В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Соловетское песенное братство Назад
Соловетское песенное братство
"Мурманский вестник" (Мурманск) 16 августа 2008Я, кажется, засыпал под песни и просыпался - с ними. Впрочем, "засыпал" - это, пожалуй, громко сказано. Эти несколько дней нашего "соловецкого сидения" мы почти не спали - может быть, два-три часа в сутки, не больше. Работа IV международного фестиваля авторской песни "На Соловецких островах" шла напряженно с утра до позднего вечера. Режим - предельно жесткий, насыщенный. До обеда работа в творческих мастерских, затем - знакомство с монастырем, экскурсии, после ужина - концерт мастеров, после которого, уже за полночь - свободный микрофон, где мог выступить каждый. А потом - песни у костра, общение, разговоры - о литературе, о песнях, о жизни.

ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ

Фестиваль проводят на Соловках с 2005 года, задумали его администрация музея-заповедника и муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" совместно с знаменитыми питерскими бардами из клуба песни "Восток".

"А у дельфина взрезано брюхо винтом..." - знаменитую эту запись (телевизионную!) человека, которого в России сегодня знают все, помню с детства. Высоцкий там молодой еще совсем, резкий, взрывной. А за спиной - логотип того самого клуба "Восток", одного из главных организаторов фестиваля "На Соловецких островах". Люди, что создали фестиваль, были тогда с Высоцким - в том числе нынешний председатель жюри этого бардовского форума Валентин Вихорев. Широко известна фотография, на которой Высоцкий и Вихорев на том концерте, состоявшемся в январе 1967 года, вместе на сцене клуба.

Что говорить, Валентин Иванович - в мире авторской песни - фигура безусловная, признанный классик. Представитель очень мощной плеяды питерских бардов: Александр Городницкий, Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Борис Полоскин. Показательно, что они и человечески всегда были рядом - кроме того, что делали общее дело, дружили, общались постоянно не только на фестивалях и концертах, но и на питерских и московских кухнях. Ох уж эти кухонные споры-разговоры! Ну и песни, конечно...

У Вихорева много хороших песен, в том числе и те, что на слуху - это и "Август", и "Я бы сказал тебе много хорошего...". Особенно по душе мне его "Выра". Замечательные стихи о путнике, имя которого автор не называет, но этого и не требуется:

На картах выпала дорога
И даме "пик" любовь на век...
Еще не скоро Вам, ей Богу,
Упасть лицом в январский снег!..

И вот по вашей подорожной
Скрип гусиного пера.
Что ж, все готово, ехать можно,
Кибитка подана, пора!

Некоторые из тех, ставших почти народными, песен, Валентин Иванович исполнил на открытии фестиваля. Здесь выступали мэтры: казанец Валерий Боков, питерцы Борис Полоскин, Александр Копосов, Виктор Федоров. Особенно порадовал Сергей Ильин - виртуозным исполнением, владением гитарой - порой казалось, что звучит несколько инструментом, таким объемным, глубоким было звучание. Бурю аплодисментов сорвал Александр Тимофеев - Александру Георгиевичу хоть и за шестьдесят, а драйва и напора, мальчишества такого безоглядного, не показного, искреннего - поболе, чем у иных двадцати- тридцатилетних...

Нежданно-негаданно на открытии фестиваля очутился министр образования и науки России Андрей Фурсенко. И, на удивление, совсем уж инородным телом здесь не выглядел. Наблюдать высокого гостя, что называется, в "светском платье" - без галстука, прочей кабинетной униформы, в джинсах и свитере, было и неожиданно, и интересно. Андрей Петрович оказался на Соловках как частное лицо, говорил он тепло, почти по-домашнему:

- Мне очень повезло, что я побывал на Соловках, и вдвойне повезло, что попал на фестиваль авторской песни. Надеюсь, про ЕГЭ спрашивать не будете?

