В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГИБДД - Это моя жизнь Назад
ГИБДД - Это моя жизнь
В эти весенние дни у начальника областного управления ГИБДД Николая Латышева сразу две "круглые" даты: 50-летний юбилей и 30 лет работы в Госавтоинспекции, двадцать из которых связаны с дорожно-патрульной службой. "Я не представляю себя без этой работы", -говорит Николай Александрович. Накануне юбилея мы встретились с Николаем Латышевым, и он, смущенный от повышенного внимания прессы (зачем, мол, о себе рассказывать, когда в личном деле все есть), вспоминал свою жизнь от детских лет до сегодняшних дней...

...Село Кубенское в 30 километрах от Вологды. Красивые места. Центральная усадьба колхоза, имеющая хорошее транспортное сообщение с областным центром, так что многие сельчане ездят на работу в город. Под Кубенским родился и рос наш прославленный земляк, Герой Советского Союза военный летчик Александр Клубов. Те места - и родина Николая Латышева.

Он воспитывался в обыкновенной крестьянской семье, где, кроме него, было еще двое сыновей. Родители работали в колхозе. "Отец был всегда авторитетом для меня, во всем поддерживал", - вспоминает Николай Александрович. Еще учась в Ку-бенской средней школе, он получил права тракториста. В работе на тракторе добился заметных успехов: например, на районном конкурсе юных трактористов, который проходил тогда в поселке Огарково, занял первое место. Окончив десятилетку, остался работать в родном колхозе, хотя ему, как спортсмену (а он активно занимался спортом в школьные годы), предлагали преподавать физкультуру в Несвойской сельской школе. Он уже тогда подумывал о том, чтобы после армии попробовать себя на службе в ГАИ. В Госавтоинспекции служили некоторые его земляки. Они и советовали: это интересная, живая работа.

В воинскую часть (а служить Николай попал в воздушно-десантные войска, в литовский город Каунас, был командиром боевой машины десанта, старшиной роты) приезжали "агитаторы" из Москвы и других городов, звали на службу в милицию. Николай отказался: хотелось домой, кроме того, он уже твердо знал, куда пойдет работать после армии.

Отставной десантник не позволил себе долго отдыхать: вскоре по возвращении в Кубен-ское направился вместе с приятелем устраиваться в ГАИ. Определили старшину Латышева в первый (городской) взвод отдельного дивизиона дорожного надзора (так тогда называлась дорожно-патрульная служба). Стал новоиспеченный сотрудник наблюдать за дорожным движением на улицах областного центра. За годы работы в ДПС довелось нести службу практически на всех основных транспортных магистралях Вологды. Так что будущего главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Вологодской области в те годы можно было увидеть на перекрестке Октябрьской - Мира, на улицах Герцена, Чернышевского, Ленинградской, на проспекте Победы и других. Работал Николай Латышев и во взводе, занимающемся сопровождением охраняемых лиц и привлекаемом для помощи коллегам в других районах Вологодчины. В общем, прошел все служебные ступеньки инспектора ДПС и поэтому знает эту работу, как говорится, до мелочей. Были и угрозы от задержанных (угрожают, как правило, пьяные водители, отстраненные от управления), и действительно "живая", но непростая и изматывающая работа на линии...

Однажды на Окружном шоссе был сбит пешеход, машина с места происшествия скрылась. Очевидцы назвали ее цвет и марку - "ВАЗ-2101". Наряды ДПС были ориентированы на поиски нарушителя. Через два часа поступила информация, что похожий по приметам автомобиль обнаружен в одном из дворов в микрорайоне ПЗ. Наряд Николая Латышева выехал туда. Определили и место жительства владельца. На звонок в дверь никто не открывал, хотя было очевидно, что в квартире находятся люди. Сотрудники ГАИ вызвали участкового инспектора, было принято решение вскрывать двери силой. Так и сделали. В помещении были два подвыпивших молодых человека и девушка... В другой раз на трассе Вологда - Новая Ладога произошло ДТП с пострадавшим. Трактор скрылся. Хорошо, что пешеход остался жив. Всю ночь инспектор Латышев с напарником потратили на его поиски, объезжая деревню за деревней. Много населенных пунктов тогда объехали, пока уже под самое утро не обнаружили в одной из деревень у поселка Кипелово то, что искали.

