В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Жильцова: Эхо Москвы Назад
Светлана Жильцова: Эхо Москвы
Э.НИКОЛАЕВА - Каких только молний не мечут сегодня разгневанные зрители в адрес телевидения. Какого черта?! И хамское оно, и безграмотное. Кровь, насилие, бесконечная реклама. А ведь было время, когда всего этого не было. У нас в студии одна из самых интеллигентных ведущих советского и чуть-чуть российского ТВ, дама приятная во всех отношениях, Светлана Жильцова. Здравствуйте, Светлана Алексеевна!

С.ЖИЛЬЦОВА - Здравствуйте!

Э.НИКОЛАЕВА - Так, Ваше присутствие настраивало меня на очень... я должна была сильно собраться. И мне кажется, что-то интонационно как-то я не так все сделала и сказала наше с Вами приветствие. Будем учиться в процессе беседы.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, по-моему, все нормально.

Э.НИКОЛАЕВА - Нормально?

С.ЖИЛЬЦОВА - Столько приятных вещей мне наговорили.

Э.НИКОЛАЕВА - Вот, актриса у меня была народная, Римма Маркова. Римма я ее называла. Вот по телефону, Светлана, мы с Вами беседовали без "Алексеевны". Можно, это будет так...

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну конечно, как...

Э.НИКОЛАЕВА - Вы же тоже актриса.

С.ЖИЛЬЦОВА - Я очень долго привыкала к своему отчеству, мне было неуютно и неудобно. Потом привыкла - все равно не очень приятно, когда называют...

Э.НИКОЛАЕВА - Светочка и Светочка.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да...

Э.НИКОЛАЕВА - Все наши мамы помнят Вас, как Светочку Жильцову... Значит, Светлана, Вы искренне считаете, что работали в золотой век телевидения?

С.ЖИЛЬЦОВА - Для. Для ведущего. Это совершенно верно, потому что у нас было такое количество передач, таких разных - и по теме, и по какому-то настроению. И был прямой эфир, и, потом, видеозапись, которая вначале не монтировалась, а вот от начала до конца, вот - ты не должна была ошибаться. И я должна сказать, что когда прямой эфир, для меня было легче. Потому что я была живее, я понимала, что это прямой эфир - я могла и ошибиться, и что-то исправить, потому что, ну, вот, это все живьем, как в жизни. Когда наступила видеозапись, то вот это уже было сложнее: я знала, что я не имею права ошибаться. Вот, почему-то вот так у нас было.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну, запись же, Светлана, ведь по идее...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, вот, а не...

Э.НИКОЛАЕВА - ...же можно было бы и монтировать.

С.ЖИЛЬЦОВА - Монтировать... не было еще монтажа. Было от начала до...

Э.НИКОЛАЕВА - А, не было монтажных столов!

С.ЖИЛЬЦОВА - Вы знаете, как на КВНе было в свое время? Когда был прямой эфир - вот, он шел, там какие-то острые вещи, острые шутки говорили. И зрителям это очень нравилось. Потом появилась видеозапись, и вот эти уже шутки, как бы, надо было убрать, потому что все тщательнее присматривались к этой передаче.

Э.НИКОЛАЕВА - Цензура!

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, цензура.

Э.НИКОЛАЕВА - Начиналась цензура...

С.ЖИЛЬЦОВА - Наверху всем очень нравилось, но все-таки, вот, как бы, это не надо.

Э.НИКОЛАЕВА - Чтобы не сильно очень народ...

С.ЖИЛЬЦОВА - И Вы знаете...

Э.НИКОЛАЕВА - ...полной грудью воздух свободы набирал.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. И Вы знаете, что делали, когда был прямой эфир? Вот какая-то безумно острая шутка шла и интересная, и зритель приникал лицом и ухом к экранам телевизора. И в это время накладывали аплодисменты - звукорежиссер, когда шли вот эти вот острые разговоры, шли аплодисменты в кадр. Я сама однажды...

Э.НИКОЛАЕВА - Захлопывали!

С.ЖИЛЬЦОВА - И я думаю: "Что там, что там, что там?" - видеозапись тогда была. Ну так, немножко я...

Э.НИКОЛАЕВА - Да, Вы же помните, что на самом деле было во время эфира, когда Вы это все записывали.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да, да. А зритель совершенно, вот, не понимающий, что происходит, что там говорят, видно, что-то... "А почему аплодисменты?" В общем...

Э.НИКОЛАЕВА - Аплодируют.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, и, вот, кстати, вот, о золотом веке. Поэтому у нас были передачи живые, и в записи, потом научились монтировать. Вот, и КВН я вела вместе с Сашей. Сначала с Альбертом Аксельродом, если Вы слышали....

Э.НИКОЛАЕВА - Да, да, да.

С.ЖИЛЬЦОВА - Очень был хороший ведущий. И "Песню года", и "Будильники", и "Спокойной ночи". Было очень много передач. И все мы пробовали себя как-то в разных таких жанрах на телевидении.

Э.НИКОЛАЕВА - Т.е. телевидение еще, и чиновники телевизионные, руководство еще на вас только-только оттачивали приемы оглупления, оболванивания масс.

С.ЖИЛЬЦОВА - Вы знаете, нет, передачи...

Э.НИКОЛАЕВА - Начали с примитивных захлопывания острых шуток. Сейчас просто не разрешается ничего говорить острого.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Но, Вы знаете, в чем дело, раньше тоже не позволяли. Но информация была - уж это совершенно, вот, вещь...

Э.НИКОЛАЕВА - Прове... Выверенная.

С.ЖИЛЬЦОВА - Выверенная. И залитована была определенными, там, я не знаю, чиновниками или из каких-то органов, и не одного слова. Да и нам просто, ведущим вот таких, вроде бы лирических, как я говорю, передач, тоже не позволяли говорить даже безобидные какие-то слова - вот как, вот, написано, вот, пожалуйста, выучите.

Э.НИКОЛАЕВА - Как редактор написал.

С.ЖИЛЬЦОВА - Редактор или сценарист... кто-то там, я не знаю, авторы. Но это все читали, это все исправляли, это подписывались. "Магнитофонные папки" это называлось.

Э.НИКОЛАЕВА - Да.

С.ЖИЛЬЦОВА - Но у ведущих, во-первых, было очень много интересных передач - раз. И во-вторых, я должна сказать, не было, вот, сконцентрировано все внимание на то, что нравится публике, ну, как бы вот, культура которых все-таки оставляет желать лучшего.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну да, вот как Вы считаете, нынешнее падение культуры широких масс как-то связано с нынешним телевидением?

