В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Путешествие в Реймс`: опера по канонам оперетты Назад
`Путешествие в Реймс`: опера по канонам оперетты
Постановка уникальная по многим причинам. Во-первых - "неканоничностью". Многие ценители, но отнюдь не любители классической оперы, явившиеся послушать шедевр Джоаккино Россини просто "по долгу культурного человека", уже в середине первого акта ловили себя на том, что улыбаются и разве что не подпевают артистам, как на искрометной оперетте Кальмана. Постановщик спектакля, парижанин Ален Маратра из театра "Шатле" (кстати, он номинирован на "Золотую маску" как лучший режиссер), позволил артистам в паузах между ариями и дуэтами разговаривать (притом по-русски), ползать на четвереньках (притом подолгу), играть в гольф, ходить по модельному подиуму-"языку", плясать "Танец маленьких утят" и вообще резвиться в свое удовольствие. Опереттой "Путешествие", конечно, не назовешь, но комической оперой - запросто.

Во-вторых, уникальна сценография, декорации и костюмы. Никакой традиционалистской косности и скуки. Царит легкомысленное презрение к временным и стилистическим рамкам, вроде бы заданным либретто. Луиджи Балокки, его автор, перенес действие оперы по мотивам романа Мадам де Сталь (написанного в 1807-м) в 1825 год, а художник-постановщик Пьер-Ален Бертола и художница по костюмам Мирей Дессанжи легко "накинули" еще лет сто двадцать: герои и героини одеты по моде пятидесятых годов прошлого века. Графиня де Фольвиль (за эту роль Лариса Юдина номинирована на "Маску" как лучшая актриса), практически "срисована" с Мэрилин Монро и подражает ей весьма остроумно. Героев вывозят на сцену в разной величины ящиках, а русский генерал Либенскоф выезжает на лихом, но смирном белом коне, в деникинской папахе и десантном тельнике под кителем.

Мадам Кортезе, хозяйка "Золотой лилии", поет свою первую арию, катаясь по сцене... на верхней площадке пляжной вышки, словно украденной с довильского пляжа набоковских времен. И не только катаясь. Как не рукоплескать мастерству Анастасии Беляевой - она поет, не сбиваясь с дыхания, даже спускаясь с вышки в туфлях на шпильках. Похожий подвиг совершает Коринна (Ирма Гиголашвили): на сцену она проходит по "языку", в платье, похожем на чудовищно увеличенную кремовую розетку с электрической подсветкой. И при этом, конечно, поет.

Да что там вышки и лошади. Первые минуты пьесы заставляют зрителей недоуменно замереть - свет не гаснет, оркестра не видно, рампу шумно пылесосят персонажи в современных спецовках, а по залу растерянно бродят, перекликаясь по-русски, артисты с чемоданами. И вдруг взвивается наискось пересекающее сцену полотнище французского флага, открывая зрителям оркестр. Презрев оркестровую яму и оперную униформу, музыканты восседают на сцене в белых фраках. Загораются огни, и по "языку" легко вбегает на сцену как всегда харизматичный маэстро Гергиев - все-таки в черном фраке... и черной шляпе.

Меломаны могут слегка изумиться отваге Гергиева, выдвинувшего на "Золотую маску" оперу с весьма несвязным либретто, больше подходящую для концертного, а не драматического исполнения. Причина, скорее всего, в том, что в пьесе нет "неглавных" ролей. Все задействованные в постановке певцы - питомцы Академии молодых певцов "Мариинки", которой руководит Лариса Гергиева - могут сполна проявить себя и в арии, и в дуэте, и в хоре, и с вокальной, и с драматической стороны. Скажем, дуэт Коринны и кавалера Бельфьоре (Дмитрий Воропаев) вызывает полнейший зрительский восторг: они не только хорошо поют, но и потрясающе смешно разыгрывают комическую сценку неумелого соблазнения бонвиваном искушенной светской дамы.

"Путешествие в Реймс" в концертном варианте стало событием еще на фестивале "Звезды белых ночей"-2001, и его "полноценное", драматическое воплощение - лишь логическое продолжение большой работы. "Путешествие" претендует на "Золотую маску" за лучший спектакль и, как представляется, вполне ее достойно.

19.02.2006
www.newsinfo.ru

Док. 607388
Перв. публик.: 19.02.06
Последн. ред.: 11.11.09
Число обращений: 0

  • Гергиева Лариса Абисаловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``