В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Герман Орлов: `От смерти на Невском меня спасла подворотня` Назад
Герман Орлов: `От смерти на Невском меня спасла подворотня`
- Перед самой войной я служил в Театре Краснознаменного Балтийского флота в Кронштадте, - рассказывает 87-летний Герман Тимофеевич. - Служба шла хорошо, и командование в 1940 году решило направить меня на учебу в театральный институт на Моховой (он тогда назывался Ленинградский государственный институт имени Островского. - Прим. авт.). В школе я закончил, правда, всего девять классов, но отборочную комиссию это не смутило - очень понравилось, как я прочитал рассказ Чехова "Злоумышленник". Не поверите, но я и сейчас помню его до последней строчки! "Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах..." Приняли меня на курс к народному артисту РСФСР Борису Сушкевичу. Проучился год. Сдал экзамены и перешел на второй. Бежал радостный, а тут по радио выступил нарком иностранных дел Вячеслав Молотов... Началась война. Я вернулся в расположение все того же Театра Краснознаменного Балтийского флота.

- И всю войну там прослужили?

- Да. База театра находилась в Кронштадте, а когда грянули боевые действия - перебрались в Ленинград. В Дом культуры Промкооперации (сейчас это ДК им. Ленсовета. - прим. авт.). Выступали в воинских частях. Наша группа состояла из трех человек - меня, певицы Ольги Нестеровой и аккордеониста Юры Шахнова. Особой популярностью пользовалась песня "Джемс Кеннеди". Солдаты просили ее исполнить на бис (прослушать и скачать эту и другие песни военных лет можно на сайте kp.ru).

"Дочь моряка" длиною в месяц

- Приходилось выступать иногда просто в жутких условиях. Но были забавные моменты. Как-то мы приехали в командировку в Лавансаари, где базировались торпедные катера. Свободное время коротали за просмотром одного-единственного фильма "Дочь моряка". Посмотрели раз, другой, третий... Ну сколько можно! Один хохмач предложил смотреть фильм с конца к началу, потом просто стали менять части. Вот так и смотрели киношку целый месяц.

- Ранения у вас были?

- Конечно. В ноябре 1941 года, когда мы были в легендарной крепости Орешек, осколком разорвавшегося снаряда ранило в ногу. Попал в военно-морской госпиталь. Врачи достаточно быстро меня подлатали, и уже через три недели я снова был в строю.

- Был один случай, - вспоминает Герман Орлов, - который и вовсе мог закончиться для меня трагически. Шел с заданием по Невскому. И, когда добрался до пересечения с Литейным, начался артобстрел. Чудом успел юркнуть в ближайшую подворотню. Через десять минут затихло. Выглянул из-за угла - там, где я недавно проходил, лежало три трупа. Людей убило осколками разорвавшегося снаряда.

Двадцать лет, а все еще юнга

- Однажды командование обратило внимание, что война идет, а я, двадцатилетний, еще в юнгах хожу. Стали оформлять документы на присвоение звания старшего матроса, и это время мне пришлось провести в Балтийском флотском экипаже. С питанием было плохо. Спасало, что на Неве в это время стояла подводная лодка. А на ней врачом служил мой отец Тимофей Михайлович. В обязанности врача входила проба обеда. Так вот он обычно просил вестового: "Ваня! Пожалуйста, принеси мне с камбуза немного первого и второго в каюту. Пробу буду снимать". Для меня это был настоящий праздник. Но, конечно, пользовался такой "благодатью" я всего пару раз.

День Победы встретили в Таллине

- Советские войска с каждым днем все дальше и дальше устремлялись на Запад, в сторону Берлина. А мы в это время были в Таллине. В воздухе пахло победой. Если честно, то у нас уже наступил такой период расслабухи: мы считали дни, когда же нас демобилизуют и мы приступим к мирной деятельности. Наступило 9 мая 1945 года. Что творилось на улицах! Все плакали, смеялись, пели песни. Радость была невообразимая.

Кстати, нас в армии действительно не задержали. Через несколько недель пришел приказ о демобилизации, и я поехал в Ленинград. Прямиком к руководству Ленгосэстрады. Там меня увидели, узнали и без всяких слов приняли в организацию. О наших фронтовых артистических бригадах и выступлениях на передовой знали все.

КСТАТИ

Увековечил себя еще в детстве

- Будете в Кронштадте, можете заглянуть во двор между домами 37 и 39, это неподалеку от кинотеатра "Бастион", - рассказывает Герман Орлов. - Там внутри до сих пор стоит электробудка. С ней связана такая история. Встретились как-то с моим другом Славкой - это потом он уже стал Мстиславом Ивановичем Покровским. Он мне и говорит: "Идем себя увековечивать!". Он где-то раздобыл корабельной краски, и мы на этой будке написали метровыми буквами свои инициалы: М И П - Г Т О - 1936. Эта надпись цела до сих пор.

ДОСЬЕ "КП"

Герман Тимофеевич Орлов

Родился 24 ноября 1921 года в деревне Красная Долина Воронежской области. В 1934 году его семья переехала в Кронштадт. В 1939 году Герман стал юнгой Театра Краснознаменного Балтийского флота, где служил с 1941 по 1945 год. Закончил войну в звании старшего матроса. Через год стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Работал в Ленгосэстраде, руководил многими коллективами. Народный артист России. Награжден орденами и медалями Советского союза, в том числе медалью "За боевые заслуги" и орденом Отечественной войны I степени. Женат.


spb.kp.ru

08.05.2009

Игорь КАРАСЕВ

Док. 605448
Перв. публик.: 08.05.09
Последн. ред.: 05.11.09
Число обращений: 0

  • Орлов Герман Тимофеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``