В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Корпоративные альянсы (+ NEW) /TelecomDaily/ Назад
Корпоративные альянсы (+ NEW) /TelecomDaily/
На что может рассчитывать альтернативный оператор, развивающийся без привлечения банковских кредитов? Перспективы такой компании рассмотрим на примере "Смарт Телекома", который только вчера объявил о закрытии очередной сделки. На своем основном рынке компания растет как за счет поглощения более мелких игроков, так и за счет новых крупных клиентов. Параллельно рассматриваются возможности по увеличению доли на рынке частных пользователей, а также выход в регионы. Те же самые вопросы решили или решают петербургский "ВестКолл", "Обит", "Северен Телеком" - в общем, все представители второго эшелона.

На свои

Генеральный директор "Смарт Телекома" Андрей Суходольский, описывая общую расстановку сил на петербургском рынке, называет лидерами корпоративного сектора компании, чья годовая выручка превышает 1 млрд руб. К ним он относит "ПетерСтар", "Совинтел", "Метроком" и с некоторой натяжкой - Orange ("Эквант"). Ко второму эшелону причисляет операторов с годовым оборотом от 300 до 800 млн руб. ("Смарт Телеком" и "ВестКолл", "ЛАНК Телеком", "Северен Телеком" и "Обит"). Существует, на его взгляд, и "третий эшелон", в котором операторы зарабатывают менее 100 млн руб. в год. Такая оценка была дана в связи с приобретением "Смарт Телекомом" контрольного пакета в ОАО "VMB-Сервис" (в 2008 годовой оборот составил 118 млн руб.). С учетом этой сделки в "Смарт Телекоме" намерены заработать в этом году как минимум 650 млн руб., что, по словам Андрея Суходольского, позволит компании рассчитывать на долю в 8-10% в корпоративном сегменте и контролировать порядка 25% городских БЦ (160 из 750).

Сумму сделки аналитики оценивают в 35-40 млн руб., за оператора "Плаза-Телеком" (БЦ "Аэроплаза", здание "Автодом Санкт-Петербург"), купленного весной этого года, по их же данным, оператор мог заплатить порядка 20 млн руб. Как сообщил Андрей Суходольский, для приобретения акций "VMB-Сервиса" использовались собственные средства и краткосрочные заимствования. Для покупки операторских компаний акционеры "Смарт Телекома" ежегодно выделяют денежный фонд, который в этом году еще не исчерпан полностью. Напомним, что помимо уже совершенных сделок, оператор ведет переговоры с еще четырьмя компаниями. По словам Суходольского, если с кем-то из операторов в 2009 году договориться не удастся, то освободившиеся средства пойдут на погашение текущего кредита за "VMB-Сервис". "Мы не имеем тех проблем, с которыми сталкиваются большие компании, зависящие от банковских кредитов. Возможно, поэтому наша компания демонстрирует устойчивый рост даже в период кризиса", - говорит Суходольский.

Рынки на вырост

Долгое время "Смарт Телеком" оставался одной из немногих операторских компаний, не стремящихся к активной диверсификации бизнес-процессов. Однако новая сделка заставила оператора заговорить и о возможной региональной экспансии, и о серьезных интересах на рынке услуг для частных лиц. У "VMB-Сервиса" есть собственные проекты в Ростове и Краснодарском крае, разрабатывавшиеся под конкретных клиентов (крупные производственные предприятия) и подразумевавшие получение лицензий. Кроме того, оператор поставлял решения для корпоративных абонентов из разных регионов России без построения сетевой инфраструктуры на местах. "Региональные вложения, сделанные с учетом потребностей определенного заказчика, представляются нам обоснованными, но здесь обязательное условие - наличие клиента", - поясняет Суходольский. Он добавляет, что к масштабной экспансии в регионах, которая означает строительство собственной сети, в его компании пока не готовы. По его мнению, к подобной экспансии следует приступать только после того, как совокупный доход Группы компаний в Петербурге превысит 1 млрд руб., что и позволит высвободить средства на региональное развитие. "И, тем не менее, мы будем продолжать ориентироваться на клиента. Схема, при которой за открытием филиала следует набор клиентов, кажется мало рентабельной. Нам близка тактика "ВестКолла", который сначала приобретает оператора с определенной абонентской базой, а потом создает филиал", - рассказал Суходольский.

