В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Есть такая Родина Назад
Есть такая Родина
Двойное интервью на фоне любви к музыке и веры в Отечество

В январе сразу два известных ульяновца отметили свои юбилеи. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра русских народных инструментов областной филармонии, заслуженный деятель искусств России Евгений Федоров большим концертом отпраздновал свое 60-летие. А заслуженный артист России, фермер Николай Лямаев - 50-летие творческой деятельности.

Судьбы двух этих людей теснейшим образом переплетены. Николай Алексеевич был самым первым солистом коллектива, созданного Евгением Александровичем в 1984 году. Бок о бок они шли все 24 года. И их взгляды на искусство, жизнь, историю и культуру Отечества совпадают абсолютно. Несмотря на то, что один родился в семье военного дирижера, а другой - крестьянский сын. Для обоих Россия - родина, великая страна, которую они никогда и ни на что не променяют

В 1992 году в Бежецке проходили концерты, посвященные 100-летию создания первого оркестра русских народных инструментов Василия Андреева, восстановившего традиции инструментализма. "Что будете петь?" - поинтересовался у Лямаева столичный режиссер. "Родину", - отвечает певец. "Какую такую "Родину"?! У нас Родины нет". "А у нас есть", - парирует Николай Алексеевич. "Какие еще у вас песни в репертуаре?" - продолжает москвич. "Вниз по матушке, по Волге". - "Вот ее и пойте".

- Я рассказал о нашем разговоре Евгению Александровичу, - вспоминает Лямаев. - Я никого не боюсь: живу в лесу, фермер, ни от кого не завишу. А Евгений Александрович работает в государственной структуре. Человек подневольный. В общем, решил я не рисковать. Начинается концерт. Два оркестра сидят на площади - ульяновский и нижегородский, Евгений Александрович - за пультом. Я пою "Вниз по матушке, по Волге", затем мы переглядываемся с дирижером. Взмах палочки - и звучит "Родина". Он не побоялся! Слушатели устраивают нам овацию, а я их спрашиваю:

- Ну, что, есть у нас Родина?

- Такая - есть, - отвечают.

Родом из детства

Евгений Федоров родился на Дальнем Востоке. Первым учителем для него стал отец - дирижер военно-духового оркестра, самородок, игравший на нескольких инструментах и обучавший детей военнослужащих. После смерти отца (он был инвалидом войны) семья перебралась в Коломну, к дяде Федорова. Здесь мальчик экстерном окончил музыкальную школу, в свое время - московское областное музыкальное училище по классу баяна. Затем была учеба в Казанской консерватории. Здесь его педагогом оказался отец знаменитого российского пианиста Михаила Плетнева - Василий Павлович.

- Маленьким Миша был очень активным, любознательным, играл на гармошке, баяне, любил гонять в футбол, - вспоминает Евгений Александрович. - Позже, когда он готовился к Международному конкурсу имени Чайковского, а отец его работал уже в Коломне, он выступал на его юбилее. Я тоже приезжал, чтобы поздравить преподавателя. А несколько месяцев спустя Михаил стал лауреатом конкурса. Затем у него пошло-пошло. А потом он стал дирижером. Вдруг.

- Но ведь и вы тоже стали "вдруг" дирижером...

- Но я же учился этому профессионально. И уже в училище у меня был оркестр баянов.

Со сцены - на руках

Коленька Лямаев впервые вышел на сцену в семь лет. Это было в Тереньге, на районном конкурсе самодеятельного творчества.

- Я четыре раза "Родину" исполнял ("Вижу чудное приволье", знаете?)! - улыбается Николай Алексеевич. - Пою, а меня публика не отпускает. Наконец мой педагог вышел на сцену, взял меня на руки и унес.

Мальчик начал давать концерты, сначала в селе, затем в районе: стал постоянным участником районной агитбригады.

