В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Субъективно о фестивале `Лето в Тобольском кремле` Назад
Субъективно о фестивале `Лето в Тобольском кремле`
5июля состоялся третий фестиваль "Музыкальное лето в Тобольском кремле".

В условиях, когда организация праздника несовершенна, решающую роль в его оценке играет стечение обстоятельств. Несмотря на то, что пробираться на фестивальную пресс-конференцию мне пришлось полулегально, обстоятельства сложились наилучшим образом, и в моем личном графике оперный вечер в Тобольском кремле будет вписан на много лет вперед.

В пятницу я еще не знала, как добираться до Тобольска, как из него выбираться и где ночевать, так что на концерт скорее не собиралась. Но художественный руководитель Академии молодых певцов Лариса Гергиева с такой любовью и вдохновением, так просто и убедительно говорила о своих воспитанниках, что уже через несколько часов я знала, как попасть на Софийский двор Тобольского кремля вечером 5 июля.

Академия

Академия молодых певцов появилась при Мариинском театре в 1998 году по предложению маэстро Валерия Гергиева. В то время театру требовались новые силы, и Академия, собирающая лучшие голоса России и ближнего зарубежья, стала воспитывать достойных солистов для Мариинки.

Лариса Абесаловна рассказала тюменским журналистам, что обучение ведется по оригинальной программе, разработанной с учетом достижений разных оперных школ, студий, консерваторий. В Академии преподают солисты Мариинского театра, поющие на знаменитейших сценах мира, занятия ведут и иностранные исполнители, позволяющие выпускникам в совершенстве овладеть нюансами стиля итальянской или немецкой оперы. Студенты получают возможность выступать на сцене Мариинского театра, в большинстве спектаклей молодые певцы заняты наряду с мастерами.

По словам Гергиевой, ее система практически не дает сбоев - имея голос, упорство и желание, артист непременно достигнет успеха.

Каждое лето Академия проводит прослушивание молодых профессиональных певцов, из сотен кандидатов отбирают 3-5 лучших. В этом году прослушивание состоится 26 июля - Гергиева приглашала всех желающих: "Во всяком случае, вас внимательно прослушают".

Молодые певцы

На мой взгляд, программа третьего фестиваля была самой удачной - концерт составили из оперных шлягеров, знакомых буквально каждому. Люди радуются, когда слышат знакомое, это снимает напряжение, связанное с имиджем оперы как искусства элитарного, сложного и даже скучного. Меняются стили, география, настроение музыки, тембры голосов, появляются актеры разной фактуры - в таком репертуаре каждый найдет себе что-то по вкусу.

Выпускники Академии молодых певцов исполнили арии из "Волшебной флейты" и "Дона Жуана" Моцарта, "Орлеанской девы" и "Евгения Онегина" Чайковского, "Кармен" Бизе, "Снегурочки" Римского-Корсакова, "Дона Паскуале" Доницетти. Программу завершил "Соловей" Александра Алябьева.

Одним из самых ярких номеров стал дуэт графа Либенсхоффа и маркизы Мелибеи из оперы Россини "Путешествие в Реймс". Этот спектакль редко ставят, поскольку он написан для виртуозных голосов "россиниевского" типа. Но в Академии молодых певцов нашлось 16 отборных исполнителей, и "Путешествие" в постановке французского режиссера Алена Маратра четвертый сезон составляет гордость Академии.

Дуэт прозвучал в исполнении народного артиста Республики Северная Осетия-Алания, лауреата международных конкурсов Даниила Штоды и его супруги, лауреата международных конкурсов Елены Цветковой. По словам Ларисы Гергиевой, Штода - один из трех теноров в мире, которые исполняют сложную партию Либенсхоффа.

Штода пришел в Академию в 20 лет, когда она только затевалась. Сейчас ему 30, и он поет Чайковского, Россини, Моцарта, Бизе не только в Мариинке, но и в "Метрополитен" или "Ла Скала" - в залах, о которых многие певцы могут всю жизнь только мечтать.

У москвички Елены Цветковой редкое колоратурное меццо-сопрано и эффектная внешность, которая обеспечила бы ей успех не только в опере, но и в кино. В дуэте Россини голоса свиваются в ампирные гирлянды, создавая атмосферу праздника и волшебства.