На рынке для частных пользователей позиции как "VMB-Сервиса", так и "Смарт Телекома" более чем скромны. Первый имеет всего около 100 абонентов, второй - около 1 тыс. (жилые комплексы "Монблан", "Олимпийская деревня", "Аврора"). Оба используют одну и ту же схему, выступая в качестве оператора мультисервисных услуг (телефония, интернет-доступ, кабельное ТВ через агентов) в новых ЖК. Это означает, что ARPU операторов в 2-2,5 раза выше показателей ШПД-провайдеров и в среднем составляет 850-900 руб. Впрочем, "Смарт Телеком" собирается увеличить количество абонентов-частных лиц в несколько раз уже в этом году, а у "VMB-Сервиса" готовятся к коммерческому запуску услуги "Киберфон", базирующиеся на интеллектуальных сервисах. Сейчас в компании заняты разработкой продуктов, которые были бы востребованы массовом рынком. "С технической точки зрения, мы ничего нового не предлагаем, а занимаемся созданием "упаковки" для этих услуг, ищем для них правильную подачу", - заметил генеральный директор "VMB-Сервис" Сергей Емельянов. По его словам, абонент мог бы заказывать из "одного окна" полный комплекс услуг, куда войдет не только связь и контент, но и биллинг, система слежения и пр. Он отметил, что одной из причин для смены акционеров стала необходимость в дополнительной поддержке "Киберфона" - "VMB-Сервис" не смог бы самостоятельно вывести эту услугу на рынок.

К общему знаменателю

По мнению участников рынка, говорить о серьезных претензиях "Смарт Телекома" на долю рынка услуг для частных пользователей рано. "Возможно, такие планы у компании есть, но для их реализации потребуется приобретение операторов,которые на этом специализируются", - пояснили в пресс-службе компании "Метроком" (обслуживает незначительное количество клиентов -физических лиц, отдавая приоритет рынку корпоративных клиентов).

Впрочем, "Смарт Телеком", совершая сделку, в первую очередь, имел в виду усиление в корпоративном сегменте - "VMB-Сервис" доминирует в 35 БЦ Петербурга и имеет порядка 800 существенных бизнес-абонентов. В нескольких БЦ "VMB-сервис" получил приоритет благодаря тому, что некогда был одной из структур управляющей компании "VMB-Траст". Оператор "Плаза Телеком", приобретенный "Смарт Телекомом" также был создан управляющей компанией. "Тема приобретения операторов, так или иначе аффилированных с управляющими бизнес-центрами компаниями, сейчас весьма актуальна. "ВестКолл" в Москве присматривается к ряду таких операторов, и очень возможно, что в ближайшее время появятся сообщения о такой сделке в столице. Не исключаю, что вскоре эта тенденция получит развитие и у нас в Петербурге", - заметила директор петербургского филиала "ВестКолл" Виктория Тихонова.

Необходимость в такого рода сделках для расширения абонентской базы признают и в "Билайн Бизнес". Такие возможности рассматривались компанией в Петербурге, но конкретных значимых сделок не было, говорит пресс-секретарь петербургского филиала ОАО "ВымпелКом" Марианна Янкова. Все-таки "Билайн" специализируется на слияниях другого масштаба, уточняет она.

Все операторы второго эшелона в свое время определялись с выходом на новые рынки. Среди них самый успешный проект в частном сегменте - это домашняя сеть "ВестКолла", в которой на конец 2008 обслуживалось порядка 50 тыс. абонентов в Петербурге, Ленинградской области, Рязани, Волгограде. Соответственно, регионально компания представлена там же и еще в Московской области. "Северен-Телеком", напротив, отказался от собственной домашней сети "Северен-Хоум" ("Цифра"), продав ее "Сумме Телеком". Компания входит в группу "Северен" и является частью "Северен Северо-Запад". В структуре группы также выделены "Северен Центр", "Северен Урал", "Сверен Юг", "Северен Дальний Восток", "Северен Волга", "Северен Сибирь". Проект по развитию домашней сети функционирует и у "ЛАНК Телеком", причем у оператора хорошие позиции в ближайших пригородах Петербурга (во Всеволожском районе). Оператор также работает с физлицами и с корпоративными абонентами в Ярославле. Компания "Обит" не имеет собственной домашней сети, но подключает полный спектр услуг в новостройках и собирается в течение 2009 года набрать несколько тысяч квартирных абонентов - в зависимости от скорости заселения новых домов. Небольшой сенсацией стал прошлогодний выход оператора в Казахстан. В России, помимо Петербурга, "Обит" подключает бизнес-абонентов в Ленинградской области, включая города Тихвин, Выборг, Всеволожск и Гатчина.


22 октября 2009
Наталья Рыжкова
www.cellnews.ru

Док. 607739
Перв. публик.: 22.10.09
Последн. ред.: 11.11.09
Число обращений: 0

  • Тихонова Виктория Марксовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``