В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рашид Загидуллин: Театру нужны новые формы! Назад
Рашид Загидуллин: Театру нужны новые формы!
Считает режиссер татарского театра.

27 марта - Международный день театра.

Праздник артистов и театралов отмечается с 1961 года с легкой руки участников IX конгресса международного института театра. С тех пор в этот день таланты и поклонники всего мира признаются в любви театральной музе.
Корреспондент "Восточного экспресса" был первым, кто поздравил с грядущим праздником главного режиссера Татарского театра драмы и комедии им. Тинчурина Рашида ЗАГИДУЛЛИНА.
- Этот праздник, мне кажется, прежде всего нужен для того, чтобы напомнить человечеству о таком удивительном явлении, как театр. Мы ведь существуем, как броуновское движение. Те, кто не ходит на спектакли, сталкиваются с теми, кто играет в нем или любит посещать театр. Уверен, что даже самый отпетый скептик в один прекрасный день откроет нашу парадную дверь.

- Рашид, вам не кажется, что сегодня, когда мы постоянно пребываем в этом самом броуновском движении, театр, требующий вдумчивости и неспешности, выглядит каким-то неповоротливым динозавром?
- Абсолютно не согласен! Будучи в Москве, я видел спектакль Бориса Юхананова, где использованы все современные достижения, начиная с Интернета, компьютерных эффектов и заканчивая какими-то электронными машинками, которые ездили по сцене. Но игра артистов и тут была необходима. История спектакля придумана девочкой-инвалидом детства, которая общается с миром через Всемирную паутину. Все ее мысли - в текстах, она набирает их одним пальчиком. Признаюсь, вначале это действие было непонятным, я даже думал: "Ну, это правой рукой за левое ухо". А потом захватило! Театр в любом случае меняется. Если сравнивать эстетику существования актеров на сцене в 50-е годы и сегодняшнюю, согласитесь, разница существенная. В театре постоянно меняются формы. Помните, Костя Треплев из чеховской "Чайки" кричал: "Нужны новые формы, новые формы!"

- Так, может быть, "Дети Розенталя", которых ставит сейчас Большой театр, как раз из этой оперы? А на сцене Татарского театра драмы и комедии могла бы появиться подобная постановка про бомжей, выражающихся ненормативной лексикой?
- Присутствием мата на сцене уже никого не удивишь. И бомжи в качестве героев - это тоже не ново. Пожалуйста, "На дне" Горького. Я думаю, ажиотаж вокруг пьесы Сорокина на сцене Большого, скорее всего, провокация для того, чтобы снять директора этого театра. С другой стороны... Премьера пьесы Чехова на сцене этого же театра когда-то была оплевана, освистана и вообще сорвана. Понимаешь, у каждого времени должен быть свой репертуар. Что касается национального театра, то он требует особой осторожности в экспериментах. Например, частичное использование русского текста в нашем спектакле "Гайфи бабай, женись давай" поначалу было воспринято публикой очень напряженно. Но то, что спектакль идет уже 12 лет и пользуется успехом, говорит о многом. Или взять довольно символические декорации в спектакле "Угасшие звезды". Сегодня эта условность воспринимается более органично, чем в год премьеры.

- А вы не думали, каким будет национальный театр лет эдак через 50?
- Скорее всего, он пойдет по пути развития национальной идеи. Татарский театр - традиционный, а не экспериментальный. Он напрямую зависит от драматургов. Вопрос воплощения, новаторства в подаче - это уже дело режиссера. Сейчас я собираюсь ставить пьесу Назыма Хикмета "Легенда о любви". Это проверенный временем драматургический материал. Пьеса Хикмета - это поэтическая история, которая, конечно же, потребует красивой романтической музыки, балетной хореографии, яркого оформления и костюмов.

- В этом году после долгого перерыва вы вновь взяли себе курс студентов. Это означает, что вы в поиске хороших артистов или современных типажей, или есть другая причина?
- Подготовка национальных актерских кадров - это самый больной вопрос, хотя этим занимаются сегодня и университет культуры, и театральное училище. Дело в том, что мужская половина татар не идет учиться на татарские курсы, почему-то предпочитая русские отделения или вообще выбирая другие вузы. Если посмотреть на старую школу татарских артистов, то ведь это были высокие, красивые и обаятельные люди. Где они сегодня? Я иногда с большой завистью смотрю наш КВН. Например, "Четыре татарина". Ребята очень талантливые, рослые, симпатичные. Но почему они не идут к нам? Видимо, причин несколько: и мизерная зарплата актеров, и падение престижа профессии. Я не говорю, что мой курс - это решение всех проблем. Когда набираешь пацанов 15-16 лет, ты не можешь знать, что произойдет с ними через три года. А к 18 годам, как правило, у них кардинально меняется отношение ко всему происходящему. Но все равно я верю в них. И вкладываю все, что могу.


tatarica.yuldash.com

Рада ВАГИЗОВА

26.03.2005

Док. 603540
Перв. публик.: 26.03.05
Последн. ред.: 29.10.09
Число обращений: 0

  • Загидуллин Рашид Муллагалимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``