С.ЖИЛЬЦОВА - Я думаю, что еще прошел достаточно короткий срок, чтобы совсем оглупеть.

Э.НИКОЛАЕВА - Чтобы совсем, полностью оболванить.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, ну, можно сказать, что все впереди, потому что...

Э.НИКОЛАЕВА - Широкими темпами.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, смотреть, да, вот эти постоянные... юмор такой... Раньше-то юмор какой был - Хазанов, Жванецкий. Мало того, что они...

Э.НИКОЛАЕВА - Ну, тот же Аркадий Райкин.

С.ЖИЛЬЦОВА - Рай... Ну да, вот, да, да.

Э.НИКОЛАЕВА - Как бы такой, социальный юмор.

С.ЖИЛЬЦОВА - Он социальный, но он был умный, интересный, был глубокий.

Э.НИКОЛАЕВА - Глубокий.

С.ЖИЛЬЦОВА - А сейчас, вот так...

Э.НИКОЛАЕВА - С двойным, с тройным дном.

С.ЖИЛЬЦОВА - Когда я приехала, простите, в Японию и увидела в первый раз, - вот, у них своеобразный такой юмор - выходили на сцену два очень популярных актера... Ну, я в то время говорила, допустим, выходит наша Пугачева и Лещенко. Один бьет по голове другого какой-то там, сценарием или папкой или что-то. Второй падает, руки-ноги кверху - и все смеются. И я была так удивлена, потому что у нас не было такого глупого юмора. А сейчас у меня такое ощущение, что, вот, где-то это близко к этому.

Э.НИКОЛАЕВА - Мы уже близки к этому.

С.ЖИЛЬЦОВА - Мы близки к этому.

Э.НИКОЛАЕВА - Немножко осталось.

С.ЖИЛЬЦОВА - И какую программу не посмотришь, все, вот... уже просто, как бы, культура остается, вот... К сожалению.

Э.НИКОЛАЕВА - Светлана Алексеевна, - уже тут, видите, у меня выскочило: серьезную тему начала - а у Вас не было желания прийти к руководству какого-нибудь канала и сказать: " Дайте-ка, хоть я как-то внесу лепту, чтобы уж не совсем уж..."

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, нет, нет. Вы знаете, конечно...

Э.НИКОЛАЕВА - Вы скромны очень.

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет. Ну, я не знаю, у меня есть свое отношение ко всему - это к работе на телевидение, и к тому, какое телевидение, кто в нем принимает участие в качестве ведущих. И мое глубокое убеждение - и многие на меня обижаются - что телевидение - это для молодых. И если тебе есть что-то сказать, как, я не знаю, Радзинскому, Вульфу, Архангельскому - ну, еще, просто сейчас на ум не приходит. Вот, пожалуйста, выходи, говори, сколько бы тебе лет ни было, как бы ты и был не очень модно одет, но у тебя, вот, в голове...

Э.НИКОЛАЕВА - Что-то нести, да.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да.

Э.НИКОЛАЕВА - Сознание масс.

С.ЖИЛЬЦОВА - А так вот просто, во всех этих ток-шоу...

Э.НИКОЛАЕВА - Светлана, выглядите Вы очень хорошо.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну все равно, ну все равно, я не хочу...

Э.НИКОЛАЕВА - Вы все такая же, Вы не меняетесь абсолютно.

С.ЖИЛЬЦОВА - Вы знаете, страшно... Как, удается?

Э.НИКОЛАЕВА - Да. Вы совершенно не выглядите на свой возраст.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да ничего. Да ничего.

Э.НИКОЛАЕВА - Я посчитала.

С.ЖИЛЬЦОВА - А Вы знаете, у меня мелкие черты лица. И поэтому человек, и женщина в частности, с такими чертами лица, вроде, как бы, и...

Э.НИКОЛАЕВА - Девочка.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, девочка - нет, это...

Э.НИКОЛАЕВА - Девушка. Куколка такая.

С.ЖИЛЬЦОВА - Я называю нас, вот, наше поколение "женщины элегантного возраста".

Э.НИКОЛАЕВА - Да, да. Ну вот, Светлана Моргунова...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да.

Э.НИКОЛАЕВА - ...Ангелина Вовк и Татьяна Судец, насколько я знаю, они не оставляют телевидение своими заботами.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, ну, у них...

Э.НИКОЛАЕВА - Концерты ведут. Вы могли бы тоже.

С.ЖИЛЬЦОВА - Понимаете, в чем дело - у меня в свое время было очень много передач, и концерты я, вообще-то, не любила я, вот, вести.

Э.НИКОЛАЕВА - Да?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Потому что я любила передачи, где я принимаю просто, вот, в этой передаче...

Э.НИКОЛАЕВА - Интеллектуальное участие?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Все время в этой передаче, все время в этой работе. А концерт - это ты выходишь, объявила, там, "Народный артист Советского Союза Муслим Магомаев" и уходишь. Ну, там еще какие-то две фразы, чтобы...

Э.НИКОЛАЕВА - И пошутишь еще.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну вот, или какие-то две фразы еще дадут такие, чтобы ты была не полной совершенно, в общем, такой... безмозглой. И уходишь. И потом маешься - со сцены, долго ходишь и мучаешься, пока не...

Э.НИКОЛАЕВА - Зато потом же зарабатываешь, получаешь же денежки.

С.ЖИЛЬЦОВА - Вы знаете, я вела концерты-то вообще, но я потом стала отказываться, потому что у меня было других много у меня интересных передач. Но денежки - вот я начинала вести концерт. Вы знаете, ну, Вам, наверное, трудно представить, сколько это было. Вот 3 часа ходишь на таких каблуках...

Э.НИКОЛАЕВА - На шпильках.

С.ЖИЛЬЦОВА - На шпильках, да. Туда-сюда, туда-сюда. Там 3 часа концерт и 4.50 платили.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну это когда было-то, Светлана!

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Ну, вот это было очень давно.

Э.НИКОЛАЕВА - Да.

С.ЖИЛЬЦОВА - Потом 6.50. Я была заслуженная тогда...

Э.НИКОЛАЕВА - Но сейчас-то это же...

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, сейчас... Сейчас ну что я выйду? Ну что я выйду?

Э.НИКОЛАЕВА - Сейчас уже 4500 могут заплатить. И не рублей.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Ну, я не знаю про такие цены. Но я отказывалась очень много.

Э.НИКОЛАЕВА - 2 тысячи долларов точно получают, я думаю, ведущие.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, не всегда. Не всегда.