Про ЕГЭ не спрашивали. Интересных тем хватило и без этого. Оказалось, к слову, что министр и один из основателей и организаторов фестиваля - Алла Левитан - знают друг друга уже более тридцати лет, еще в студенчестве вместе в бадминтон играли...

- Мое поколение воспитано на бардовской песне, - отметил Фурсенко. - У нас сейчас много разговоров о духовно-нравственном воспитании, но дела гораздо важнее споров, и то, что вы делаете, - важно. Здорово, что здесь звучат хорошие песни, сейчас молодежи это нужно.

КОФЕ НА КОСТРЕ

Все фестивальные дни (кто-то - пять, кто-то шесть, а я вот - четыре) участники жили в палатках, понятное дело, чуть в стороне, на почтительном расстоянии от монастыря. Настоящая лесная жизнь. И никакой тебе цивилизации. Стричься-бриться-умываться приходилось в ручье, пищу готовить - на костре. Удобства, само собой, как и вся жизнь, на улице. Поначалу почти беспрестанно лил дождь - меленький такой, занудный (прямо, как в известной песне Валентина Вихорева, своего рода гимне фестиваля: "На Соловецких островах дожди, дожди..."). Впрочем, не так уж он нам и докучал. Когда песни звучат, разговор течет по одному ему известным тропкам - от споров о войне в Осетии до обсуждения составных рифм у Юлия Кима, до дождя ли?!

...Утром, после короткого сна, умываюсь в ручье. Вода - студеная, чистая, остатки смывает начисто. А у костра уже горячий чай, кашевары готовят завтрак. И тут же, словно привет из прежней, досоловецкой, жизни - кофе, сваренный тут же, на костре, североморцем Сергеем Совпелем. Кофе на костре - это, я вам доложу, вещь! Сережа варит его мастерски, в двух турочках, специально прихваченных для этого из дома. Пьешь не торопясь, горько-сладкий, любимый напиток, и так тебе хорошо, словно домой вернулся...

Тут необходимо сказать, что Сергей Совпель - известный в нашем крае автор-исполнитель, стал вдохновителем и организатором первого выезда североморского клуба авторской песни "Ваенга" на подобный фестиваль. Делегация, надо признать, получилась солидная - одиннадцать человек. И я сам, как и еще один поэт-мурманчанин Александр Абрамов, очутился на фестивале именно благодаря "Ваенге", по приглашению клуба, который оплатил и проезд, и проживание всех своих участников.

- Поездка удалась в полной мере! - признается Сергей. - Дух фестиваля замечательный. Он заряжает необыкновенной, духовной энергией. Святое место - Соловки - создает на фестивале особую атмосферу. Это в первую очередь касается общения с нашими коллегами, авторами-исполнителями и поэтами из других городов. Кроме того, мы здесь можем познакомиться с историей Соловецкого монастыря. Это также придавало особый смысл, особое звучание нашему пребыванию здесь.

В целом, надо признать, и "Ваенга", и мурманские участники фестиваля не подкачали. Сам Сергей Совпель стал дипломантом форума среди авторов-исполнителей. А мне - так уж получилось - довелось победить в конкурсе поэтов. Интересно, что в конкурсном концерте из 48 участников 10 представляли наш край - Североморск и Мурманск.

- Буду людей вспоминать, с которыми тут увиделся, - признается Сергей. - Это и встречи со старыми друзьями из других городов - Сергей Терещенков из Смоленска, Любовь Сердечная из Питера, в том числе и те, что работают в жюри - давний мой товарищ Виктор Федоров, и Валентин Иванович Вихорев, и Владимир Иванович Шемшученко из Санкт-Петербурга. Тут же и наши друзья - мурманчане: ребята из клуба "Пять Углов" и клуба "Гравицапа". Опять же, с земляками-белорусами (Сергей родом из Гомеля - Д. К.) здесь повстречался. Я имел очень приблизительное представление о положении бардовской песни в Белоруссии. Теперь уже что-то могу говорить...