- А вот в область меня восемь лет не брали. Я тогда не понимал, почему. Оказалось, мне завидовали. Помню, был в восьмом классе. Школьный хор едет на концерт, все сели в машину, а меня прямо выпихнули: "Лямаев не едет!". Мне обидно. Я побежал домой, бухнулся на колени перед образом Михаила Архангела (у нас дома большая икона была) и стал молиться. Просил, чтобы все у меня в жизни получилось, чтобы весь мир объездил, чтобы концерты давал. И, видно, я так горячо молился, что Бог меня услышал. Помню, просил, чтобы я во Францию попал. Не знаю, почему. Полтора месяца с ансамблем "Волгари" мы по Франции гастролировали, открывали и закрывали международный фестиваль. И всю жизнь меня Бог вел, помогал. Много таких случаев было. Но всегда что-нибудь от профессиональной сцены уводило. Мне там атмосфера не нравилась, дрязги артистические. Я могу биться, драться. Но драться и петь одновременно - нет. А петь - я и так пою. 30-40 концертов в год у меня. И я выступал на разных, как сейчас говорят, престижных площадках.

Домой, домой!

И Федоров, и Лямаев даже на воинской службе музыку не оставляли. Первый "коротал" дни в духовом оркестре на Камчатке, а второй пел на погранзаставах Закарпатья, давал концерты в Венгрии, Польше. При этом еще и нарушителей задерживал. После армии, несмотря на уговоры поступить в Киевскую консерваторию или Высшую школу КГБ, Николай отправился в родное Федькино. А Евгений вместе с семьей вскоре перебрался к родителям жены в Ульяновск, который стал для него родным и где он чуть позже встретился с Николаем.

Ульяновск привлек молодого музыканта (супруги Федоровы устроились на работу в музучилище) активной культурной жизнью.

- В то время это был прекрасный город, можно сказать, один из лучших в Поволжье. Здесь организовали прекрасный апрельский Ленинский музыкальный фестиваль. Симфоническим оркестром руководил тогда великолепный музыкант Эдуард Серов. В Ленинском мемориале и в районах области выступали замечательные дирижеры, солисты, все народные артисты СССР. А сейчас в Мемориал кого ни попадя приглашают (Евгений Александрович очень негативно относится к "попсе".- Ред.). Я считаю, что это - неправильно. Этим просто дискредитируют высокую культуру в городе. В Ульяновске проходили конкурсы молодых баянистов Поволжья, у нас был тогда фестиваль "Ульяновск Ленину поет". Мы собирали многотысячный хор на площади. А фестивали народного творчества, когда всю область задействовали! Мы создали ансамбль баянистов из преподавателей училища, два года гастролировали. Молодые были, горели на работе...

Нельзя не согласиться с Евгением Федоровичем в том, что многое из "хорошо забытого старого" неплохо было бы возродить.

Не приходят...

До 1993 года оркестр под управлением Евгения Федорова был самодеятельным, а, получив статус профессионального, еще три года работал под "крылом" Дома народного творчества управления культуры. Лишь в 1996 году стал филармоническим коллективом. Благодаря Федорову Ульяновск познакомился с выдающимися "народниками" - певцами, инструменталистами России. Евгений Александрович всегда старался удивить публику, порадовать встречей с настоящим искусством.

- В будущем году вашему коллективу исполнится уже 25 лет. Чего не хватает оркестру?

- Нужно менять инструментарий. У наших музыкантов очень низкие зарплаты. 3 500 - это же пособие по безработице... И люди вынуждены искать вторую работу, чтобы выжить. Но главное даже не в этом. В прошлом году мы стали лауреатами конкурса "Оренбургский пуховый платок". Нас называли "открытием фестиваля". Все удивлялись, что в Ульяновске, о котором так много негатива всюду печатается, сохранили такой прекрасный коллектив. Мы, можно сказать, гордость за свой город испытали, удовлетворение. А когда вернулись домой, нас даже не поблагодарили.

Кстати, о "неприходах". Чиновники от культуры вообще довольно редкие гости на концертах оркестра. Почему, сказать не беремся.

Лямаев - от "лямки"

Николай Лямаев, как и Евгений Федоров, благодарен своим родителям за все, что они ему дали. Главное, говорит он, - заложили в нем стержень.

