокбантом. Всегда интересно было работать с корифеем театрального Петербурга Александром Белинским.

- Сейчас много беспомощных режиссеров в оперных театрах. Без каких качеств человеку не стоит браться за оперную режиссуру?

- Без любви к опере, безукоризненного знания этого жанра, без желания раскрыть именно то, что хотел сказать композитор, что заложено в его партитуре.

- Как вы относитесь к постановкам классических опер, где меняются эпоха, социальное положение героев, мотивы их поведения?

- Правильно делают авторы мюзиклов, когда запрещают что-либо менять в мизансценах, пластике, декорациях при постановке своих сочинений. Жаль, что не существует охраны классических шедевров от посягательств всех кому не лень "удивлять" публику "новым" их прочтением. Вот и появляются спектакли, где "Онегина" играют в психбольнице, а "Кармен" - на помойке. В таких случаях очень жалко детей и всех тех, кто пришел на оперу впервые, да еще, не дай Бог, знает музыку наизусть.

- Позволили бы вы ставить подобным образом вашу оперу?

- Нет, не позволил. Я предложил бы режиссеру сочинить новое произведение, которое полностью совпадет с тем решением, которым он хотел испортить предыдущее.

- Что такое современность в искусстве?

- Современность определяется формой, свежими и новыми формами высказывания. Например, театр Някрошюса, поэзия Бродского, музыка Пендерецкого, Губайдуллиной, Гаврилина, Тищенко. А содержание искусства почти не меняется на протяжении тысячелетий. В Америке я был потрясен музеем современного искусства Гугенхейма, причем не только картинами и скульптурами, но и тем, как они показаны, то есть опять-таки формой. Но форма часто обманывает нас. ХХ век явил массу примеров того, как в погоне за новыми формами терялось содержание, а такое искусство не может выжить.

- Насколько для композитора имеет значение то, что пишут музыкальные критики?

- Я начал писать оперы благодаря критику Михаилу Бялику, который, прослушав мою сонату для флейты и фортепиано, порекомендовал мне это. Хотя в те годы у меня даже мысли подобной не возникало. Критики и критика, конечно, нужны, но мне хотелось бы, чтобы они относились к каждому творцу бережно, без грубости, а самое главное - чтобы их статьи были профессиональны.

- Что такое успех?

- Успех - необходимое условие для профессиональной работы в искусстве, он окрыляет художника. Именно благодаря успеху моих первых песен я стал профессиональным композитором еще задолго до окончания композиторского отделения Ленинградской консерватории и вступления в Союз композиторов. Но "факел" успеха надо постоянно поддерживать, доказывать, что успех был не случайным.

- Чем отличается гений от очень талантливого человека?

- Гении создавали Библию, Евангелие, народную музыку. Есть даже гении одного произведения. Но кто это должен определять? В начале XXI века было проведено много различных опросов, особенно за рубежом: "Назовите самых гениальных людей тысячелетия, всей истории человечества, ХХ века". Из России или СССР в эти списки почти никто никогда не входил. Когда опросы проводились у нас, выяснилось, что в пятерку лучших композиторов всех времен и народов попали Игорь Крутой, Раймонд Паулс, Игорь Николаев. Бетховену, Шуберту, не говоря о Бахе с Монтеверди, там делать было нечего.

- Почему сейчас нет песен, которые пела бы вся страна?

- Во-первых, страна разучилась петь. Массовое хоровое искусство осталось в далеком прошлом. Во-вторых, почти нет профессионалов, умеющих написать массовую песню. Песня должна попасть в "болевую" точку сегодняшнего дня, должна волновать, запоминаться. Обратите внимание на то, что люди поют - народные песни, русские романсы, песни 1930 - 1970-х годов в основном. Эти произведения рассчитаны на массовое пение. Песни, начиная с 1980-х годов и по наше время, за редким исключением, рассчитаны на пассивное слушание, на движение, но только не на пение! В-третьих, нет пропаганды. Ведь раньше песни выходили преимущественно из кино. А фильмы шли десятилетиями, все их смотрели по многу раз. Программ радио- и телевидения было две, от силы три, а сейчас - сотни. Даже если и прозвучит хорошая песня, услышать ее снова можно не скоро.

- Как родилась песня "Ведь мы же с тобой ленинградцы...", одна из лучших песен о войне?

- Эта песня не могла не появиться. Ведь все мое детство я слышал рассказы мамы о блокаде, а рассказчица она была яркая, поэтому я воспринимал блокаду как часть собственной жизни. Макс Дахие по неоднократной просьбе хористок МПВО написал стихотворение "Ленинградки". Я пришел в хор показать эту песню и предупредил, чтобы не плакали, но и сам разревелся - словно перенесся в те годы. Нина Ургант спела ее в своих концертах более 4000 раз! Знаменитый кинодокументалист Ефим Учитель попросил нас с Максом написать для своего фильма "Мы из блокады" новый текст "Ведь мы же с тобой ленинградцы". Новые слова потребовали при неизменной мелодии другого ритма, другого размера. Из медленного вальса песня превратилась в медленный марш. Интересно, что песню, а ей без малого 25 лет, народ принял в двух вариантах. Патриарх ленинградской эстрады Герман Орлов великолепно исполняет ее до сих пор. Поют эту песню и детские коллективы. В Москве к 60-летию полного снятия блокады вышел диск, куда была включена эта песня. Авторы не указаны, просто написано: "Песня блокадных лет "Ведь мы же с тобой ленинградцы""...

- А кем-нибудь другим вы бы хотели стать?

- В детстве был небольшой период, когда я во что бы то ни стало хотел стать клоуном. Моим кумиром был Борис Вяткин со своей собакой Манюней. Пришлось маме вести меня в цирк и встречаться с главным режиссером Венециановым, который с пониманием отнесся к моему желанию, но терпеливо объяснил, что клоун - профессия уникальная, надо много уметь, а учиться этому можно только в Москве в цирковом училище, куда таких маленьких не принимают. И мы с мамой вместо циркового в Москве отправились в хоровое училище в Ленинграде, которое я и окончил. Когда мне было лет десять, я пристрастился к чтению и захотел стать писателем. А в юности, руководя женским хором в институте гематологии и начитавшись "Этюдов оптимизма" Мечникова, решил стать биологом, причем не просто биологом, а ученым, открывшим тайну бессмертия. Но, видно, пророчество маминых подруг действовало сильнее, так что ни клоуном, ни писателем, ни ученым я не стал. Но музыку для цирка и особенно для клоунов пишу, с писателями, драматургами, поэтами дружу, а разгадку бессмертия - жду!

05/05/2004
www.mk-piter.ru

Док. 601738
Перв. публик.: 05.05.04
Последн. ред.: 23.10.09
Число обращений: 0

  • Плешак Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``