Э.НИКОЛАЕВА - Если не больше, я думаю.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Не всегда. Сейчас вот такие деньги, мне кажется, получают популярные молодые. А нашего, вот, порядка несколько меньше. Но тоже...

Э.НИКОЛАЕВА - Но тоже неплохо.

С.ЖИЛЬЦОВА - Но я... Да.

Э.НИКОЛАЕВА - Неплохая прибавка к пенсии.

С.ЖИЛЬЦОВА - Я Вам должна сказать, что, во-первых, я отказывалась очень часто, а это не любят...

Э.НИКОЛАЕВА - Капризничали.

С.ЖИЛЬЦОВА - ...работодатели. Нет, как-то забывают, вот, как-то забывают. Во-первых, у меня.

Э.НИКОЛАЕВА - Вы выпадаете из обоймы.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, из обоймы. Вот, и во-вторых, у меня просто дом, который я очень люблю, на который надо тоже тратить время, и я это делаю с удовольствием. Потому что в молодости, когда было огромное количество передач, были концерты, когда мы ездили и на БАМы, куда-то на Дальний Восток, зарабатывали деньги, потому что тогда платили гораздо меньше, чем сейчас. Сейчас, мне вот, интересно моей маленькой внучке, которой я...

Э.НИКОЛАЕВА - Реализовалась Ваша давняя мечта...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да.

Э.НИКОЛАЕВА - ...погрузиться в домашнее хозяйство.

С.ЖИЛЬЦОВА - Я, в принципе, в общем-то, хотя как сказать, энергична не в плане, вот, пробивания локтями, а в плане того, что я обязательно должна что-то делать.

Э.НИКОЛАЕВА - Быть полезной.

С.ЖИЛЬЦОВА - Я не могу сказать, что я сижу, да, и, вот, просто получаю удовольствие. И то, что, может быть, недодала своему сыну, я сейчас с удовольствием делаю со своими... очаровательные мои две девушки, Катя и Лиза.

Э.НИКОЛАЕВА - Это две внучки?

С.ЖИЛЬЦОВА - У меня сын, да, а это, значит... и женат. Вот это две внучки, его...

Э.НИКОЛАЕВА - А, это две внучки, это у него две дочери.

С.ЖИЛЬЦОВА - Две дочери, да. Очень умницы большие. Старшая хочет тележурналисткой быть...

Э.НИКОЛАЕВА - А сколько ей сейчас лет?

С.ЖИЛЬЦОВА - Ей 13, ну, Вы знаете, они такие акселераты! У меня такое ощущение... У нее же 1.67. Она высокая, стройная, очаровательная...

Э.НИКОЛАЕВА - Фотомодель.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну абсолютно...

Э.НИКОЛАЕВА - На Вас похожа?

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, я где-то в тайне так думаю, но не скромно говорить, что есть... Каждый считает, что она похожа...

Э.НИКОЛАЕВА - На бабушку.

С.ЖИЛЬЦОВА - ...на одну бабушку, на папу, на маму. Ну, в общем... Я-то говорю, что...

Э.НИКОЛАЕВА - Но Ваш типаж, да?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да. Да.

Э.НИКОЛАЕВА - В студии нашей программы Светлана Жильцова, заслуженная артистка телевидения и России. А какая у Вас сейчас пенсия?

С.ЖИЛЬЦОВА - Вы знаете, я как-то даже, вот, очень трудно с деньгами. Не потому, что у меня их безумного много, а мне трудно как-то... я вообще считаю все плохо. Вот в каких-то...

Э.НИКОЛАЕВА - Да, с математикой у Вас всегда были проблемы.

С.ЖИЛЬЦОВА - Не то слово. В каких-то трех ведомостях я расписываюсь. Там, 2700 - вот такая, официальная, потом что-то прибавляют, каких-то 200 рублей, за что я забыла. Вот, монетизация что ли, за что-то мне, вот, какие-то деньги положены. И еще, вот, как все говорят, лужковская. Ну, в общем, в районе 3 тысяч с чем-то. Ну, муж работает. Безусловно, если бы я жила на пенсию...

Э.НИКОЛАЕВА - Конечно, не сильно разгуляешься на такие деньги.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, если бы я была... жила на пенсию.

Э.НИКОЛАЕВА - Это один поход в магазин, наверное. Современный.

С.ЖИЛЬЦОВА - А Вы знаете, у меня такое ощущение: вот, вообще, это безумный стыд.

Э.НИКОЛАЕВА - Даже не в дорогой магазин.

С.ЖИЛЬЦОВА - Безумный стыд для страны. Люди работали, создавали то, что... к чему...

Э.НИКОЛАЕВА - Цвет нации.

С.ЖИЛЬЦОВА - Не только я, там, кто-то в какой-то другой профессии. Но они создали все это своими руками.

Э.НИКОЛАЕВА - Конечно.

С.ЖИЛЬЦОВА - Получали гроши, можно сказать.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну, тогда гроши и сейчас гроши.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. И вот это, вот, так основа... вот они пришли этим, как бы, пользуются, а платят за то, что те люди вот так вот, там... и пенсионеры, там, я не знаю, военные какие-то... Но если бы я жила на эту пенсию, то Вы бы меня не узнали. Вряд ли бы я выглядела...

Э.НИКОЛАЕВА - Выглядела так привлекательно.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да, там, я не знаю...

Э.НИКОЛАЕВА - Сейчас.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да.

Э.НИКОЛАЕВА - Светлан, у нас рубрика блиц: о Вас коротко. В этом году у Вас круглая дата - не будем говорить, сколько. Или скажем?

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, нет, нет, не хочется, правда, не хочется, честно говоря. Честно говоря, не хочется.

Э.НИКОЛАЕВА - Ведущими КВН были Аксельрод и Жильцова. Потом Масляков и Жильцова. Потом остался один Масляков.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, правильно.

Э.НИКОЛАЕВА - С телевидения Вы ушли в 93 году?

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, 92... Нет, попозже немножко.

Э.НИКОЛАЕВА - Попозже.

С.ЖИЛЬЦОВА - Попозже, да. Попозже.

Э.НИКОЛАЕВА - Вы преподаете в школе ТВ-мастерства в Останкино?

С.ЖИЛЬЦОВА - Вы знаете, я пытаюсь. Я еще... нельзя сказать, что я на двух ногах стою, но меня так просили, как бы...

Э.НИКОЛАЕВА - Да Вы уж давайте, работайте, Светочка.

С.ЖИЛЬЦОВА - Меня... Я отговаривалась, говорила... ну вот, попросили в этом году, я так, пытаюсь, я еще ни в каком не штате, а просто, вот, пытаюсь пробовать свои силы, да.

