В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хурматулла Утяшев: `Быть порядочным сегодня непрестижно` Назад
Хурматулла Утяшев: `Быть порядочным сегодня непрестижно`
Накануне Международного дня театра народный артист республики, заслуженный артист РФ, директор Башкирского государственного академического театра им. М. Гафури Хурматулла Утяшев рассуждает о современном искусстве, нынешних идеалах и вспоминает свою актерскую жизнь.

Зритель возвращается в театр

- Хурматулла Газзалеевич, в известном фильме один герой сказал, что "в скором времени телевидение заполонит все, не будет ни театра, ни кино". Как Вы считаете, сбылся ли его прогноз?

- Больше десяти лет назад к нам пришел технический прогресс - появились видео, а недавно и DVD. Действительно, сейчас очень много моментов, отвлекающих от театра. Телевидение на подъеме, открываются каналы на любой вкус. Но театр все-таки бессмертен. И радует, что в последние годы зритель потихонечку возвращается в театральные залы. Люди уже устали сидеть дома, закрываться. Жизнь и так тяжелая, а человеку все-таки нужно общение. Может быть, люди ходят к нам не так активно, как это было лет 20 назад.

Перед спектаклем зрители - это одна большая масса, а после уже становятся единым целым со сценой и актерами. Они думают, переживают вместе с актерами. По-моему, это самый волнующий момент. Когда заканчивается спектакль, они все равно уже чуть-чуть другие, заряжаются новыми эмоциями. И этого заряда у них хватит на день, на два, на неделю.

- А зритель изменился за последние 20 лет?

- Думаю, изменился. Театр ведь живой организм, поэтому, как и общество, он меняется. Вкусы у зрителя тоже изменяются. И, дабы идти в ногу со временем, мы в Башкирском государственном академическом театре имени Мажита Гафури каждые два года проводим анкетирование среди зрителей. Узнаем у них, что они хотели бы посмотреть, каких актеров, какой жанр интересует, удобно ли время начала спектакля и так далее. Стараемся делать наш репертуар более разнообразным. В нем есть произведения не только башкирских авторов, но и зарубежных, и российских.

- Что Вы можете сказать о современной драматургии? Есть ли талантливые драматурги, пьесы которых ставятся в вашем театре?

- Современная драматургия - это самая большая проблема. Мы два-три года назад объявляли конкурс на лучшую пьесу, на который откликнулись порядка 30 авторов. Оценивать их было очень трудно, так как люди слабо или вообще не знают канонов драматургии. Более-менее нормальных было всего 7-8 пьес. Есть, например, в Стерлитамаке драматург Владимир Жеребцов. Его пьесы ставят в других российских городах, в том числе и в Москве. На нашей сцене идет его постановка "Жизнь еще впереди", написанная по мотивам повести Урала Галиева. Не менее активно мы сотрудничаем и с Флоридом Буляковым.

- С чем же сегодня связан такой застой?

- Потому что поменялись жизненные критерии. Ведь как раньше были положительные герои? Рабочие, космонавты, военные. А сегодня, после развала СССР, многое поменялось. Сейчас театры как раз и пытаются сохранить те человеческие отношения, которые были.

А телевидение, в свою очередь, показывает совершенно другое. Мы как будто живем в разных странах. Быть образованным и порядочным человеком сегодня, мягко говоря, непрестижно. Вот театр и пытается восстановить прежние идеалы. Со сцены мы пытаемся донести до зрителя, что человечность и душа - это все-таки важнее.

"Забыть текст - не самое страшное"

- Вы помните свой первый выход на профессиональную сцену?

- Я учился тогда на четвертом курсе института искусств, это было в 1985 году. Меня пригласили сыграть белого офицера Айтугана Байтиракова в пьесе "Огненный вихрь". Помню, как репетировал достаточно долго и перед выходом очень волновался. Тогда моим партнером был народный артист России Хусаин Кудашев. Он подошел ко мне и говорит: "Сынок, успокойся! Все будет нормально. Ты сыграешь хорошо". И похлопал по плечу. Сейчас уже плохо помню, как сыграл.

- Приходилось ли играть при почти пустом зале?

- Бывало такое. Конечно, актеру приятно, когда зал заполнен. Но дело даже не в том, сколько людей сидит в зале, а насколько зрителю интересен этот спектакль. Иногда и 15 человек могут переживать за весь зал.

- Когда-нибудь забывали свой текст?

- Это с каждым случается. Но на репетициях мы ведь очень тщательно разбираем своих персонажей и саму пьесу. Так что можно выкрутиться из положения. Например, сказать другими словами, если авторский текст забыл. Это даже интересно, если почувствуешь, что твой партнер не помнит, стараешься ему как-то помочь.

- А экстремальная ситуация возникала во время спектакля?

- Как-то раз во время гастролей в городе Салавате играли в спектакле "Ночной гость" с Тансулпан Бабичевой. До начала спектакля оставалось 15 минут, прозвучал первый звонок, и вдруг помощник режиссера прибегает и говорит, что вся музыка стерта! А спектакль, как назло, музыкальный, в нем много танцев.

Кто-то из ребят вдруг говорит, что в киоске на улице продают кассету с похожей музыкой. Как оказалось, она не была такой уж похожей, но деваться было некуда. Отыграли кое-как и вздохнули с облегчением.

"Играю, чтобы не растерять форму"

- Вы недавно снялись в фильме с голливудскими знаменитостями. Тяжело ли было играть с актерами такого уровня?

- Все началось с того, что в 2005 году мы участвовали в фестивале "Лига Чингисхана" в Улан-Удэ. Его организатор, министр культуры Саха-Якутии Андрей Борисов тогда предложил мне попробовать себя в новом фильме "По велению Чингисхана".

Мне дали роль противника Чингисхана - Тайанхана, предводителя могущественного племени найманов. Это влиятельный, богатый и очень уверенный в себе человек. И тут приходит какой-то парень и хочет с ним биться. Тайанхан посылает на бой своего сына. Мол, давай, иди, разбей этого мальчишку. Но, как оказалось, эта уверенность и погубила Тайанхана.

В этом проекте были задействованы звезда Голливуда Кэрри Хироюки Тагава, известный по фильмам "Мемуары Гейши", "Перл Харбор", "Мортал Комбат", и чемпион мира по боям без правил Олег Тактаров, который, кстати, сыграл моего сына.

У меня самого киношного опыта нет, поэтому мне было интересно наблюдать за голливудским актером - как он играет, как готовится. Меня поразило то, как происходит съемка. Голливудские актеры, кстати, не умеют работать монологами и с длинными текстами.

Сейчас фильм монтируется. Создатели планируют принять с ним участие в Каннском фестивале.

- Сегодня вы занимаете руководящую должность. Скучаете по сцене?

- А я и сейчас продолжаю играть, чтобы не растерять форму. В репертуаре где-то спектаклей восемь, в которых я задействован. Конечно, на сцену тянет... Здесь все понятно, приятно, видишь результаты своего труда - аплодисменты, цветы. А руководящая работа - немного рутинная, однообразная.

- Есть ли у Вас какие-то традиции отмечать день театра?

- Нет. Все всегда проходит традиционно - мы собираемся на общем празднике, который организовывает Союз театральных деятелей. Участвуем в капустниках. Всегда бывает очень весело. Обычно возможности общаться нет, а здесь как раз выпадает такой случай.


26.03.2008
ufa.aif.ru

Док. 605364
Перв. публик.: 26.03.08
Последн. ред.: 05.11.09
Число обращений: 0

  • Утяшев Хурматулла Газзалеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``