В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Я постоянно меняю что-то в своих балетах, поскольку я еще жив` Назад
`Я постоянно меняю что-то в своих балетах, поскольку я еще жив`
Сегодня премьерой трех балетов Уильяма Форсайта в Мариинском театре открывается IV Международный фестиваль балета "Мариинский" с участием ведущих звезд классического танца из России, США и Италии. На последнем этапе подготовки премьеры, над которой два месяца работали его ассистенты, в Петербург прибыл сам легендарный руководитель Франкфуртского балета Уильям Форсайт. Перед спектаклем с ним побеседовала Мария Ратанова.

- У вас большой опыт работы с академическими балетными театрами. Каковы ваши впечатления от работы с труппой Мариинского театра?

- Мариинские танцовщики великолепны. Я хотел бы вернуться снова как-нибудь в Россию, чтобы продолжить с ними сотрудничество. Для меня большая честь ставить в Петербурге.

- Почему Вы решили возобновить здесь именно эти три балета?

- Потому что это балеты, базирующиеся на классической лексике, хотя и очень сильно отступающие от правил, к которым привыкли в Мариинском. Второй балет в программе, "The Vertiginous Thrill of Exactitude" ("Головокружительное упоение точностью"), вообще является определенной данью традиционному ансамблевому балету, однако поставленной в современной - скоростной и атлетичной - манере.

- Перед премьерой Ульяна Лопаткина, репетировавшая партию солистки в "In The Middle Somewhat Elevated", рассказывала, что хореография была безумно сложна для танцовщиков, которые работали на износ, и к вашему приезду силы их были буквально на пределе...

- Да, это балеты сумасшедшей сложности. Особенно для этой труппы. Здесь работают совершенно другие мышцы, чем в классике. Иной тип движения, чем в классическом балете. Моим репетиторам иногда приходилось долго объяснять артистам, как добиться правильной позы, ухватить верное движение. Но самое сложное - это скорость! Во всех трех балетах нужно двигаться на высокой скорости. Для классических танцовщиков, не привыкших к таким нагрузкам, это настоящее испытание.

- В ваших балетах хореографический ансамбль работает как единый отлаженный механизм, где мужчины и женщины одинаково брутальны. Тем не менее, допускаете ли вы различия полов в ваших балетах?

- В первом балете, "Steptext", есть отчетливые взаимоотношения между полами: здесь женщина танцует с тремя мужчинами, есть дуэты мужчина - женщина и мужчина - мужчина. И в целом движения сохраняют свою принадлежность к тому или иному полу. По крайней мере, я надеюсь, что это так выглядит! А в "The Vertiginous Thrill of Exactitude" танцует ансамбль из трех женщин и двоих мужчин, и здесь разделение между полами даже подчеркнуто костюмом: девушки танцуют в пачках.

- Широко известно, что вы часто меняете текст своих балетов, когда ставите их в новом театре, и постоянно импровизируете. Вдохновили ли Вас мариинские танцовщики на подобные импровизации с текстом? И кто кого больше замучил - вы их или они вас?

- (Хохочет.) Замечательный вопрос. Да, конечно, я постоянно меняю что-то в своих балетах, поскольку я еще жив! К тому же, я работаю с живыми людьми. Танцовщики с разным опытом и талантом вдохновляют меня на разные импровизации. Я смотрю, как они танцуют, и пытаюсь ставить применительно к их особенностям, использовать те их качества, которые могут дополнить мою хореографию. Поэтому я также позволяю солистам импровизировать в процессе репетиций. Это часть моего метода, который, конечно, требует определенной выносливости.

- Возникло ли у вас желание поставить для мариинской труппы оригинальный балет?

- Да, я хотел бы сделать с ними новый балет. Но все-таки что-то более спокойное.

- Вас часто сравнивают с Джорджем Баланчиным, называют его наследником в продолжении неоклассических традиций.

- Баланчин оказал на меня огромное влияние. Я считаю его своим главным учителем и могу сказать, что как хореограф абсолютно все воспринял от него. На все, чего я достиг в хореографии, меня полностью вдохновил Баланчин. Думаю, вы увидите это в моих балетах.

- Как вы ощущаете свой статус в современном балетном мире? Считаете ли вы себя лидером в этой сфере?

- Я считаю себя просто танцовщиком и собираюсь заниматься этим до конца моих дней. Вся моя жизнь - это танец.

- Тем не менее о вас говорят, как о человеке, совершившем революцию в современном балете. И даже у такого великого мастера, как Морис Бежар, можно разглядеть цитату из вашего знаменитого "Solo"...

- Что, правда? Я об этом не знал. Но я совершенно не против! Морис - отличный балетмейстер, пусть цитирует!

- Ваша жена Дана Касперсен - известная солистка труппы Frankfurt Ballet. А ваши дети имеют отношение к балету?

- К балету - нет. Но мой сын обожает брейк-данс.

- Не могли бы вы прокомментировать конфликт, возникший полтора года назад между вами как руководителем Frankfurt Ballet и властями Франкфурта-на-Майне? Собираетесь ли вы покинуть Франкфурт по истечении контракта в 2005 году, и если да, то куда вы переместитесь?

- Спасибо за ваш вопрос. Я хотел бы ответить на него максимально политкорректно, поэтому не буду вдаваться в подробности этой истории. Ситуация сложная и с политической, и с этической точки зрения. Сейчас я планирую создать небольшую труппу на основе моей нынешней труппы Frankfurt Ballet, которую будут финансировать различные частные и государственные фонды. Если все получится, то я надеюсь наладить постоянное партнерство с Франкфуртом, Дрезденом и Берлином. Вот три города, с которыми я собираюсь сотрудничать в ближайшем будущем. А также мы будем продолжать регулярные гастроли в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

- Отразятся ли эти изменения на количественном составе вашей труппы? Что вы будете ставить в ближайшем будущем: инсталляции в трамвайном депо, которыми вы заняты сейчас, или неоклассические балеты по типу тех, которые мы увидим на мариинской премьере?

- Тот тип балетов, которые сейчас будут показаны в Мариинском, для меня уже пройденный этап. В неоклассическом стиле я работал десять-двадцать лет назад, тогда он был для меня основным. Что касается будущего - я не могу его предвидеть!

Американец между Франкфуртом и Петербургом

Выдающийся хореограф-абстракционист Уильям Форсайт родился в 1949-м в Нью-Йорке. Учился в Joffrey Ballet School. В 1973-м стал балетмейстером Штутгартского балета, а в 1984-м - арт-директором Frankfurt Ballet. Неоклассицист Форсайт применил к балету аналитические рассуждения пионера немецкого "выразительного танца" Рудольфа Лабана и теории архитектора-деконструктивиста Даниэля Либескинда. Результатом стал уникальный стиль, прославивший Frankfurt Ballet во всем мире. Сегодня произведения этого самого популярного хореографа планеты входят в репертуар крупнейших театров, включая Парижскую Оперу и New York City Ballet.


05.03.2004

Gzt.Ru

Док. 601958
Перв. публик.: 05.03.04
Последн. ред.: 23.10.09
Число обращений: 0

  • Лопаткина Ульяна Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``