- Мальчишкой я мечтал о большой сцене. Но отец меня однажды спросил: "Ты, как Шаляпин, как Лемешев, как Козловский, петь сможешь?". Вон какая высокая планка была! Бернес, Утесов - для нас это не авторитеты в пении были. Артисты - да. Но голоса-то нет! А у отца всего четыре класса образования, тракторист простой. Меня воспитывали на вере и Отечестве. Возьмите ребят сегодняшних. Не хотят служить в армии. А раньше все дворяне служили. В Англии дети королевские служат. Надо возрождать гвардию - элиту. Дядя моей матери служил в гвардии, присутствовал при отречении Николая II от трона. Мать мне рассказывала. Ей тогда 8 лет было. Царь отрекся от престола, вышел к гвардейцам и каждому подарил по сундуку. А там - отрез сукна, отрез шелка, разные подарки и рулон денег. Дядя когда в село возвращался, на окраине соскочил с саней и пешком пошел. Весь в медалях, золоте. Вот что значит гвардия! Вот это меня и воспитало. Я очень люблю историю, философию, литературу, книг много читаю, рассуждаю о судьбах страны, народа. Любимые песни - периода войны 1905-1906 годов. "Варяг", "Плещут холодные войны". Старинные русские. "Ревела буря" - она царская. Там слова такие есть - "о славе думал ли тогда, за Русь святую погибая". Дух захватывает!

- И все-таки, почему, обладая таким великолепным тенором, так и не стали профессиональным певцом?

- Стал. Мне же звание "Заслуженный артист России" присвоили! Профессиональное звание. А артистом не стал... Да я, вообще, человек увлекающийся. Мне все нравится. На тракторе сено кошу, пою, смотрю - кругом красота какая! Овцами своими занимаюсь - польза одна. Ну и денег немножко. Люблю строгать, пилить. Все могу своими руками сделать. Наша фамилия Лямаевы - от "лямки". Так весь век тяну. И вроде получается.

Воспитывать элиту

Как человек, болеющий за страну, народ всей душой, знающий проблемы сельского хозяйства изнутри, Лямаев уверен:

- Не бывает убыточных отраслей сельского хозяйства. Есть неправильная организация труда, плохой менеджмент. Многие хотят побыстрее доход получить и как можно легче, ничего не затрачивая. Такого не бывает. В сельское хозяйство сначала деньги, труд вложить надо, а уж потом что-то получишь. Я когда начинал, мне отец 6 овец выделил, сейчас у меня их - сотни, а вот земли маловато. По-прежнему 9 гектаров... Я себя кормлю, жену, даю работу троим мужикам. Они у меня пить перестали! Можете так и написать: если у мужика будет работа, он не будет пить. Я часто над этим задумывался. Я ведь зоотехник по специальности - был главным зоотехником, работал в управлении сельского хозяйства. Вообще мечтал стать Героем труда. И уже все получаться стало. Как грянула перестройка. Чего перестраивать-то? Я всю жизнь работаю... Из-за рубежа сейчас закупаем мясо, зерно, молоко - глупость дремучая! Россия должна разорить весь мир, то есть наше производство. Вы что?! Просторы у нас какие, столько земли, потенциал!

Главная идея, которую Лямаев, как член Общественной палаты Ульяновской области, старается донести до своих коллег, - необходимость воспитания на Руси новой элиты.

- Когда есть достойная элита, она ведет народ, и он решает все. И элита должна основываться, знаете, на чем? На вере и совести перед Отечеством. Мне всегда за державу обидно. Богатые, они должны быть, но они - не элита. Пусть производством занимаются, бизнесом, больше пользы принесут, а не в политику лезут. Управлять страной должна элита... Элита может и среди мужиков быть.

- А вы себя можете отнести к элите?

- Я думаю, что в первую голову я - крестьянин, мужик. Во вторую... Думаю, что я - певец. Но это людям судить... Светлана Ямина


www.nargaz.ru

24.01.2008

Док. 607113
Перв. публик.: 24.01.08
Последн. ред.: 10.11.09
Число обращений: 0

  • Федоров Евгений Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``