Уже по тому, что сказал Сергей, можно понять, что география участников фестиваля впечатляла. Конечно, широко были представлены Русский Север - Архангельск, Мурманск, Череповец, вплоть до Ямала, и Центр - Москва и Питер, Ярославль, Орел. Барды из Уфы, Одессы и Харькова, Минска и Молодечно. Всего около ста конкурсантов.

Белорусы стали нашими соседями по палаточному городку, так что наобщались мы с братьями-славянами вдоволь.

ИНКВИЗИТОР И ЦЕПНОЙ ПЁС

Руководителя поэтического мастер-класса фестиваля питерца Владимира Шемшученко другие члены жюри называли "главным инквизитором" по части текстов. Так что в лице Владимира Ивановича я нашел родственную душу - уж очень часто тексты песен современных бардов поэтически неаккуратны, не точны по мысли и слову, иногда просто беспомощны.

Эти несколько дней ежедневного общения с Шемшученко были в радость. Он - прекрасный русский поэт, редактор журнала "Всерусский собор", в построчном анализе стихов порой суров и даже жесток, но в жизни - человек замечательный, умный и внимательный собеседник. А насчет строгости в первый день в мастерской авторов-исполнителей, как показалось, Владимир Иванович был даже излишне мягок, щадил конкурсантов. Сказал ему об этом, он согласился:

- Пожалуй. Но я потом к череповчанам пошел, вот там разговор иным получился. Ох, и дал я им!

Саша Сушков - поэт из Череповца, чуть позже, тяжело вздохнув, подтвердил слова мэтра:

- Да, тяжко нам пришлось... Раздал всем сестра по серьгам. Но мы не в обиде - все справедливо.

Действительно, надо отдать должное Шемшученко, слово он чувствует, как никто, замечания его всегда точны и конструктивны.

- Что для вас этот фестиваль? - интересуюсь у главного соловецкого "инквизитора".

- Я работаю на фестивале с момента его основания. Мы считаем, и в этом нас поддерживает священноначалие монастыря, и руководство музея-заповедника, что фестиваль нужен и для церкви, и для светских властей острова. Среди участников представлена едва ли не вся Россия, и каждый увозит отсюда частичку души всех тех, кто тут присутствует. Главное, мы здесь снова чувствуем себя народом, объединенным одной идеей, живущим под одним небом, учимся терпеливо слушать друг друга. Не только слушать, но и слышать! Сочувствовать чужому горю, радоваться чужим радостям... - Если оглянуться назад, что отличает нынешний фестиваль от прежних?

- Сформировалось ядро авторов песен. В этом году мы выделили поэзию, как первооснову жанра, в отдельную номинацию, и будем стараться, чтобы она звучала во весь голос. Исполнение - дело второе. Надо, чтобы было, что петь.

- А открытия для вас были на этом фестивале?

Шемшученко ответил с мягкой, чуть ироничной, улыбкой:

- Я очень порадовался вашему появлению на этом фестивале, что и будет занесено в протокол...

Вместе посмеялись, как хорошей шутке. Но про протокол, как оказалось, мэтр не шутил. Я это понял на конкурсном концерте, когда пришлось и диплом лауреата, и подарки принять...

- Сюда приехало много людей, которые привезли свои песни, часто не совершенные и в плане исполнения, и качества текста, - продолжил отвечать на вопрос Шемшученко. - Мы стремимся воспитать в них трепетное отношение к русскому языку. Другого материала для создания песен у нас нет. И за чистоту родного языка мы будем стоять насмерть. Я себя называю цепным псом русской литературы на последнем рубеже обороны русского языка.

РАДУГИ НАД БЕЛЫМ МОРЕМ

Все когда-нибудь кончается - и дождь, и ночные сиденья у костра, и фестиваль. Мы с мурманским поэтом и художником Александром Даниловским уехали за день до его официального окончания, напоследок поучаствовав в конкурсном концерте, более того даже открывали это большое эстрадное действо, проходившее в соловецком клубе.

