В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Международный день танца (2009) Назад
Международный день танца (2009)
Ежегодно 29 апреля отмечается Международный день танца. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1982 году в память о французском балетмейстере, реформаторе и теоретике хореографического искусства Жане-Жорже Новерре. Он родился в Париже 29 апреля 1727 года. В своих знаменитых "Письмах о танце и балетах" он призывал создать действенный танец, в котором события, чувства и мысли героев раскрывались бы в пантомиме и танцевальных движениях.

Телеканал "Культура" в Международный день танца вспоминает о традициях нашей балетной школы и представляет документальный фильм "Возвращение Мариуса Петипа". В эфире - 29 апреля в 18:00.

Хореограф Наталья Воскресенская на протяжении ряда лет восстанавливает классические балетные спектакли Мариуса Петипа. С большим успехом несколько ее балетных реставраций прошли в Японии. "Что такое Петипа? Почему меня к нему так тянет?, - задается она вопросами. - Как он говорит? Что за язык у Петипа?".

Какую роль играет великий Петипа в современном балете? Хореограф Никита Долгушин считает: "Мариус Иванович Петипа для Отечества - наше все. Как Пушкин в литературе, так и Петипа в балете". Ему вторит хореограф Большого театра Алексей Ратманский: "У нас нет большего таланта, чем Петипа... В живописи есть и Леонардо, и Рафаэль, и Пикассо. А Петипа - это вершина. Поэтому мы и обращаемся к нему: сохранилось мало, но есть возможность восстановить больше". "Наверное, пришло время возвратиться к нашим корням и истокам и посмотреть, как же эти балеты воплощались в те времена, когда их ставили", - уверен его коллега Юрий Бурлака.

Творческие споры о возможности восстановления спектаклей Петипа не утихли. Возможна ли аутентичность в балете? Ведь у нас не сохранилось записей того, как были поставлены спектакли. Поэтому работа Воскресенской во многом похожа на работу археолога или архивиста: найти рукописи великого хореографа, дать толкование его рисункам и пометкам, суметь перенести их на современную сцену. Для тех, кто занят восстановлением балетов Петипа, работа - это поиск верной интонации, эмоции в известных танцевальных па. "Древние греки говорили: сохранение традиций - это не сохранение пепла, а сохранение огня. Никому не нужен сохраненный пепел. Но если огонек будет разгораться во время спектакля, тогда каждая работа Петипа будет нести заряд интереса сегодня, - считает Наталья Вознесенская. - Разговор между балетными актерами завораживающе прекрасен. А современный балет все утратил. У нас все так просто - мы делаем движения, но надо общаться, надо понимать, что мы рассказываем. Это и привело меня к идее возобновить ту смысловую систему спектакля, которая раньше выстраивалась".

В фильме "Возвращение Мариуса Петипа" использованы уникальные кадры репетиций Натальи Вознесенской, а также отрывки из мультфильма-балета Александра Ширяева "Шутка Арлекина" 1909 года, который во многом вдохновляет ее работу. В фильме также принимают участие хореографы Алексей Ратманский и Юрий Бурлака, хореограф-педагог Екатерина Максимова, хореограф Никита Долгушин.

Меджународному дню танца также будет посвящено интервью с балериной Дианой Вишневой в программе "Блокнот". Смотрите на телеканале "Культура" 27 апреля в 18:30.
Пресс-служба телеканала "Культура"


www.tvkultura.ru

29.04.2009

Док. 602269
Перв. публик.: 29.04.09
Последн. ред.: 26.10.09
Число обращений: 0

  • Долгушин Никита Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``