В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В наикачаемом из миров Назад
В наикачаемом из миров
Умение говорить очень просто и внятно

1. Вы замечали, что самые удачные постановки на эту тему внешне кажутся простыми и незатейливыми? С первого разу и не заметишь, чего стоит такая простота. Старшее поколение омских театралов наверняка помнят спектакль "Любовь и голуби" по пьесе Владимира Гуркина, поставленный Геннадием Тростянецким в 1982 году. Между прочим, наш знаменитый Мухомор, ныне очень известный киноактёр Юрий Кузнецов говорит, что лучшую роль в своей жизни он сыграл в Омской драме, и это был Вася Кузякин, наивный чудик из иркутской глубинки, которому судьба преподнесла неудачный подарок в виде путёвки "на курорт органов движения".

А потом "Любовь и голуби" были сняты в кино, поставлены во множестве театров, включая "Современник", эту историю играли самые крупные мастера. Но мне, как и Юрию Кузнецову, милее и дороже всех омская постановка. Там обошлись без избыточной эксцентрики и неоправданного штукарства. Временами казалось, что будто и не было игры, будто и не было театра, хотя, конечно, Геннадий Тростянецкий, всегда фонтанирующий идеями, не мог отказать себе в самоиронии, как не мог отказать в вольном лицедействе замечательным актёрам омской труппы Елене Псарёвой, Елизавете Романенко, Всеволоду Лукьянову, Надежде Надеждиной, Александру Щёголеву, Наталье Василиади, Валентине Булатовой, Элеоноре Кремель, Юрию Музыченко, Любови Трандиной, Дмитрию Лебедеву, Юрию Ицкову ... Сколько они там напридумывали, с каким упоением играли!

...Блудный отец Вася Кузякин-Кузнецов ранним утром возвращался в покинутый дом. Как слепой, он прикасался ладонью к фонарю, к черенку лопаты, автоматически протягивал руку к сигаретам, лежащим на привычном месте, касался вязки лука, края скатерти на столе. Со сцены несло семейной идиллией, духом дома и лада, и к этому запаху тянулись все истосковавшиеся по нему - молодые и старые, звучали вперемежку с частушками попсовые песни, чтобы в конце голоса слились в одну заветную - "Степь да степь кругом". Всё это было вдохновенно придумано режиссёром совместно с художником Николаем Эповым и аранжировщиком музыки Александром Виницким.

Нам неизвестно, как впоследствии оценит свою премьерную работу Евгений Смирнов, сыгравший роль Сарафанова в спектакле "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова. Но уже сегодня ясно, что в спектакле, поставленном молодым питерским режиссёром Галиной Бызгу, удивительно совпали свежий взгляд постановщика, талант сценографа Алексея Вотякова, внушительный актёрский опыт Евгения Смирнова и молодая энергетика актёров "последнего призыва".

Душевная щедрость, трогательная незащищённость, сердечность Сарафанова - всё это замечательно сыграно Смирновым. Играя бесподобную наивность Андрея Григорьевича, Евгений Смирнов словно подшучивает над своим героем, обманывающим не столько других, сколько самого себя. В премьерных показах артист слегка "пережимал" в неадекватных проявлениях Сарафанова, что, наверное, простительно для бенефицианта.

Но до чего он хорош в сцене "ночного бдения" с новоявленным блудным сыном Володей Бусыгиным-Евгением Кочетковым! Как ловко Сарафанов, этот кларнетист-неудачник, опускает малоприятные для себя детали биографии, до чего умело привирает в мелочах, с каким вдохновением лепит романтический образ отца, "который не отказался от идеалов своей юности, не зачерствел, не покрылся плесенью, не растворился в суете". Он просто вживается в этот образ! Теряет голову, расцветает, растворяется в отцовстве!

Хорошо Володе Бусыгину, никогда отца не знавшему и выросшему на алименты, сидеть вот так по-домашнему и называть Сарафанова "папой"...

Сочиняя параллельно литературному свой собственный театральный текст, Галина Бызгу не старается во что бы то ни стало произвести впечатление, поразить броской метафорой. Другое дело, что режиссёр даёт возможность услышать живые интонации живых людей, и тогда возникает удивительный эффект подлинности, будто события развиваются импульсивно, спонтанно, сами по себе...

Однако в финале, пользуясь законным правом автора, Галина Бызгу преподносит героям Вампилова сказочный подарок. Стоит объявить Бусыгина "настоящим Сарафановым", как все герои этой незамысловатой истории под весёлую песню поднимутся наверх, к небу, переоденутся по своему желанию: кто - женихом, а кто - невестой, а на Сарафанове-старшем появится лейтенантский китель с орденами и медалями. Зазвучит мягкий тембр кларнета, выйдет из зала не очень молодая женщина в дорожном пыльнике, какие носили наши мамы, прильнёт к плечу Сарафанова, как бывает в телепередаче "Жди меня"...

Впрочем, в омской драме ещё со времён спектакля "Любовь и голуби" умели говорить на эту тему очень просто и внятно.

Анастасия ТОЛМАЧЕВА

www.sibmincult.ru

Журнал "Омск театральный", март 2008

Док. 607149
Перв. публик.: 10.03.08
Последн. ред.: 10.11.09
Число обращений: 0

  • Тростянецкий Геннадий Рафаилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``