Рядовые, в общем-то, случаи из жизни инспекторов дорожно-патрульной службы еще раз наглядно показывают, какими непростыми и насыщенными событиями могут быть инспекторские будни.

В 1980 году Николаю Латышеву выпала первая памятная служебная командировка - в Москву. Как раз незадолго до этого ему присвоили звание младшего лейтенанта и назначили старшим инспектором ДПС. В составе сводного отряда милиционеров Вологодчины молодому офицеру предстояло на полтора месяца отправиться в столицу обеспечивать безопасность до-

рожного движения во время проведения Олимпийских игр. Зоной ответственности вологжан стал Кунцевский район, улицы, прилегающие к стадиону в Крылатском. Москва поразила огромным количеством автотранспорта. Удивляло, что для мотоциклистов там в тот период было в порядке вещей ездить без шлемов, а для водителей - сесть за руль после принятия горячительного.

Через пять лет в жизни Николая Александровича произошла еще одна памятная командировка - снова в первопрестольную, на Московский фестиваль молодежи и студентов. В этот раз он отправился уже в должности командира взвода ДПС. Именно после этой командировки старший инспектор дорожно-пат-рульной службы Латышев был награжден медалью "За отличную службу по охране общественного порядка".

...А в 1991 году в биографии Николая Латышева "появилась" Чечня, это произошло еще задолго до кровавых событий в многострадальной кавказской республике. В Вологду поступила телефонограмма: необходимо направить двух сотрудников ГАИ для оказания помощи чечен-

ским милиционерам. Указано, что командированные должны быть вооружены табельным и автоматическим оружием и обеспечены полной защитной амуницией, вплоть до касок-сфер. Николая Латышева с напарником определили в Заводской район Грозного. Любопытно, но чеченцы по внешнему виду принимали его за своего. Хотя к русским в то время относились с большой осторожностью.

Вторая поездка в Чечню случилась через девять лет, в декабре 2000 года. Это была совсем другая республика, израненная, истерзанная войной. Николай Латышев, тогда уже заместитель начальника областного управления ГИБДД, сопровождал 20 сотрудников вологодской Госавтоинспекции, убывающих в трехмесячную командировку в чеченскую столицу - город Грозный.

...В 1995 году Николай Латышев окончил юридический институт МВД РФ, был заместителем командира, командиром отдельного батальона ДПС, а когда в 1998 году его назначили заместителем начальника УГИБДД области, он стал курировать деятельность дорожно-патрульной службы, а также службы розыска и подразделения по исполнению административного законодательства. В августе 2004 года Николай Александрович был назначен начальником управления ГИБДД.

А еще на его счету участие в сопровождении официальных лиц, прибывавших на Вологод-чину с визитом. Дважды сопровождал Бориса Ельцина (один раз тот приезжал в ранге министра, другой - будучи президентом), дважды - Владимира Путина (в 2001 и 2008 годах).

Рассказывая о Н.А.Латышеве, нельзя не сказать о его семье. Примечательно, что все его близкие люди связали свои судьбы с органами внутренних дел. Супруга Марина Владимировна в прошлом - прапорщик милиции. Сын Сергей после окончания ВИПЭ служит в отделе служебно-боевой подготовки областного УВД. Дочь Анастасия учится на пятом курсе ВИПЭ по специальности "юриспруденция" и тоже собирается пойти по стопам родителей.

Кстати, то, что Марина Владимировна работала в одной системе с мужем, способствовало миру в доме. "С ее стороны всегда было понимание", - тепло отзывается Николай Александрович о своей половине...

На традиционный вопрос, стал бы он в судьбе что-то менять, если бы вернуть все назад, Николай Латышев отвечает отрицательно. И добавляет, что ни о чем не жалеет. А о планах на будущее юбиляр говорит так: "Если позволят, буду служить дальше. Служба - моя жизнь"...

Игорь МИТИН
krassever.ru

Док. 604370
Перв. публик.: 29.04.08
Последн. ред.: 02.11.09
Число обращений: 0

  • Латышев Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``