Э.НИКОЛАЕВА - Вас приглашают работать в эфире?

С.ЖИЛЬЦОВА - В эфире не работать. Как гостью приглашают во многие передачи, да. Но я стараюсь отказываться. Потому что говорить одно и то же неинтересно. А то, что мне интересно, я, вот, пожалуйста.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну, Вы можете говорить спокойно и о политике, да?

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, как Вам сказать? Это, знаете, самодеятельность с моей стороны.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну, а на "Эхо Москвы" о политике можно говорить все. Поэтому сейчас новости и реклама. Мы...

С.ЖИЛЬЦОВА - Светлана Жильцова.

Э.НИКОЛАЕВА - ...и Элина Николаева вернемся в эфир через несколько минут.



НОВОСТИ



Э.НИКОЛАЕВА - В студии нашей программы Светлана Жильцова, заслуженная артистка телевидения и России. Светочка, скажите, Вы по-прежнему ежедневно оттачиваете технику речи?

С.ЖИЛЬЦОВА - Ой, ну...

Э.НИКОЛАЕВА - Правильно я сказала? Как важно иметь еще, ко всему прочему, выразительный голос.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, голос, это, по-моему дано, конечно, природой. Что уж дано... там можно, чтобы он звучал, для этого существуют, действительно, преподаватели по технике речи. И у меня в молодости были. Такая, Юзвицкая на радио, когда я пришла. И когда я еще в школе училась, занималась в студии художественного слова, в городском Дворце пионеров. Там у нас было, вот, это дело поставлено на очень хорошую ногу. А оттачиваю как я...

Э.НИКОЛАЕВА - Я прочитала, что Вы каждый день занимаетесь тем, что... ну, может быть, не сейчас. Каждый день нужно, вот, заниматься...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, это кто...

Э.НИКОЛАЕВА - Произношением.

С.ЖИЛЬЦОВА - ...кто выходит в эфир, вот, обязательно, чтобы все звуки, конечно, звучали. У нас был... ну, это по технике речи такие упражнения есть, всякие скороговорки, "тр-тра, тр-тро..." Знаете, слышали такое?

Э.НИКОЛАЕВА - Нет, нет, ну-ка скажите...

С.ЖИЛЬЦОВА - Карл у Клары украл кораллы. Вот, лавировали корабли да не вылавировали. Чтобы язык был не тяжелый.

Э.НИКОЛАЕВА - Ничего себе!

С.ЖИЛЬЦОВА - Сейчас я этого не делаю, конечно, так вот, как-то немножечко. Ну, стараюсь. Но это уже выдрессировано.

Э.НИКОЛАЕВА - Давайте-ка попробую я тоже: Карл у Клары украл кола... кораллы...

С.ЖИЛЬЦОВА - А вот смотрите, это полегче, я Вам скажу: лавировали корабли, да не вылавировали.

Э.НИКОЛАЕВА - Ничего себе, полегче! Лавировали корабли, да не вылавировали.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, гениально сказали.

Э.НИКОЛАЕВА - Лавировали корабли, да не вылавировали. Да. Ну ничего себе! И так по часу и по многу.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Э.НИКОЛАЕВА - И что, у всех наших юных телеведущих получается это все?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да юных я не знаю. Ну, первое время, когда все рвались на телевидение, когда была объявлена широкая свобода, и все считали, что делать нечего, там так все легко - вышел и сказал. Вот, выходили говорили, кое-как и чисто, так сказать. Мысли были своеобразные, облеченные в своеобразные слова, и произношение было... Теперь, мне кажется, это, вот, взяли на вооружение, теперь уже строже относятся.

Э.НИКОЛАЕВА - А почему, вот, всем людям не "ставят" голос - ведь это здорово, иметь свой голос. Вот, мне кажется, я от этого страдаю, у меня какой-то не четко поставленный голос.

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, ну голос у Вас нормальный, почему? Голос - это краски, я говорю, это дано природой. Можно, чтобы он звучал - иногда бывает тусклый голос, но надо, чтобы звучал. Для этого существуют дыхательные упражнения, потом там, все "му, мо, ма, ме, ми..." - вот, ну, это серия упражнений. А кто будет ставить? Пожалуйста, каждый может, волен выбрать себе какого-то...

Э.НИКОЛАЕВА - А есть у нас педагоги по постановке голоса?

С.ЖИЛЬЦОВА - Есть, пожалуйста. Только надо, как Вы думаете, платить деньги...

Э.НИКОЛАЕВА - Порекомендуйте мне какого-нибудь.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, вот, я знаю, что в школе, вот, в университете, на телевидении, знаю, Солилова. Она пользуется большим уважением, она на радио работала. И у нас работала. Ну, вот, была Юзвицкая, она, к сожалению... Ну, она уже была, так сказать, в возрасте, умерла. Это была гениальная...

Э.НИКОЛАЕВА - Это Ваш педагог?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, я ходила к ней совершенно всегда. И гекзаметр пели: "Там предстала супруга..." и т.д.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну-ка, ну-ка, спойте-ка еще, что это такое?

С.ЖИЛЬЦОВА - "Там предстала супруга, при нею одна из прислужниц. Сыну перси держала...", какого-то младенца... и все выше, выше, выше...

Э.НИКОЛАЕВА - А, это нужно так, подбираться... забираться, забираться...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да. Это называется гекзаметр. Вот.

Э.НИКОЛАЕВА - Гекзаметр. А для чего это используется?

С.ЖИЛЬЦОВА - Вот для голоса, вот чтобы он мог лететь воздушно. Где нужно, там, где-то ниже интонацию, чтобы он...

Э.НИКОЛАЕВА - Парить как птица.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, чтобы он был, вот, диапазон имел широкий.

Э.НИКОЛАЕВА - Надо же, как интересно. Хорошо, Вы могли бы сейчас провести на ТВ или, вот... собственно, здесь мы уже с Вами начали проводить некоторые уроки. И вот здесь вот теперь, на радио, урок английского языка. Так, как Вы это делали раньше. Вы же ведь очень хорошо знаете английский язык.

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, ну это было бы нескромно сказать, что очень хорошо знаю. Во-первых, я закончила много-много лет назад - сколько, не буду говорить. И практически, опыта никакого не было, потому что у меня сразу другая профессия была. Я попала на телевидение, когда я училась на четвертом курсе. И я уже знала, что у меня будет другая профессия... Вы знаете, как в молодости, особенно, когда много всяких интересных дел, встреч и т.д., уже знаешь, что, вроде бы, тебе не очень нужно... а тогда он, ну, практически... переводчики, там, еще в каких-то, вот такого общения не было. Я уже немножечко так, дала слабину.

