В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарух Рузиматов: В балетной раздевалке я играл в футбол Назад
Фарух Рузиматов: В балетной раздевалке я играл в футбол
Рузиматов практически не дает интервью. Поэтому о "живой легенде" русского балета не так много известно. То ходят разговоры, что верующие протестуют против балета "Распутин". То он основал собственный благотворительный фонд помощи балету. Ну и, в общем, все. Не считая трогательной истории, как десятилетний мальчик приехал в Петербург из Душанбе и стал звездой. А мало кто знает, что Фарух при этом еще играл в драматических спектаклях, причем не кого-нибудь, а Моцарта. Об этом и многом другом Фарух рассказал читателям "КП".

СПРАВКА "КП"

Фарух Садуллаевич Рузиматов родился 26 июня 1963 года в Ташкенте. Отец - Рузиматов Садилло Шакирович, педагог теоретических музыкальных дисциплин. Мать - Рузиматова Майя Амоновна, педагог по вокалу. Окончил Академию Русского балета им. Агриппины Вагановой. С 1981 года - в труппе Мариинского театра, с 1986 года - солист. Работал с American Ballet Theatre. Ему подарил несколько своих номеров великий Морис Бежар. Лауреат многих международных конкурсов. Народный артист России. Женат на Кутеповой Виктории Викторовне, артистке балета Мариинки. Дети: Станислав, Далер.


В искусстве человек случайный

- Фарух, слышали, что вы попали на отбор в балетное училище случайно?

- Совершенно случайно. Не понимаю, почему меня взяли! Никогда не думал о балете. Несмотря на то что моя мама им занималась. Так что я во всех отношениях случайный человек в балете! (Улыбается.) Но люблю это красивое искусство.

- Сколько лет вам было, когда вы начали танцевать?

- Десять.

- Легко ли родители отпустили вас в таком возрасте одного в Ленинград?

- Я думаю, что это вопрос скорее к родителям... Думаю, что легко. Несмотря на то что я единственный ребенок.

- А кем вы хотели быть до этого?

- Футболистом. Я играю всегда... Играл, по крайней мере. Первые два года занимался футболом и хоккеем в балетной раздевалке. А на третий или четвертый год наконец встретил педагога Василия Иванова. Очень ему благодарен. Он что-то показал, открыл, рассказал, и я понял, что искусство балета является прекрасным, фантастическим. Влюбился в это искусство и полюбил его на всю жизнь.

Искусство не может быть святотатством

- Сейчас вы организовали в Петербурге благотворительный фонд. Считаете, балету уже нужно помогать?

- Это фонд в поддержку музыкальных театров. По тому, что я услышал последний раз в новостях, на культуру решили опять сократить финансирование. Почему? Для меня остается дикой загадкой. Есть люди, которые хотят поднять искусство оперы, искусство музыкального театра вообще. Потому что если мы утратим это в Петербурге и в Москве, то потеряем вообще все в России. Если к культуре будут относиться таким образом, начнутся большие проблемы с общегосударственным строем! Получится то, что случилось в Греции.

В Греции искусство всегда было на первом месте. Оно стояло над государством. Когда опустилось до уровня государства - это была одна история, потом оно спустилось ниже - это было уже разложение. В принципе никто ничего не выдумывает - история повторяется.

- Балет "Распутин" вызвал целую волну протестов со стороны некоторых представителей православной общественности. Они посчитали, что спектакль наносит оскорбление церкви. Люди выходили на демонстрации, стояли перед входом на коленях с иконами...

- Личность Распутина, та, которая есть, и та, кем он являлся на самом деле, пока еще не раскрыта в полной мере. Распутин прошел очень большой путь, прежде чем достиг царской семьи. Прошел много монастырей. Это был не просто самозванец, аферист, каким его представляют многие авторы. Григорий - единственное благо, которое было у России до 1917 года. Это не просто личность, это история, это трагедия России. Дореволюционная, послереволюционная и все, что последовало за этим. Это трагедия страны, личности. И вообще трагедия.

- Вообще "Распутин" - не единственный балет, против которого церковь протестует. Знаете ли вы, что недавно какой-то батюшка запретил Волочковой выступать в Смольном соборе? Пригрозил отлучить ее от церкви. Как вы считаете, может ли балет быть святотатством?

- Никогда! Балет - это высшее проявление искусства. Высшее проявление божественной энергии. Я никогда не вступал в конфликт с церковными высказываниями. Но, мне кажется, то, что сейчас часто звучит из церковных уст по поводу танцев... На мой взгляд - это полный бред. Если вы посмотрите любой ритуал, будь то христианский, буддистский, то все это - театр.

Травить Моцарта не пробовал

- Помимо балета вы принимали участие в некоторых драматических спектаклях, даже сыграли Моцарта!

- Да, был опыт работы над пушкинскими Моцартом и Сальери у моего приятеля, замечательного актера и режиссера Виктора Терели. Почему-то ему показалось, что я могу сделать Моцарта. Убеждал его всеми силами, всеми фибрами своей души, что я, наверное, все-таки Сальери, нежели Моцарт. Он меня не убедил. Но в итоге все равно заставил сделать Моцарта. Мало кто видел этот спектакль, он всего два раза прошел в Эрмитажном театре. Что я могу сказать: наверное, для артиста балета очень сложно выступать в качестве драматического актера. На мой взгляд, я еще не созрел для этого.

- А как вы думаете, все-таки отравил Сальери Моцарта или нет?

- Ха-ха-ха! Не знаю, не пробовал.

О ЛИЧНОМ

До Дарьи Донцовой еще не созрел

- Вы работаете в одном театре с женой. Играете ли вы с ней в одних спектаклях?

- Нет.

- Не хотите?

- Пока не довелось. (Хитро улыбается.)

- У вас ведь два сынишки?

- Один маленький, один большой.

- Сколько им лет, чем занимаются?

- Маленькому три с половиной. Пока ничем не занимается, кроме хулиганства. Старшему - 19, пытается учиться на юридическом, пишет что-то, ищет себя.

- Хотели бы, чтобы дети продолжили династию?

- Я считаю, что каждый человек должен идти только по своему пути.

- Какую музыку слушаете дома, в свободное время?

- Все зависит от ситуации, от состояния. Я думаю, любой человек никогда не зацикливается на чем-то одном. При всей моей любви к Моцарту, которого я обожаю, я не буду слушать его 24 часа. Мне нужно послушать ту же Пугачеву, того же Киркорова.

- А книжными новинками интересуетесь?

- Иногда.

- Часто люди искусства в музыке и литературе предпочитают классику, отсекая все новое.

- Многоуважаемый и любимый мной Борхес, совершенно уникальный, на мой взгляд, интеллектуал, вообще очень любил детективы. У него их огромная подборка. Пушкин тоже очень любил детективы. И Достоевский. Все его рассказы - это детективы на самом деле. Так называемая криминальная хроника.

- И вы любите детективы?

- Обожаю!

- А классику? Ту же Агату Кристи.

- Классику... Да.

- То есть Донцова - не совсем то?

- Пока нет. Думаю, должен созреть для этого. Пока не созрел.

КСТАТИ

Волочкова найдет свой путь

- А вам доводилось выступать с Волочковой?

- Мы с ней танцевали когда-то давным-давно, когда она работала в Мариинке.

- И как она?

- Способная балерина, которая должна найти свою дорогу, свой путь. Может, она ищет его. Я думаю, что найдет.


Алена Каминская

08.05.2007
spb.old.kp.ru

Док. 602145
Перв. публик.: 08.05.07
Последн. ред.: 26.10.09
Число обращений: 0

  • Рузиматов Фарух Садуллаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``