В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Артемьев Эдуард. Линия жизни Назад
Артемьев Эдуард. Линия жизни
30 ноября исполнилось 70 лет композитору Эдуарду Николаевичу Артемьеву, признанному композитору-классику и основателю отечественной школы электронной музыки.

На телеканале "Культура" 30 ноября в 22:30 к 70-летию выдающегося отечественного композитора Эдуарда Артемьева была показана программа "Линия жизни. Эдуард Артемьев".

Ученик известных педагогов, композиторов: Юрия Шапорина и Николая Сидельникова Эдуард Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Встреча в 1960 году с инженером и математиком Евгением Александровичем Мурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС (названного так в честь Скрябина) - перевернула жизнь молодого музыканта. Искусственный синтез звука, акустические эксперименты с шумами, синтез конкретных звуков и инструментальных тембров открыли новые пространства для Артемьева-авангардиста.

Имидж классика и сегодня мало соответствует образу Эдуарда Артемьева. Он практически не покидает свою уникальную домашнюю студию, полностью заставленную ультрасовременной техникой. Находясь в постоянных поисках, он продолжает открывать законы звуковой материи.

Известный в профессиональной среде как новатор в области звуковых эффектов, красочных и необычных музыкальных иллюзий, он активно сотрудничает с кинематографом. Именно поэтому, его творчество - это не только опусы для знатоков-музыкантов, но и яркие музыкальные образы, известные практически каждому зрителю.
Саундреки к "Доктору Живаго", томительно-страстные мелодии из "Сибирского цирюльника", загадочные и устрашающие звуковые комплексы в "Солярисе", звукообраз зоны из "Сталкера" - все это находки Эдуарда Артемьева, без которых уже трудно представить эти культовые фильмы.

В программе "Линия жизни" Эдуард Артемьев рассказывает о своем сотрудничестве с Андреем Тарковским, Никитой Михалковым, Андреем Кончаловским, о работе над оперой "Преступление и наказание", о понимании роли композитора в условиях современной музыкальной индустрии, о проблемах электронной музыки...

О работе с Андреем Тарковским над фильмом "Солярис":
"Когда мы встретились с Андреем Тарковским во время нашей первой совместной работой над "Солярисом", то он мне сказал следующую замечательную фразу: "В принципе, мне композитор не нужен"... Я насторожился. И отвечаю ему: "А что тебе нужно-то?" - "Мне нужен твой композиторский слух. Вот чтоб ты мне шумы организовал. Понимаешь, эта картина, в принципе - прощание с Землей. Человек уезжает, улетает навсегда. Улетает на тот свет буквально, потому что он никогда этих людей больше не увидит. Мне важно, когда он прощается с Землей, шуршание травы, природа, топот копыт, движение машин, то есть то, что его окружает. Эти звуки надо как-то организовывать, чтобы там чувствовалась воля человека".

О сотрудничестве с Никитой Михалковым:
"С Никитой мне очень легко работать. Потому что его энергетика настолько мощная, что он невольно передает себя не словами, а путем какой-то инфлюэнцы своих чувств, просто внедряя их в окружающих. Это на валовом каком-то уровне. И я их ощущаю и понимаю".

О киномузыке:
"Киномузыка - это передача ощущения, настроения эпизода. Причем эпизода целиком, без каких либо подробностей. Бывает, что здесь нужен какой-то акцент. Так была написана "Раба любви", и все остальные фильмы с Михалковым. Это общее чувство того, что переживает героиня в этот конкретный момент или что происходит в целом на экране".

www.radioclassicfm.ru
16.11.2008

Док. 608959
Перв. публик.: 16.11.08
Последн. ред.: 16.11.09
Число обращений: 0

  • Артемьев Эдуард Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``