В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Преодоление истины Назад
Преодоление истины
К 80-летию Леонида Зорина

Патриарху советской, российской драматургии, писателю Леониду Зорину исполнилось 80 лет. И сегодня его пьесы идут в Москве в Театре Вахтангова ("Царская охота"), Театре Ермоловой ("Перекресток"), по всей России, а проза печатается в "толстых" журналах.

Случай Зорина не имеет прецедентов. Столь раннего, активного, общественно-значимого литературного дебюта в середине прошлого века не было, а неволя, на которую обрекали было драматурга советские цензоры, абалкины всех мастей, сопоставима лишь с внутренней свободой творца ("Ты сам свой высший суд"), свободой, которая не осознанная необходимость (придумали же, уроды!), а с преодолением печальной истины "Общественного договора" Руссо: "Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах".

Судьбе угодно было подарить ему старт вундеркинда: так рано заявляют о себе юные скрипачи в Одессе. В зоринском же варианте - не Одесса, а Баку, не смычок - лира, а если проще - первый сборник стихов восьмилетнего автора и как следствие - поездка к Горькому в Москву на встречу-знакомство. На подмосковную дачу юного литератора доставили вместе с Исааком Бабелем (само собой, старик Державин нас заметил и т.д., и т.п.). Затем - нескончаемая одиссея литературных странствий. И хоть и задумывался время от времени Леонид Генрихович над конечной бесполезностью абсентеизма - сам он отдал абсентеизму дань, и еще какую:

"Я называю одиночество уединением", "Уединение мы выбираем", "Одиночество выбирает нас".

Всю свою долгую жизнь выбор был за Зориным. Обстоятельства, какими бы всесильными ни были, - отступали.

Первая же легенда Зорина исполнена нешуточного сарказма. "Гости" - так называлась пьеса молодого драматурга, сделавшая имя его знаменитым в одночасье. Так вот, "Гости" оказались незваными. Тогда. В те постыдные времена. Но они пришли - "Гости". И вопреки всем и всяким препонам, драматургия Зорина стала для талантливых, остро чувствующих время режиссеров и актеров источником вдохновения и возможностью эфемерным языком театра сказать нечто навсегда. Давно уже звучат идиомами "Варшавская мелодия", "Римская комедия", "Медная бабушка", "Покровские ворота".

Театр Зорина - это римский форум, где вымышленные, но за все эти годы ставшие нарицательными герои истину царям с улыбкой говорят, где юноши, вступая в жизнь, сознаются, что уж очень хочется им улучшить мир, а поэт Кондратий Рылеев верует, что и на поле боя против врага умереть не столь важно, сколь важно принять смерть в отечестве своем за правду, сокрытую от людей.

В театре Зорина - друзья и годы, начало и конец, коронация, карнавал, счастливые строчки Николоза Бараташвили, монологи Гоцци, диалоги Тургенева и Ницше, Екатерины и Алексея Орлова, здесь добряки, энциклопедисты, незнакомец, стресс, удивительные карьеры, целый город Покровск, населенный невиданными и бесконечно знакомыми персонажами, страстями, иллюзиями и мечтами... "Пропавший сюжет" - это тоже "сюжет" зоринский, сюжет-предостережение, сюжет-диагноз... и "Перекресток" - ремейк классической "Варшавской мелодии" - это тоже зоринский театр, с выстраданным за все прошедшие годы эпилогом: "Боюсь, что нам придется ответить за то, что мы жили в этом столетии. Мы оставляем тем, кто приходит, взбесившийся непотребный мир".

Об одном из главных событий собственной жизни Леонид Генрихович Зорин рассказывает так: "Выглядит странно, но убежденность, что с пьесами мне надо заканчивать, что надо отныне отдать себя прозе, пришла ко мне в самый неожиданный час - в тот вечер 20 апреля, когда я выходил из театра после удачи "Царской охоты"... к этому времени мною все больше овладевала идея Дома... Формула эта - в духе Платона - относится не к тому гнезду, в котором я вел келейную жизнь, я просто начинал ощущать свою работу как нечто единое. Я понял, что должен придать завершенность миру, который так долго строил".

"Зеленые тетради", "Авансцена", "Ямбическая трилогия", "Кнут", "Юпитер", "Забвение" стали несущими балками строящегося Дома. "Итак, - рассказывает Зорин, - жильцы заселяли Дом. Создание Главной Книги - достройка Дома. Вот цель жизни. И если судьба позволит мне довести ее до конца, я выполню свое Поручение".


www.ng.ru

04.11.2004

Николай Шейко - театральный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ.

Док. 605732
Перв. публик.: 04.11.04
Последн. ред.: 05.11.09
Число обращений: 0

  • Зорин Леонид Генрихович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``