Э.НИКОЛАЕВА - Халтурили.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, это очень громко. Но где-то было.

Э.НИКОЛАЕВА - Светочка, но тем не менее, Вы преподавали.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. У меня очень... мне нравится...

Э.НИКОЛАЕВА - Вы же что-то на "Образовательном канале" вели.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, это такое... я как бы принимала участие в этих скетчах. У меня хорошее произношение, это мне всегда англичане отмечали.

Э.НИКОЛАЕВА - Какое-то очень необычное.

С.ЖИЛЬЦОВА - Когда меня принимали, мне сказали, что у меня пикантное произношение.

Э.НИКОЛАЕВА - Пикантное.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. И... да, пикантное. И мне очень нравилось... вот больше всего в английском языке мне нравится фонетике. Я сидела, когда я училась в Инязе, сидела много часов самостоятельно, добровольно, в наушниках, и слушала, вот, фрагменты из английских, там...

Э.НИКОЛАЕВА - Звучаний.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. В исполнении блистательных актеров. Ну, например, вот "What`s the devil wait on? That my slippers. Where are your slippers? And where... Take them! And may you never have a dare..." Ну все, забыла... Ну, неважно. Вот, это из "Пигмалиона".

Э.НИКОЛАЕВА - Да...

С.ЖИЛЬЦОВА - Вот этому все, вот с интонациями все мне.

Э.НИКОЛАЕВА - Здорово!

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да.

Э.НИКОЛАЕВА - Действительно, это просто театрализованный...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да.

Э.НИКОЛАЕВА - Кусочек театра...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да.

Э.НИКОЛАЕВА - ...на английском языке.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. И вот меня пригласили на... тогда это был учебный, по-моему, третий или четвертый канал - я уже не помню. И вот в этих скетчах маленьких я принимала участие, я...

Э.НИКОЛАЕВА - Скажите еще что-нибудь, хоть... все-таки урок.

С.ЖИЛЬЦОВА - Урок... там не было. Там: lesson number 9. lesson 9. И потом какие-то правила английские, я повторяла, там, какие-то слова. Но это все очень достаточно, ну не примитивно, но просто было. Потом... там принимали участие и профессора, и прочие. И вот какие-то маленькие скетчи - я уже не помню оттуда.

Э.НИКОЛАЕВА - Хорошо. Русский язык Вы преподавали на телевидении только в Японии?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Только в Японии. У меня же, вроде бы, хоть и филологическое образование, но английский иностранный язык.

Э.НИКОЛАЕВА - Но педагогические способности у Вас потому, что Вы педагогическое отделение иностранного языка...

С.ЖИЛЬЦОВА - А Вы знаете, в Японии, там, как бы, были сценарии уже определенные. И просто надо было принимать участие. Твоя самостоятельность просто проявлялась в том, что надо писать маленькие было беседки. Вот, ну, какие-нибудь. Одно время это... ну, мы, как советские люди, когда ездили, что мы говорили? О комсомоле, о Красной площади - 3 минуты надо было. Мы говорили на русском, а шли японские иероглифы. Ну вот, а потом попросили его, говорят: "Вы знаете, уже все. И Шатирова-сан, и Вы..." Шатилова-сан - ну, они "л" не выговаривают, "р" у них.

Э.НИКОЛАЕВА - Шатилова поэтому.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, "Шатирова" они говорят.

Э.НИКОЛАЕВА - Шатирова.

С.ЖИЛЬЦОВА - Шатирова-сан.

Э.НИКОЛАЕВА - Они "л" не выговаривают.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, "л" не выговаривают. Светрана-сан я была.

Э.НИКОЛАЕВА - Светрана.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, Светрана-сан. "Мы Вас просим... очень много мы уже знаем о Советском Союзе, о ваших пионерах, обо всем..." Мы же не имели права... это трудно понять, надо пожить в это время.

Э.НИКОЛАЕВА - Конечно.

С.ЖИЛЬЦОВА - Но, говорит: "Пожалуйста, на бытовые темы, будьте добры, расскажите, как русские пьют водку, как женщины красят губы ваши, как моются в бане"... И у меня так голова пошла кругом...

Э.НИКОЛАЕВА - А можно ли? Наверное, начали звонить руководству и спрашивать.

С.ЖИЛЬЦОВА - Я просто пошла к послу, что Вы! Он мне сказал...

Э.НИКОЛАЕВА - Послу даже пожаловались!

С.ЖИЛЬЦОВА - Пошла, я говорю: "Что мне делать?"

Э.НИКОЛАЕВА - Как пьем водку, приходится рассказывать. Надо сдаваться.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да. Он сказал: "Светлана, мы очень в этом деле заинтересованы. Ну, как-нибудь, с юмором расскажите". Ну, вот так.

Э.НИКОЛАЕВА - Как мы на самом деле пьем водку.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да.

Э.НИКОЛАЕВА - И разговариваем на чисто русском языке.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, я сказала, что у нас пьют водку только по праздникам - я же советский человек! На белой крахмальной скатерти...

Э.НИКОЛАЕВА - Да, да, да.

С.ЖИЛЬЦОВА - В хрустальных рюмочках.

Э.НИКОЛАЕВА - Итак, в студии нашей программы Светлана Жильцова, заслуженная артистка телевидения и России. Свет, скажите, а как Вы оцениваете русский язык современных телеведущих?

С.ЖИЛЬЦОВА - Вы знаете, я уже давно достаточно, вот, мало смотрю, ну, повседневные передачи. Я смотрю больше, вот, по "Культуре". Безумно мне нравится в 10 часов...

Э.НИКОЛАЕВА - Это у Вас такой мягкий уход от ответа, да?

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, нет, нет. Ну вот я, например, и принимала участие, первое время смотрела... как же, "НТВ"... Ханга где принимает участие... в свое время была еще...

Э.НИКОЛАЕВА - "Принцип домино"?

С.ЖИЛЬЦОВА - "Принцип домино". И первое время, вот, я смотрела, мне очень нравилась вот эта непосредственность, очень умные и интеллект высокий. И они разные, все мне очень нравилось. Но были, я сейчас даже не могу припомнить, когда, вот, появлялись, когда не хотелось слушать. А сейчас я, вот, эти ток-шоу не гляжу, где человек самостоятельно мыслит и самостоятельно выражается. А те, кто читает информацию - вот я смотрю информацию, - там все есть, вот, написанное, как бы, вроде, говорят.

