В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ощущаете ли Вы преемственность народных традиций на празднике Сабантуй?` Назад
`Ощущаете ли Вы преемственность народных традиций на празднике Сабантуй?`
"Сегодня Сабантуй превращается в бизнес, - говорит драматург Туфан Миннуллин. - Победителям скачек и борьбы дарят машины, телевизоры. А там, где большие деньги, праздника нет".

Зиля Сунгатуллина, певица, народная артистка РТ, профессор Казанской Государственной консерватории:
Я до 12 лет росла в татарской деревне - в Салаватском районе Башкортостана. Помню, как народ готовился к празднику, каждая семья давала подарки для призов - платки, яйца, отрезы на платье. Не государство субсидировало Сабантуй, а народ. Все ждали конные скачки. Для детей это большая радость была...
А теперь организаторы каждый раз придумывают что-то новое!

Раис Бухараев, профессор Казанского университета:
- Мне очень нравится Сабантуй, который проходит в деревне. У нас есть дом в Зеленодольском районе в деревне Татарский Наратлык (по-русски - Сосновка), там был колхоз "Комсомолец". Сейчас его с потрохами перекупил директор пивоваренной компании "Красный Восток" Айрат Хайруллин. Обычно Сабантуй там празднуется каждый год по очереди в трёх соседних деревнях - нынче в нашей деревне, на следующий год у соседей. Все заранее готовятся к празднику, обходят дворы, собирают подарки - носовые платки, полотенца, яйца и прочее. И вот сидишь, ждешь, когда дойдут до тебя - набьются во двор с песнями и плясками, а мы выносим подарки. Такой ритуал. А возле деревни есть роскошная поляна, на ней всё и происходит. Все по-настоящему - соревнования, скачки на конях, корэш, борьба на бревне мешками... На таких праздниках я ощущаю себя по-особенному. Я же городской житель, родился в Сибири, в городе Томске. Так вот Сабантуй объединяет, роднит людей.

Туфан Миннуллин, драматург, депутат Госсовета РТ:
- Для меня, истового татарина - натурального, деревенского - Сабантуй это не просто праздник в привычном смысле слова. Он живет во мне с моего рождения. Это не просто веселье и праздничное настроение, а нечто святое, возвращение к истокам.
Обязательно каждый год еду к себе на родину - в деревню Большое Мереткозино (по-татарски - Мэрэтхужа), что в Камско-Устьинском районе Татарстана. В эти дни там собираются земляки, приезжают из Оренбурга, Казани, Челнов. Мы встречаемся с друзьями-односельчанами, поём под гармонь. Это своего рода "жиен" земляков.
Конечно, в годы моей юности таких призов, какие сейчас раздают победителям, и в помине не было. Сегодня Сабантуй превращается в бизнес. Победителям скачек и борьбы куреш дарят машины, телевизоры. А там, где большие деньги, праздника нет. Некоторые борцы только ради этих призов и выходят на майдан. Какие-то мудрёные правила придумали, очки подсчитывают. Превратили праздник в спорт. Раньше ведь как было? Бросил один батыр другого на землю - значит, победил. И вообще, джигиты боролись и скакали на конях не ради каких-то призов, а ради славы. И веселья на городских Сабантуях в последнее время всё меньше, а вот казенщины всё больше. Раньше и пьяных на Сабантуе не было, это был трезвый праздник. А сейчас...

Рустем Кутуй, писатель:
- В последнее время я на Сабантуях не бываю. Мне больше по душе деревенские Сабантуи. В деревне к Сабантую готовились обстоятельно, заранее и подарки для победителей соревнований собирали - всё, как полагается. Помню предвкушение праздника. Мы собрались и поехали рано утром, часа в четыре. Сначала порыбачили с бреднем, рыбы поймали. А потом все собрались на майдане. Такой простор, чистое поле, окружённое белыми берёзами. И началось веселье - и борьба была, и с вёдрами на коромыслах бегали, кто быстрей, и на бревне мешками бились. Причём, сначала на майдан выходили бороться маленькие мальчишки, потом постарше, подростки, а заканчивают состязания настоящие батыры. Ощущение такое, будто маленький неокрепший ребенок на твоих глазах вырастает в мужчину... В деревне совершенно другой дух Сабантуя - настоящий праздник. Там почему-то особо и не пили. А в городе Сабантуй выливается в массовое попоище. Хорошо ещё, что не в массовое побоище. Люди приходят на праздник, как в буфет...

Рашид Загидуллин, главный режиссер Татарского театра драмы и комедии имени К.Тинчурина:
- Для артистов, Сабантуй - это рабочий день, как и все другие праздники. Есть такая поговорка, которую я услышал ещё в армии: "Для солдата выходной, как для лошади свадьба: морда в цветах, а зад в мыле".
Признаться, Сабантуй для меня не является каким-то особенным праздником. Может быть, потому что я - городской житель? Ведь Сабантуй рождался как праздник плуга, окончания полевых работ. А для меня что праздник плуга, что праздник урожая - без разницы. Праздник как праздник. Я родился в городе Губаха Пермской области. Там много татар, и Сабантуй там как празднуют? - собираются, пьянствуют. Если честно, одно название осталось: Сабантуй...


www.tatworld.ru

10.10.2003

Гузель Рафикова

Док. 603556
Перв. публик.: 10.10.03
Последн. ред.: 29.10.09
Число обращений: 0

  • Загидуллин Рашид Муллагалимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``