В исполнении Даниила Штоды прозвучала также ария Ленского. В этот раз рядом не было знатоков, развенчивающих оперные мифы, поэтому я просто наслаждалась сильным, ярким тенором, несмотря на то, что эту арию никогда не любила. Наверное, в этом и есть чудо исполнительского мастерства - в один прекрасный день открыть тебе неслыханные глубины давно знакомых произведений.

Рассказывая о заслуженной артистке России Анне Маркаровой (меццо-сопрано), Лариса Гергиева упомянула, что на днях они с певицей вернулись с португальских гастролей, Маркарова закончила консерваторию и пела в музыкальном театре Ростова. Она исполнила хабанеру из "Кармен" и арию Иоанны из "Орлеанской девы".

Колоратурное сопрано Ларисы Юдиной известно в США и Европе. Певица из Перми - выпускница первого набора Академии, поет в Мариинском театре, за роль графини де Фольвиль в "Путешествии в Реймс" в 2006 году номинирована на "Золотую маску". Юдина недавно получила приглашение на роль в американской постановке "Ловцов жемчуга": "Наших певиц редко приглашают на эту роль", - заметила Лариса Гергиева.

Бас Илья Банник, любимец французской публики, представил каватину Алеко из оперы Рахманинова "Алеко" и арию Гремина из "Евгения Онегина" с драматическими эффектами, достойными полноценного спектакля.

Фактурный, основательный бас-баритон Эдуард Цанга исполнил арию Папагено из оперы Моцарта "Волшебная флейта" и арию Дона Базилио из "Севильского цирюльника" Россини. Заслуженный артист Республики Коми, лауреат международных конкурсов, он закончил нижегородскую консерваторию и уже девять лет в Академии, Лариса Абесаловна подчеркивает, что Цанга стал победителем восьми или девяти престижных конкурсов.

Появление Анастасии Калагиной, которую Гергиева аттестовала как молодую звезду Мариинского театра, увенчало парад странных нарядов оперных певиц. Только Елена Цветкова не вызывала сомнений в наличии вкуса, остальные дамы были одеты в невообразимые цветастые, блестящие, экстравагантного кроя платья. Калагина вышла фиолетово-зеленом наряде, простоволосая, и все недостатки ее макияжа многократно увеличили экраны по краям сцены.

Но стоило певице начать арию Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова, как неуместные претензии к ее внешности растаяли под воздействием "уникального хрустального голоса", о котором говорила руководитель Академии. Анастасия Калагина закончила консерваторию по классу скрипки и пришла в оркестр Мариинского концертмейстером, а потом вдруг запела, да так, что стала одной из самых любимых молодых актрис маэстро Гергиева.

В концерте также прозвучали увертюры к операм "Сорока-воровка" и "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини, "Кармен" Жоржа Бизе, полонез из оперы Петра Чайковского "Евгений Онегин" в исполнении 65 музыкантов симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Тугана Сохиева.

О молодом, но уже народном артисте Северной Осетии-Алании Тугане Сохиеве, обладателе приза европейской критики "Самый многообещающий молодой дирижер" Лариса Гергиева рассказала с особым теплом. По словам Гергиевой, с тех пор как Сохиев стал художественным руководителем симфонического оркестра города Тулузы, коллектив поднялся на новый исполнительский уровень. Валерий Гергиев очень ценит молодого земляка, доверяя ему премьеры.

Туган пошел по пути, не характерному для его молодых коллег. Это Гергиева предложила ему, вопреки традиции неофитов, не отстающих от маэстро, вникать в специфику оперного пения, постичь первым делом особенности дирижирования симфоническим оркестром в оперном театре.

Сохиев управлял оркестром артистично, не используя дирижерской палочки, успевая улыбаться казусам, неизбежным на открытой сцене, да еще в непогоду. Мариинский оркестр непросто заполучить, так что его участие в концерте стало отдельным подарком публике тобольского фестиваля.

Оперная стихия

Особенности фестиваля под открытым небом - не только в удивительных декорациях Софийского собора, стен и башен кремля, колокольни. Все оттенки погоды, игры стихии, да те же часы, подробно вызванивающие девять часов, не обращая внимания на симфонический оркестр, становятся элементами театрального представления.