Э.НИКОЛАЕВА - Вроде бы...

С.ЖИЛЬЦОВА - Что мне нравится, Вы знаете, в общем-то, ведущие, ну, свободно мыслят и свободно говорят. И неплохим языком, на мой взгляд.

Э.НИКОЛАЕВА - Да?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Дело в том, что если бы я смотрела, вот, все, может быть, бы я бы Вам...

Э.НИКОЛАЕВА - Более критично.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, более критично. А так я выборочно. А "Культура" мне вся нравится практически.

Э.НИКОЛАЕВА - Канал "Культура"?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Андрей Максимов потрясающий ведущий. И т.д. Смотрю то, что хорошо.

Э.НИКОЛАЕВА - То, что на душу ложится? Давайте, Светочка, представим, что Вы, как это раньше было, председатель "Гостелерадио". Какие бы программы Вы оставили в эфире?

С.ЖИЛЬЦОВА - О, какой..!

Э.НИКОЛАЕВА - А Вас, кстати, на ковер вызывали?

С.ЖИЛЬЦОВА - Вызывали.

Э.НИКОЛАЕВА - К Лапину когда-нибудь?

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, к Лапину не вызывали на ковер. Когда были командировки за границу...

Э.НИКОЛАЕВА - Да.

С.ЖИЛЬЦОВА - Всех. Ну, у нас были поездки в соцстраны с программами. Мы что-то там говорили. И вот, собиралась коллегия из главных редакторов всех редакций с Лапиным во главе, и, значит, вот, допрашивали. Ну, разные вопросы задавали.

Э.НИКОЛАЕВА - Насколько Вы идейно выдержанная.

С.ЖИЛЬЦОВА - И мне да... Вот мне пришлось, когда я ехала в Болгарию, на "Золотой Орфей", где Пугачева получила ту самую премию...

Э.НИКОЛАЕВА - Да, да, первую свою...

С.ЖИЛЬЦОВА - ..."Золотой Орфей". Это был сумасшедший "Орфей", она была, конечно, гениальна. Вот, и я была вызвана на этот ковер. До сих пор помню, что я стояла... такой мраморный столб, я возле него стояла, и такой Синклит, Олимп сидел. И, значит, все, конечно, Лапин, все его очень боялись... очень боялись. А я только что приехала из Японии, уже немножко расслабленная во всех своих...

Э.НИКОЛАЕВА - Такая европейская, заграничная дама.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, во всяком случае, внутри я уже не дрожала вот так.

Э.НИКОЛАЕВА - Да, да, да.

С.ЖИЛЬЦОВА - А в это время как раз был запрет на появление в эфире бородатых и с длинными волосами.

Э.НИКОЛАЕВА - Дам? Или мужчин?

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, нет, нет, нет, мужчин. Усы...

Э.НИКОЛАЕВА - Бородатых...

С.ЖИЛЬЦОВА - Бородатых, усатых, с длинными волосами - это чтобы не было.

Э.НИКОЛАЕВА - В качестве ведущих?

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, вообще люди.

Э.НИКОЛАЕВА - Или просто типажей чтоб даже таких не было?

С.ЖИЛЬЦОВА - Нет, чтобы, вот... там у нас, я сейчас не помню фамилию, был потрясающий...

Э.НИКОЛАЕВА - Чтобы даже мимо не проходили бородатые?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Музыковед был сказочный, хорошо мыслил, все знал. И у него, вот, сказали, или сбрить, или из эфира. Но он был горд, он сказал "не буду сбривать", его из эфира убрали.

Э.НИКОЛАЕВА - Какая жестокая цензура!

С.ЖИЛЬЦОВА - Вот, когда я, вот, стояла у столба, и этот "Орфей" должны были потом показывать, и он говорит: "Светлана, ну, я прошу вас, вы уж так постарайтесь..." Я не поняла, с юмором или нет, потому что он очень суров. Не думаю, что это с юмором. "Уж вы сделайте так, чтобы там не было бородатых и, вот, усатых, чтобы это..." А Вы представляете, приглашают из Англии, там - международный конкурс. Ну что я...

Э.НИКОЛАЕВА - Чтобы наши люди...

С.ЖИЛЬЦОВА - Я говорю: "Хорошо, Сергей Георгиевич, я с ними обязательно поговорю". И Вы знаете первый... Все, главное, так "ха-ха-ха". И вдруг смотрят - он серьезен, и все стали тоже...

Э.НИКОЛАЕВА - Типа, расслабляться нельзя.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Ничего со мной не сделали, отправили...

Э.НИКОЛАЕВА - Остались живы.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Да.

Э.НИКОЛАЕВА - Слава Богу. Ну, конечно, я Вас сама увела от ответа на мой самый первый вопрос по поводу того, какие бы...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да, да.

Э.НИКОЛАЕВА - ...будь Вы председателем "Гостелерадио", оставили бы в эфире.

С.ЖИЛЬЦОВА - Какие бы программы? Ну, я бы оставила, конечно, вот, все вот эти "Библейские сюжеты", все выступления Антонова и Пиотровского. Вот, хороших ведущих - Архангельского... потом, вот, "Кто мы" идет - вот сейчас поздно, шла в 8 часов... это очень хорошая передача. Ну, по центральным каналам... ну, я сериалы не смотрю, потому что уж очень какой, вот, прям низкой пробы. Хорошие есть сериалы, несколько вот были, но их штуки четыре. Лучше бы меньше да лучше, я так считаю. Вот по такому принципу. Если уж развлекательные передачи, то тоже нужно какой-то новый стиль искать. Ну, вот "Песня года", ну это уже вот сколько - 20 или 30 лет идет уже. Вот вот эти долгие передачи, которые идут, они немножко утомляют. Ну, какие, вот, передачи? Крыловская передача очень симпатичная, милая. Ну, так, чтобы человек мог мыслить, во-первых...

Э.НИКОЛАЕВА - И при этом...

С.ЖИЛЬЦОВА - Чтобы чего-то он смог для себя взять что-то... а то я уже говорю неправильно по-русски сама. Что-то для себя взять, и чтобы он задумался о чем-то. Если это музыкальная, то тоже хорошая... Легкая же есть музыка есть чудная. Нельзя же вот, все время эту попсу, эти... Может быть, я уже, знаете, как женщина элегантного возраста...

Э.НИКОЛАЕВА - Баба старая!

(смеются)

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, начинаю... Начинаю ворчать. Но вот это мне все как-то не по душе.