Незадолго до его начала о нынешнем фестивале, его особенностях, мне рассказал председатель жюри Валентин Вихорев.

- Важное отличие нынешнего фестиваля от предыдущих - творческие мастерские, - считает Валентин Иванович. - Раньше были просто прослушивания, на которых участник исполнял одну-две песни, его оценивало жюри на уровне "проходишь - не проходишь", не объясняя, что хорошо в его текстах и исполнении, а что - плохо. В этом году мы упор сделали именно на работу творческих мастерских в разных номинациях. Главная - авторская, где человек сам представляет песню на свои стихи и музыку. Там мы прослушали около сорока авторов.

- И как впечатление?

- Самое неприятное для меня объявлять, кто первый, кто второй, а кто третий, - отвечает Вихорев после некоторой паузы. - Это совсем не имеет отношения к авторской песне. Думаю, мы в следующем году отменил конкурс, как таковой. Не будет ни дипломантов, ни лауреатов. У тех, кого мы прослушали, очень серьезные недочеты и по стихам, и по музыке, и по исполнению. А все-таки быть лауреатом означает показать что-то безукоризненное. Это обязывает. Мы сейчас хотим максимально поднять планку, уровень фестиваля. Пусть год-два не будет лауреатов в какой-то номинации. Но у людей будет стимул к развитию. А так - он получил бумажку о лауреатстве и считает, что уже достиг подлинных высот. Вот и сложилась у нас целая компания ремесленников средней руки, что ездят с фестиваля на фестиваль и этим живут. Приторговывают книжечками и дисками, где-то выступают. На жизнь хватает! Но уровень, на котором все это выполнено, подчас очень средний. А совершенствоваться, расти они не желают... Он получил диплом и двери открыты - во всех городах. А роста нет. Уже и не говорю о духовной составляющей нашего жанра, культуре языка. Она сведена к нулю: сленг, блатной репертуар стали нормой. Больше всего их беспокоит спрос. Получается, не автор воспитывает аудиторию, а он идет за ней, потворствует ее вкусам. Толпа их сломала, заставила не творить, а зарабатывать! Наш фестиваль - другой. И с этих позиций не сойдет.

13 августа - в день траура по погибшим в Южной Осетии - все концерты и выступления в день траура, в том числе и гала-концерт, были отменены. Днем участники фестиваля собрались на траурный митинг. Барды почтили память погибших минутой молчания. Были приспущены флаги, на них повязали траурные ленты.

Как и обещал Вихорев, жюри уже в этом году решило не присуждать звание лауреата в номинациях "Автор-исполнитель", "Композитор", "Исполнитель" и "Дуэт". Не выбраны лауреаты и дипломанты и в номинациях "Композитор" и "Дуэт". Среди ансамблей лучшим стал коллектив из Беломорска "Пастораль". В авторской номинации дипломантов трое - вместе с североморцем Сергеем Совпелем ими стали минчане Екатерина Варкалова и Сергей Лебедев. Если учесть, что Сергей - белорус по рождению, то весь пьедестал здесь, по сути, заняли представители братской республики. Еще один успех выпал на долю мурманчан - они стали дипломантами в номинации "Ансамбль". По словам участников, награждение прошло очень сдержанно, официально.

...Мы с Александром Даниловским этого уже не видели - уехали днем раньше. Трехчасовой переход от островов до Кеми на хорошо знакомом мурманчанам теплоходе "Василий Косяков" получился, как многое в эти дни, удивительным. Погода менялась едва ли не каждые четверть часа: то шел дождь, то вдруг выглядывало из облаков белое-белое здешнее солнышко. А потом, уже на подходе к материку, над морем повисли две радуги - одна над одной. Еще одно маленькое соловецкое чудо. Напоследок. Как приглашение вернуться...

18.08.2008
www.mbnews.ru

Док. 604650
Перв. публик.: 18.08.08
Последн. ред.: 02.11.09
Число обращений: 0

  • Вихорев Валентин Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``