Музыке Россини публика внимала под дождем: музыкальный аккорд на миг заглушил шорох дружно раскрытых зонтов. К Моцарту разразился уже ливень. Публика сплотилась. Пара подруг отдала один зонт незнакомцам, сидящим впереди, дама села на колени спутнику, чтобы под их зонтом уместилась соседка, мужчины крепко обняли друг друга, умещаясь в спасительной сухости - чем не музыкальное братство?!

Стихия играла и пела вместе с артистами. Бегущие облака, ветер, гуляющий в микрофонах, первые лучики, показавшиеся из туч - все это в совокупности с оперными шлягерами создавало удивительный эффект. "Опера - из тех жанров, к которым не вернешься, если в первый раз не понравилось", - говорит Лариса Гергиева. Мне показалось, та обстановка, в которой мы слушали концерт в Тобольске, создавала романтический и прекрасный образ оперы, к которой хочется возвращаться.

Жемчужина Сибири

Тобольск стремительно преображается. Исчезают с главных улиц старенькие одноэтажные дома, их место занимают заборы строек, гладкие копии резных особняков или вычурные новоделы. Вырубаются заросли, много лет окружавшие Прямской взвоз, а подъем к Красной площади вымощен такими острыми и неровными булыжниками, что и в кроссовках ногу подвернуть ничего не стоит.

Мостовые - это вообще модно, ими одевается центральная улица и раскаленное пространство вокруг фонтана с бесполезными в жару скамейками.

Тут и там появляются бронзовые скульптуры: исполинская жена декабриста, Жар-птица, Конец-горбунок, почему-то Робинзон и Пятница, тройка коней. На Красной площади стоит целая партия металлических скульптур - работы участников конкурса, организованного тобольским комитетом по туризму и фондом скульпторов России "Единение".

Тему конкурса - "Образ птицы" - художники решают по-разному. Помимо предсказуемых пернатых в галерее под открытым небом есть и "Человек ветра", похожий на робота-Икара, и яйцо из старых колес и кастрюльных крышек. Жаль, что "Яйцо птицы Феникс" Андриуса Петкуса получило по итогам конкурса лишь приз "за оригинальность концепции и поиск изобразительных средств". По мне, так эта скульптура на порядок интереснее других работ - она и глаз радует, и предлагает экологичную интересную концепцию, и обладает интерактивными свойствами. Прохожие могут покрутить огромный ключ, как бы давая завод возрождению Феникса, при этом окрестности оглашает стрекот, имитирующий сжимание пружины.

На площади не помешало бы устроить побольше закусочных, скамеек, уборных - этих стратегических объектов никогда не бывает много, особенно в достопримечательных местах, привлекающих толпы туристов. Зрителям оперного концерта повезло - для них на Красной площади собрались передвижные харчевни и сувенирные палатки. А вот туалеты закрылись на висячие замки, не успела еще публика разойтись.

Вообще, гостевая инфраструктура Тобольска слаба, даже для нынешнего потока туристов. Коллеги, прибывшие в город с утра пораньше, отговаривали меня от поездки, с ужасом сообщая, что в гостиницу не поселиться, а поезд до Тюмени - только глубокой ночью. В одном молодежном журнале недавно читала гордый, но краткий перечень тобольских гостиниц с номерами от 800 до 2000 рублей - студентам предлагали забросить рюкзаки за плечи и на выходные податься в соседний город, но не всякий студент такое себе может позволить.

Пока путешествие в Тобольск больше похоже на авантюру, потому что даже в "четырехзвездочной" гостинице тебя будут ждать несколько забавных сюрпризов вроде таблетки для фумигатора, разрезанной ради экономии надвое...

Но о физических и материальных неудобствах быстро забываешь, выйдя на одну из смотровых площадок - с видом на Нижний посад или на просторы Иртыша. Попав сюда, понимаешь, что Тобольск, несмотря на скромный образ жизни в последние сто лет, создан быть центром всеобщего внимания, жемчужиной, как ни пафосно звучит это прозвище.

09 июля, 2008 -> автор: Ирина Пермякова
www.vsluh.ru

Док. 607379
Перв. публик.: 09.07.08
Последн. ред.: 11.11.09
Число обращений: 0

  • Гергиева Лариса Абисаловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``