Э.НИКОЛАЕВА - В студии нашей программы Светлана Жильцова, заслуженная артистка телевидения и России. Давайте поговорим на тему, которую мы уже начали было обсуждать с Вами по телефону. Внешние отличия старого и нового ТВ. Вы были одеты в красивые одежды, для многих, тогда еще советских людей недоступных. Но они Вам звонили, просили совета, выкройку, по-моему, даже выслать просили?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да, да, да. Вы знаете, ну, наверное, вот этот вот экран, он имеет какое-то такое свойство делать лучше и человека, в основном, и то, что на нем надето. Поскольку не было у нас такой особой возможности хорошо одеться, но мы, конечно, старались, потому что это была наша профессия. У многих были свои портнихи, там... ну, какие-то журналы смотрели. И сами хотели получше выглядеть. В общем-то, где-то на нас равнялись, потому что я много писем получала по поводу моих туалетов, если можно, так это громко звучит сейчас. Но я помню, что мне моя портниха сшила очень хорошее красивое, там, платье, я купила ткань, и она мне это все сшила, и молния была спрятана где-то сзади под воротником. И зрительница никак не могла понять, как это... вот как я его надеваю, как я его надеваю на себя, потому что нету молнии, нету - вот как...

Э.НИКОЛАЕВА - Не видно.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. И она, вот, прислала мне письмо. "Я свою... дочь у меня выходит замуж, я хочу, чтобы у нее было очень красивое платье. Мне очень нравится ваше это платье, не можете ли вы мне прислать..."

Э.НИКОЛАЕВА - Выкройку.

С.ЖИЛЬЦОВА - Выкройку. Но мы были, как бы сказать, не могли сами решать очень часто, что нам надевать, потому что начальство считало, что надо быть поскромнее. Не у всех есть возможность одеться так, как мы выглядим. Чтобы не было там... сережки чтобы не были длинные. Не надо выделяться в эфире.

Э.НИКОЛАЕВА - Не все себе такого могут позволить.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. И я помню, что у нас у одной диктора просто перед эфиром пришли и сережки сказали убрать немедленно.

Э.НИКОЛАЕВА - Снять клипсы!

С.ЖИЛЬЦОВА - А брюки когда вышли в моду... ну, мы же молодые все, нам хочется быть красивыми. Я первый брючный костюм по блату достала, вышла в эфире на КВНе довольная, радостная. И мне много писем, одно я до сих пор помню, прислали женщины, девушки, я уж не знаю, кто там, молодые или пожилые. С какой-то фабрики из Казани написали: "Светлана, мы считали вас идеологически и... чего-то еще, как-то, каким-то, там, партийным, что ли... выдержанным человеком. Но что вы сделали с собой? Снимите эти брюки!" Ну, в общем, не советский человек.

Э.НИКОЛАЕВА - Вульгарно выглядите в брюках.

С.ЖИЛЬЦОВА - И в конце, там, 20 подписей.

Э.НИКОЛАЕВА - В общем, раньше дамы были, конечно, эталоном и предметом обожания, и предметом, как бы, для подражания. А сейчас какие-то, Вы не обратили внимания, Светлана Алексеевна, дамы у нас какие-то стали бледные все, невзрачные, серо одетые. Может быть, это все от общественного устройства? Как говорят, у нас чиновничье государство, и люди как все в униформе, телеведущие.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну Вы знаете, я, может быть, не очень согласна с этим. Но вот дикторы, читающие... женщины-дикторы, читающие информацию, у них действительно, традиционно скромные костюмы - это пиджачки и какие-то кофточки такие серьезные. Но я согласна здесь, что в информации действительно надо... Должен быть свой стиль такой, достаточно скромный, чтобы люди понимали, о чем читают.

Э.НИКОЛАЕВА - Возьмите итальянских женщин. Вы посмотрите - их просто сажают в эфир в качестве дополнения, даже если они не принимают участия - не берут интервью и не отвечают на вопросы - а как красивый элемент, украшение картинки.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну, Вы знаете, я не видела итальянского телевидения, не могу Вам ничего сказать. Вот только в Японии видела, как женщина, как бы читая информацию... ну, поскольку язык был не русский, не английский, я плохо понимала, видела только, вот, картинку. Она там сначала сидела, вот, в пиджачке, да, в какой-то кофточке, галстучек. Потом постепенно стала, читая информацию, потом постепенно стала все с себя снимать. И осталась в конце концов в одном галстучке. Может быть, это... вот это хорошо, но я думаю, что надо быть...

Э.НИКОЛАЕВА - Я поняла, Светочка, Вы видели на японском телевидении нашу программу "Голая правда". Вы меня разочаровали: я-то думала, что хоть эту программу наши сами придумали. В студии нашей программы Светлана Жильцова, заслуженная артистка телевидения и России. Светочка, Вы, наверное, много писем получали от воздыхателей?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, писем много получала, разных притом. Да, да, да, да.

Э.НИКОЛАЕВА - "Выходи за меня замуж, я тебя люблю".

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, был солдат один, сказал, что, "во-первых, я, говорит, культурно живу, у меня телевизор есть". Вот. "Выходи за меня замуж", да.

Э.НИКОЛАЕВА - И что Вы будете с телевизором с этим делать?

С.ЖИЛЬЦОВА - Не знаю, тогда это была редкость.

Э.НИКОЛАЕВА - А Вы уже замужем были тогда?

С.ЖИЛЬЦОВА - Была замужем, да.

Э.НИКОЛАЕВА - А мужу показали это письмо?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да я просто... их так много...

Э.НИКОЛАЕВА - "Выходи за меня замуж, у меня телевизор есть".

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, очень много сумасшедших писало. Один написал, ну, такими, корявыми буквами совершенно, что "Светлана, я тебя люблю, но ты не ревнуй меня, я гуляю, там, с какой-то Любовью Яковлевной Львовской". (смеется) В общем, вот такие. Но были хорошие, когда меня встречали с цветами, дарили словарики, вот, английские, которые было сложно достать - "Хорнби" и "Оксфорд", прям, у меня до сих пор они. Так что всякое было.

Э.НИКОЛАЕВА - В студии нашей программы Светлана Жильцова, заслуженная артистка телевидения и России. Светлана, вот я знаю, что в Вашей семье очень любят собак - дворняжек... Вы не знаете, какой идиот - не побоюсь этого слова - время от времени по телевидению устраивает репортажи о том, что эти несчастные животные собираются в стаи и кого-то там кусают и представляют огромную опасность. Вот по мне, то если и кусают, то домашние породистые вот такие мордовороты, которые так популярны у разбогатевшего нынешнего населения. Вы как считаете?

С.ЖИЛЬЦОВА - Вы знаете, я, честно говоря, не знаю, мне приходилось встречаться вот с таким явлением. Но я по телевидению, вот, видела женщину, которую покусали. Я не знаю, это может быть... ну, наверное, какие-то единичные случаи.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну есть, конечно, которые единичные...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да.

Э.НИКОЛАЕВА - Но представляете, как они озлобляют и без того озлобленное наше народонаселение.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да. У нас... Да, у нас, вот, возле нашего метро группа собак разных пород... ну, в смысле, все дворняжки, но там есть где-то какие-то...

Э.НИКОЛАЕВА - Да. Примеси.

С.ЖИЛЬЦОВА - Примеси - видно и по расцветке, и по окрасу и по просто экстерьеру. Но дело в том, что они добродушные. А поскольку их подкармливают все - и я тоже, что у меня есть, то я выношу им. И они так, очень любят, особенно тех людей, которые их подкармливают. Даже если проходишь мимо...

Э.НИКОЛАЕВА - Реагируют, да?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Они ушки опускают, хвостики так, опускают и так ласково на тебя глядят. И у нас в метро такая спальня для них в вестибюле. Штук шесть лежит.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну, это, наверное, не очень хорошо...

С.ЖИЛЬЦОВА - Да.

Э.НИКОЛАЕВА - ...потому что о них, конечно, должно заботиться, наверное, правительство, Москвы хотя бы.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ну как, опять я не знаю, я, вот, все по Японии сужу. Там нет бездомных собак. Там... вот, не существует. Их всех, как бы, забирают, там, у них... у кого-то породистые, у кого-то, может быть, дворняжки, но это проблема с собаками, которая есть у нас сейчас, нигде, по-моему, нет, только у нас.

Э.НИКОЛАЕВА - У нас бытует мнение, что если истребить этих несчастных бродячих собак, то их больше не будет. Хотя на самом деле, на их место придут другие, потому что это, как бы, охранные стаи - они как барьер, как заслон от тех приблудных собак из-за границ Москвы, которые приходят в город, т.е....

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да. Ну вот, проблема существует, ее как-то надо решать, но я слышала...

Э.НИКОЛАЕВА - Может быть, воспитывать хозяев агрессивных собак?

С.ЖИЛЬЦОВА - Агрессивных? Ну, надо, конечно, они же... Вы знаете, что...

Э.НИКОЛАЕВА - А некоторые вообще воспитывают агрессию, говорят, вот какое животное, такой и хозяин.

С.ЖИЛЬЦОВА - Это все зависит от человека, мне кажется. Это надо не любить людей, чтобы воспитывать...

Э.НИКОЛАЕВА - Натравливать как-то вот...

С.ЖИЛЬЦОВА - ...собак, да... Если ты хочешь, чтобы эта собака охраняла твое имущество, ну пусть они сидят вот там во дворе или в намордниках, и не надо, вот...

Э.НИКОЛАЕВА - Охраняют имущество.

С.ЖИЛЬЦОВА - ...чтобы это была такая проблема.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну что же, давайте теперь мы послушаем, а Вы проведете урок телевизионного мастерства, как Вы это делаете в школе, в Останкино. Вот что Вы говорите людям, которые первый раз пришли на занятие? Чему Вы их там учите?

С.ЖИЛЬЦОВА - Ой, там... Я говорю: Я только пробу, я делаю первые шаги, поэтому вот так вот просто по полочкам все разложить я не могу, тем более, я человек эмоциональный. У меня, вот, какая-то теория, которая у меня есть, они сразу перемежается с моими эмоциями, где мне что-то не нравится или что-то нравится. Я выплескиваю, забываю, что я говорю. Ну, неважно. Ну, что я учу? Что иногда бывает неправильное отношение к профессии ведущего, раньше диктора. Считали, что там делать нечего, что ты вышел, сказал - и все. И просто получаешь за это деньги, популярность, славу и все остальное. Это совершенно неверно, потому что, вот, сколько людей пыталось, но ничего не выходит. Вот я прочитала в газете, что внучка Ельцина, Маша...

Э.НИКОЛАЕВА - Маша.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. ...пыталась стать диктором.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну, это давно было.

С.ЖИЛЬЦОВА - Не знаю, вот я тут только что... было давно, но прочитала... С ней занимались педагоги...

Э.НИКОЛАЕВА - Я писала об этом лет, наверное, пять назад уже, наверное... Все по новой.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да? И что Кириллов с ней занимался, но ничего не вышло. Понимаете? Значит, видно...

Э.НИКОЛАЕВА - Пишут все по новой. Переписывают, наверное, из старых газет.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да. Я говорю, что для этого нужно, во-первых, быть обаятельным, быть личностью, прежде всего, иметь огромный интеллект, постоянно интересоваться, чтобы ты вышел и чтобы создавалось у зрителя впечатление, что ты только что, вот... у тебя эта мысль родилась, и ты с ними делишься. Вот, импровизатор в хорошем смысле слова. Огромное количество, вот, надо...

Э.НИКОЛАЕВА - Пожеланий?

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, да, да, да, да.

Э.НИКОЛАЕВА - И характеристик. Ну что же, спасибо, Светлана Алексеевна, за то, что почтили своим приходом! Отдельное спасибо за Ваш золотой характер.

С.ЖИЛЬЦОВА - А откуда Вы знаете?

Э.НИКОЛАЕВА - У Вас действительно золотой, написано на лице и светится в глазах.

С.ЖИЛЬЦОВА - Да, спасибо!

Э.НИКОЛАЕВА - Глаза светятся, и им все светится. Вот, дорогие радиослушатели и особенно радиослушательницы - вот человек, с которого нужно брать пример. Какого черта! Мягше надо! Улыбка, плавные движения, поставленная речь - и вы уже по-другому воспринимаете этот мир. Всем пока! В эфире были я, Элина Николаева, и...

С.ЖИЛЬЦОВА - И Светлана Жильцова.

Э.НИКОЛАЕВА - Ну пожелайте что-нибудь от себя.

С.ЖИЛЬЦОВА - Ой, желаю, чтобы всем было очень хорошо, чтобы всегда была улыбка на вашем лице, чтобы у вас был хороший покой - не равнодушие, а хороший покой. Чтобы ваши дети, ваши внуки, ваши мужья, ваши бойфренды, герлфренды были всегда с вами, чтобы не был у вас неприятностей!

Ведущие:
Элина Николаева


26 Февраль 2006
old.echo.msk.ru

Док. 608139
Перв. публик.: 26.02.06
Последн. ред.: 12.11.09
Число обращений: 0

  • Жильцова Светлана Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``